Файл: Понятие и классификация функций государства (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Вопрос о функциях государства в юридической науке является наиболее важным, поскольку сущность любого государства, его социальное назначение проявляется именно в его функциях, которые подчинены задачам, стоящим перед государством и обществом.

Среди многообразия функций государства весьма значимыми являются экономическая, политическая, социальная, идеологическая и экологическая функции. Названные функции на современном этапе имеют большое значение в деятельности и развитии государства в процессе их осуществления и реализации.

Об эффективности реализации функций государства свидетельствует практическое выражение его деятельности, осуществляемой субъектами власти в правовых и организационных формах. Поэтому, эффективное выполнение государством основных своих функций невозможно представить без конкретных форм осуществления государственных функций.

В этой связи исследование основных аспектов функций государства в нынешних условиях представляется весьма интересным и актуальным. Вышеназванными факторами и объясняется актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности темы. В юридической литературе проблемам функций государства посвящено немало работ, однако в доктрине до сих пор не сформировалось единого подхода к определению и классификации функций государства. Кроме того, отсутствуют однозначные определения отдельных функций.

В ходе исследования, в качестве теоретических материалов были использованы работы таких авторов как Ю.А. Акимова, М.И. Байтин, А.Б. Венгеров, Н.А. Власенко, А.А. Дембицкий, А.И. Денисов, В.В. Егорцев, В.Н. Кручинин, Г.А. Кубышина, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова, В.С. Нерсесянц, А.С. Новикова, В.Д. Перевалов, В.М. Сырых, С.Н. Туманов, Ф.В. Фетюков, И.В. Шебалкин и др.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством основных своих функций.

Предметом исследования являются приоритетные направления деятельности государства по реализации и формам осуществления своих функций.

Целью работы является исследование теоретико-правовых аспектов функций российского государства на современном этапе, а также оценка их эффективности в современных условиях.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

- дать определение понятию «функции государства»;

- выделить основания классификации функций государства;


- раскрыть внутренние функции государства;

- проанализировать внешние функции государства;

- исследовать основные аспекты правовых форм осуществления функций государства;

- рассмотреть организационные формы осуществления функций государства.

Методологическую базу исследования составили как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования: диалектический, системно-структурный, формально-логический, сравнительно-правовой, историко-юридический.

Структура работы построена в соответствии с поставленной целью и задачами исследования и включает: введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список использованных источников права и литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Понятие и признаки функций государства

Проблема функций современного государства в происходящих условиях информатизации, глобализации и экономической интеграции является малоисследованной. Многие современные ученые, раскрывая сущность функций государства, используют теоретические наработки и конструкции советских исследователей, что, по нашему мнению, не является оправданным. Безусловно, вклад советских ученых в развитие учения о функциях государства, достаточно весомый, однако, учитывая реалии сегодняшней действительности, необходимы совершенно новые, соответствующие настоящему времени подходы в отношении понятия функций государства, поскольку функции советского социалистического государства в корне отличаются от функций современного правового и демократического государства.

Традиционно советскими учеными к определению функций государства применялся классовый подход. Так, например, М.И. Байтин считал, что функции государства есть «направление (и сторона) деятельности государства, в которой выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития...»[1].

Н.В. Черноголовкин рассматривал функции государства в неразрывной связи с его классовой сущностью и определял функции следующим образом: «направления (виды, стороны) его деятельности, выступающие как конкретные проявления классовой сущности государства»[2].


Таким образом, позиция советских теоретиков была основана на классовом понимании государства. Из рассмотренных определений к функциям современного государства можно отнести лишь части приведенных дефиниций, а именно то, что функции государства представляют собой основные направления его деятельности.

Следует отметить, что большинство современных исследователей также определяют функции как основные направления деятельности государства. К примеру, В.М. Корельский рассматривает функции государства как «основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами»[3].

Похожую точку зрения высказывает В.М. Сырых, рассматривая под функциями «определяемые конкретно-историческими условиями существования государства его основные направления деятельности по управлению делами общества, осуществляемые в присущих им формах и с помощью специфических методов»[4].

По мнению Н.А. Власенко под функциями государства следует понимать основные направления его деятельности по управлению делами общества с помощью механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов[5].

B.C. Нерсесянц, исследуя проблему функций государства отмечает следующее: «Функции государства по отношению к обществу (гражданскому обществу) – это основные направления его деятельности, нацеленной на решение посредством регуляции общих дел субъектов общества»[6].

Среди современных исследователей, есть ряд ученых, которые дают определения функциям государства, немного отличающиеся от рассмотренных выше. Так, А.Б. Венгеров понимает под функциями государства рассматриваемые в комплексе предмет и содержание его деятельности на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы путем социального регулирования[7].

Л.А. Морозова рассматривает функции государства как особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления его деятельности по управлению обществом[8]. По нашему мнению, такой подход к пониманию функций государства позволяет не только выделить главные, социально значимые сферы деятельности государства, но и проследить, какими средствами, методами и способами, приемами воздействует государство на состояние общественных явлений и процессов.


Функции государства, как и любые другие правовые категории обладают определенными специфическими признаками, отражающими сущность того или иного правового явления.

Функции государства имеют следующие признаки:

- содержание и перечень функций в значительной мере предопределяются сущностью государства, его социальным назначением в общественной жизни;

- главная обязанность государства при осуществлении функций — поддерживать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечивал не только сохранение целостности, процветание общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных личностей;

- исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства, производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития;

- устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность государства в наиболее важных сферах социальной действительности[9].

Признаки функций государства исполняются скоординированными действиями всех органов государства, всем государственным механизмом. Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

На наш взгляд, на современном этапе развития Российского государства можно выделить следующие дополнительные признаки функций государства:

- функции современного государства непосредственно обусловлены объективно необходимыми, социально желаемыми целями и задачами современного демократического общества, и поэтому они зачастую выступают не в чистом виде, а в виде функций-целей и функций-задач;

- они проявляются в фактической деятельности государства по управлению обществом с учетом явлений всемирной глобализации, интеграции стран, информатизации, борьбы с природными катаклизмами, болезнями и др.;

- функции государства юридически регламентированы и организационно обеспечены; в процесс осуществления функций государства может быть вовлечен как весь механизм государства либо большая его часть, так и отдельный государственный орган, при этом вся система функций государства во многом обусловливает структуру его механизма.

Принимая во внимание вышеуказанные точки зрения относительно понятия и признаков функций государства, в завершение рассмотрения данного вопроса, считаем необходимым предложить авторское определение функций государства, выработанное на основе анализа различных дефиниций понятия «функции государства» и на характерных признаках исследуемой правовой категории, представленных в работах авторитетных ученых определим функции современного государства как жизненно важные, нормативно регламентированные и организационно обеспеченные в условиях современного демократического общества сферы конкретной деятельности государства, обусловленные объективно необходимыми его целями и задачами, выражающие его цивилизационную сущность и социальное назначение.


Классификация функций государства

Функции государства классифицируют по самым различным основаниям. Юридическая литература изобилует огромным количеством разнообразных классификаций функций государства, что указывает на дискуссионный и спорный характер рассматриваемого нами вопроса.

Пожалуй, самой распространенной и ведущей является классификация функций государства по сферам его деятельности на внутренние и внешние. Внутренние функции государства направлены на управление внутренней жизнью общества. Каждая внутренняя функция осуществляется в процессе решения государством ряда конкретных внутриполитических задач. Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности в международных отношениях.

Важно отметить, что выделение внутренних и внешних функций государства в нынешних условиях и на данном этапе развития нашей страны носит достаточно условный характер. В свете мировой интеграции стран и глобализации деятельность современного государства приобретает больший международный характер, а деятельность внутри страны в значительной степени зависит от внешнеполитической обстановки и экономической конъюнктуры в условиях рыночных отношений. Конечно, неправильным было бы утверждение о полном смешении внутренних и внешних функций, ведь большинство из них реализуется либо внутри страны, либо за ее пределами, поэтому данный классификационный критерий в современных условиях применять нужно, но с соответствующей оговоркой[10].

С учетом сказанного все более актуальной становится разработка современной концепции функций субъектов государственной власти. Одним из первых подобную концепцию выдвинул И.Н. Гомеров в работе «Государство и государственная власть»[11]. В настоящее время на основе теоретических конструкций названного ученого, суть концепции функций субъектов государственной власти можно представить следующим образом.

Субъекты государственной власти, используя свои права и выполняя свои обязанности, должны обеспечить, с одной стороны, объединение, интеграцию всех граждан государства, его целостность, суверенность, автономность, самостоятельность, независимость, отделение от других государств и стабильность, устойчивость, сохранение, а с другой стороны, его устойчивое развитие – необратимое, закономерное, направленное изменение. В этом и заключается смысл и назначение функций субъектов государственной власти, состоит все существо их официальной деятельности и официальных отношений с контрсубъектами, которое вытекает из природы государственной власти.