Файл: Теории происхождения права (Генезис понимания возникновения права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика подходов к проблеме происхождения права
1.1 Генезис понимания возникновения права
1.2 Характеристика научных подходов к проблеме происхождения права
2. Характеристика теорий происхождения права
2.1 Причины и пути происхождения права
2.2 Общая характеристика основных теории происхождения права
Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных отношений, углубления и обострения противоречий и конфликтов между людьми.
В отличие от обычаев право фиксируется в письменных документах, которые содержат дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации права, появляются новые методы контроля над их выполнением. Споры между людьми разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: ужесточаются меры наказания за посягательство на личность, которые делятся в зависимости от положения потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. [15, C. 45]
Сторонники третьей точки зрения утверждают, что первопричинами происхождения права и государства являются следующие:
божественное происхождение государственной власти, ее освященность именем Бога как создателя всего земного;
биологическая эволюция человеческого рода на пути от низшего к высшему;
антропологические различия людей, приведшие к господству одной расы и принижению роли иных народов и наций;
захваты чужих территорий и насильственное удержание в подчинении их населения;
сила разума, проявившаяся в самоограничении естественных прав человека в пользу общественных целей;
непримиримость классовой борьбы, выразившаяся в установлении господства одних слоев общества над другими;
строительство крупных гидротехнических сооружений, для чего принудительно соединялись массы народа;
психологические потребности людей жить коллективно и взаимодействовать в условиях организованного сообщества;
волевая деятельность «сильной» личности или группы лиц, приводившая их к вершинам политической власти и созданию государства;
глобальные экологически кризисные явления, способствовавшие объединению людей в целях выживания, и др.
На первый план выдвигалась множественность всяких теорий. И эта множественность в теориях и направлениях, пытавшихся сформулировать и отстаивать «единственно правильную» подоплеку событий, приведших к образованию государства и права, вызывается, в частности, следующим:
неадекватностью философско-идеологических воззрений их представителей;
различиями в развитости той или иной формы государственности, которая становилась предметом изучения и обобщения;
социальной и политической заданностью учения, т.е. тем, что именно оно стремилось увековечить или оправдать;
уровнем развития самой человеческой цивилизации и степенью ее общего познания.
Последние обстоятельства становятся решающими в ныне признаваемой совокупности теорий происхождения государства и права. Одни из этих представлений изжили себя, в то же время являя познавательный интерес для наук; другие взгляды продолжают отстаивать неизменность и правоту своих выводов; третьи утвердились в роли частных концепций, раскрывающих определенные аспекты процесса формирования права; другие же переросли свои прежние рамки, став составной частью интегрированных научных знаний о государстве и праве.
Четвертые ученые говорят о появлении права в недрах догосударственного общества. Они, в частности, доказывают, что возникшее — это догосударственное право, которое объективируется в устные формы (устные правовые тексты) и существует как устное право. Такое право имело не только «слабые», но и «сильные» стороны, в частности устная форма объективации являлась препятствием на пути отчуждения права от индивидуума.
Еще в древности право представляло собой текстуально (и процессуально) легитимированную систему отношений, основанную, с одной стороны, на праве требовать безусловного соблюдения установленных в обществе запретов (табу) и правом власти карать нарушителей таких запретов, а с другой — систему отношений, основанных на возможности индивидуума самостоятельно выбирать тот или иной вариант поведения, предоставляемый нормами права, и требовать соответствующего поведения от других членов общества (право выбора жены, право на часть совместно добытых продуктов, право участвовать в выборах, право требовать исполнения заключенного договора и т.д.).
Право, по мнению этих ученых, опознается и как социальный язык, и как универсальный способ социального взаимодействия, представляя собой процесс непрерывного воспроизводства правовых коммуникаций.
Анализ этапов возникновения права позволяет глубже понять его природу и механизм действия в обществе. И это важно, ибо в современном праве не до конца утратила свое влияние «марксистско-ленинская» точка зрения, согласно которой возникновение права связывается с определенным экономическим состоянием общества, возникающим при переходе от «дикости» к «цивилизации» и предполагающим наличие высокого уровня обменных процессов (основанных на индивидуальной свободе и частной собственности), антагонистических классов и государства. В рамках такого подхода до возникновения государства не может возникнуть и право, так как процессы правогенеза и политогенеза (отождествляемого с государствогенезом) протекают одновременно. В первобытных обществах существовала нормативная система, основанная на запретах, при отсутствии прав.
Эта позиция до последнего времени продолжала быть в теории права и государства и при отказе от классовой трактовки природы права. Ее спорность вытекает из признания права и, соответственно, прав, феноменом, связанным исключительно с индивидуальными (частными) межличностными отношениями, защищаемыми государством. Между тем в потестарных (от лат. potes- tas — власть) обществах права носят преимущественно коллективный (публичный), хотя и весьма специфический характер (например, право общества наказывать правонарушителя, право на возмещение ущерба и т.д.).
Нерасчлененность норм потестарного общества отнюдь не лишает их признаков права. Любое табу в такой системе, безусловно, несет важный сакральный смысл. Но любое табу не только устанавливает запрет на совершение определенных действий, но и управомочивает определенные органы управления на требование их безусловного соблюдения, а в случае нарушения — применение к правонарушителям правовых санкций. В то же время в рамках потестарного общества возникают и права индивидуальные. Эти права, действительно, часто связаны с обменными процессами, но обмен не является прерогативой только государственно-организованных обществ с более-менее развитой экономикой. Обмен является одним из компонентов коммуникации и в той или иной форме существует в любом обществе.
2. Характеристика теорий происхождения права
2.1 Причины и пути происхождения права
В истории существовало две принципиально различные системы социального регулирования, соответствующие двум способам хозяйствования: присваивающего и производящего.
Присваивающая система хозяйства (охота, рыболовство, собирательство, земледелие, скотоводство) опиралась только на самоорганизацию и иные самопроизвольные процессы во взаимоотношениях человека и природы. В производящей экономике дело обстояло качественно иначе: самоорганизационные процессы сменяются сознательным регулированием организации сельского хозяйства, ремесла, мореплавания, ирригационного строительства и т.д. [30, C. 225]
Основными способами социального регулирования присваивающей экономики являлись – запреты (табу), дозволения и позитивное обязывание.
Табу ограничивали биологические, половой и пищевой инстинкты человека, так через табу запрещались браки между родственниками, убийство некоторых видов животных в определенные периоды, каннибализм, колдовство, похищения женщин и детей, применение оружия на стоянках, воровство, нарушение супружеской верности и др.
Дозволения определяли время охоты на животных, сроки сбора плодов, выкапывания корней, возможность пользоваться той или иной территорией, источниками воды. Устанавливались правила распределения пищи среди членов общины, организации коллективной охоты, акций мщения за вред, причиненный члену общины и т.д.
Позитивное обязывание позволяло организовать необходимое поведение в процессе приготовления пищи, строительства жилищ, поддержания огня, изготовления орудий труда, средств передвижения. Мужчинам и женщинам, детям и старикам предписывалось выполнять строго определенную работу.
В этот период уже можно разграничивать нормы по объекту регулирования: земельные, имущественные, уголовные, брачно-семейные, процессуальные. Санкции за нарушение этих норм также имели свою структуру: общественное порицание, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.
Содержание основных регуляторов общественных связей этого периода обеспечивало общение людей в процессе решения их трудовых и бытовых задач, обеспечивали наилучшие способы присвоения предметов природы и их переработки. [36, C. 78]
В присваивающей экономике, которому соответствовало доклассовое, догосударственное обществе все социальные нормы существовали в единстве как мононормы – единые нерасчлененные специфические нормы. В них нельзя было выделить отдельно в качестве особых регуляторов поведения ни религию, ни мораль, ни право. Мононормы существовали в виде мифов, ритуалов, обрядов, обычаев и были едины для всех членов общества.
В условиях производящей экономики, а это уже раннеклассовые общества мононормы распадаются, расщепляются на самостоятельные виды норм. Возникает мораль, религия, право. Каждый из вновь появившихся регуляторов новых общественных отношений получает свои собственные характеристики, которые различают эти нормы по структуре, содержанию, форме выражения, процедурам, средствам обеспечения.
Производящая экономика породила два типа цивилизации -- персоноцентристскую и системоцентристкую.
Если социальная система находится в относительно благоприятной среде, то формируется такое общество, нормы которого ориентируются в основном на благополучие индивида и позволяют человеку быть относительно независимым от системы, т.е. свободным. Это будет персоноцентристская цивилизация. Социальные нормы здесь все большее предпочтение отдают свободе человека, но не интересам целого, системы.
Цивилизации противоположного типа – системоцентристские – возникают тогда, когда социальные системы находятся во враждебной географической или социальной среде, а существование человека в системе является формой борьбы за выживание не индивида, а рода человеческого в целом. В системоцетристских цивилизациях социальная система ради продолжения существования людей жертвует конкретными отдельными людьми. Человек здесь – не свободный индивид, не самодостаточная личность, а средство существования системы, обеспечивающей существование всем людям в целом.
Исторически первоначально возникают системоцентристские цивилизации (восточные деспотии) Право как особый социальный регулятор, определяющий меру свободы человека и ее формирующий, возникает и развивается из мононормы персоноцентризма (Древняя Греция, Древний Рим).
Зарождение права осоществлялось в рамках мононормы, присваивающей экономики, в недрах первобытного общества. Право вычленилось на самой ранней стадии становления производящей экономики, когда стали образовываться протогосударства. Применительно к этой стадии развития права допустимы такие названия как архаичное право, племенное, обычное, народное, варварское, примитивное, вульгарное. Временные рамки этого периода назвать трудно, поскольку, в континентальной Европе оно зародилось тогда, когда Римская Империя уже распалась. Завершающий период существования архаичного права можно отнести к IX-XI векам.
Самые первые письменные доказательства существования архаичного права относятся к VII веку до Р.Х. Это папирусные документы, надписи на каменных плитах или памятниках в Египте. В Вавилоне и Исландии также нашли клиновидные тексты, оцененные как правовые источники, например, Законы царя Хаммурапи (1790-1752 гг. до Р.Х.). Греческая цивилизация представлена Законами Соломона (594-593гг. до Р.Х.). Первым письменным римским правовым источником следует считать Законы XII таблиц (451-450гг. до Р.Х.), в Европе это Салическая правда (456г), среди первых англосаксонских источников числятся Законы Этельберга, опубликованные в 600 году, в России первым письменным источником права считается Русская Правда.
Письменные источники архаичного права – всего лишь малая надводная часть айсберга, большая его часть скрыта от нас навечно, поскольку носила устный характер. [39, C. 19]
Среди признаков архаичного права выделяют следующие:
преимущественно устный характер, выражающийся в том, что неписанные правила устно передавались из поколения в поколение в виде устных преданий, рассказов о разрешении споров, юридических по содержанию пословиц и поговорок, конклюдентных действий;