Файл: Особенности управленческого контроля на инновационном предприятии(Основы управленческого контроля ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы управленческого контроля
1.1. Сущность управленческого контроля
1.2. Типы и уровни управленческого контроля
Глава 2. Основы управленческого контроля на инновационном предприятии
2.1. Сущность инновационного развития предприятия
Введение
Под инновационной деятельностью предприятия следует понимать процесс превращения (трансформации) результатов научной деятельности в новый либо усовершенствованный продукт (процесс), реализованный на рынке (использованный в практической деятельности), а также связанные с этим дополнительные научные разработки.
Характерными чертами инновационной деятельности считается ее самостоятельность, рискованность и ориентация на прибыль. При всем этом осуществление инновационной деятельности весьма затратно, что приводит к необходимости ее постоянного финансирования.
Роль финансирования инноваций сводится к созданию механизмов аккумулирования финансовых ресурсов и их вложения в инновационные проекты и программы. Сама система финансирования создает условия для сохранения и развития научного потенциала и обеспечивает контроль за эффективным использованием инвестиций. Помимо прочего она способствует развитию научно-технического потенциала субъекта хозяйствования в приоритетных направлениях, обусловленных его стратегией.
Контроль - одна из важнейших функций на предприятиях, так как отвечает за качество выполненной работы в целом. Без контроля не может строиться в целом работа предприятия, а товар не может выйти на рынок.
Управленческий контроль – это такая функция управленческого состава предприятия, без которой невозможно реализовать другие не менее важные функции управления (организация, планирование, мотивация и т.д.).
Основная задача контроля реально оценить все имеющиеся ресурсы и возможности фирмы на текущий момент. От правильно проведенного контроля зависит дальнейшая судьба предприятия, так как контроль обеспечивает должное функционирование компании нам рынке, тем самым давая возможность ей реализовывать свои цели и решать задачи.
Целью курсовой работы является изучение управленческий контроль на инновационном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить сущность управленческого контроля;
- изучить типы и уровни управленческого контроля;
- рассмотреть сущность инновационного развития предприятия;
- проанализировать управленческий контроль на инновационном предприятии.
Объектом курсовой работы является управленческий контроль, предметом работы – управленческий контроль на инновационном предприятии.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Основы управленческого контроля
1.1. Сущность управленческого контроля
Под управленческим контролем принято понимать регулярную проверку текущего состояния предприятия и особенностей ее функционирования. Под контроль руководителя попадает не только предприятие, но элементы внешней среды. Управленческий контроль – явление непрерывное.
Руководитель осуществляет контроль на предприятии, разделяя его на элементы. Степень интенсивности контроля выбирается на усмотрение руководителя. В данном случае объектом управления является предприятие, а субъектом, осуществляющим контроль, является руководитель. Осуществляя деятельность, руководитель выбирает инструменты воздействия на предприятие и его элементы. Мотивация – эффективный инструмент управления персоналом, ресурсный подход стимулирует производство.[1]
Задачи управленческого контроля:
- анализ затруднительных ситуаций и рисковой активности – позволит руководителю своевременно отреагировать на изменения внешней среды;
- выявление слабых сторон предприятия;
- выявление нарушений в работе предприятия;
- позволяет определить и эффективно использовать скрытые резервы;
- наличие эффективной обратной связи;
- оценка эффективности работы персонала и руководства;
- устранение выявленных неточностей управления.
Задачи управленческого контроля состоят в основном в том, чтобы сделать его более эффективным. Принципы должны восприниматься руководителем комплексно, для получения максимального эффекта. Исходя из представленных задач, могут быть выявлены принципы управления.
Принципы управленческого контроля:
- комплексное воздействие на все сферы деятельности предприятия;
- обеспечение непрерывности деятельности;
- вовлечение в процесс контроля персонала и консультантов;
- формирование эффективной стратегии управления;
- оценка второстепенных сфер деятельности;
- дополнение управления процессом планирования;
- оценка происходящих изменений, формирование гибкой структуры;
- своевременная реакция на происходящие изменения;
- применение принципов экономичности;
- нацеленность на конкретные экономические результаты;
- обобщение итогов контроля.[2]
В данном перечне представлены основные принципы, согласно которым осуществляется контроль. Придерживаясь данных принципов, руководитель сможет производить изменения предприятия, которые принесут финансовую пользу. Контроль – достаточно сложный и трудоемкий процесс. В процессе контроля могут возникать различные ошибки.
Ошибки, возникающие в процессе контроля:
- отсутствие систематического контроля со стороны руководителя;
- осуществление контроля с существенным опозданием;
- наличие тотального контроля без должной необходимости;
- наличие поверхностного контроля.
Предположим, что один руководитель совершил сразу все ошибки. Рассмотрим данную ситуацию более подробно.
Руководитель владеет небольшой типографией с коллективом из трех человек. Он считает, что поскольку коллектив маленький, то систематический контроль совсем не требуется. В процессе работы потребовалось управленческое решение, но руководитель не был к нему готов. Время было упущено, что привело к фатальной ситуации. Об этом сообщили руководителю, и он решил применить пост – контроль данной ситуации, но это не помогло. После этого, руководитель пришел к выводу, что контроль необходим и решил применить тотальное управление. Тотальный контроль тоже не дал необходимых результатов и вновь сменился поверхностным управлением.[3]
Некоторыми компаниями создаются системы контроля, функции которых состоят в посредничестве между планируемыми показателями и деятельностью, то есть посредством системы контроля обеспечивается обратная связь ожиданий, определенных первоначальных планов управления и реальных показателей деятельности предприятия.
На этапе осуществления контроля происходит проверка, в какой степени процесс проведения различных мероприятий позволяет решить поставленные задачи. Поскольку процесс планирования является бессмысленным без контроля, а контроль невозможен без планирования, то руководством осуществляется функция контроля с момента постановки целей и задач и возникновения компании.
Выполнив мероприятия по реализации целей компании, происходит осуществление сравнения плановых и фактических показателей. Посредством обратной связи системы контроля обеспечивается изменение на "входе" для достижения нужных требований на "выходе". В этом процессе управленец (руководитель) вносит изменения, проводя оценку информации об обратной связи, как в саму цель, так и в процесс функционирования системы производства, с целью получения запланированного результата.
По этой причине система, обладающая эффективной обратной связью, способна обеспечить поддержку выходных характеристик в заданном темпе, избегая воздействия внешних и внутренних отклоняющих факторов. При помощи обратной связи в системе контроля можно своевременно исправить отрицательные результаты, либо усилить действие положительных результатов.[4]
Областью применения контроля является вся деятельность компании, которая может повлиять на достижение поставленной цели. В процессе функционирования финансовых ресурсов контроль необходимо осуществлять посредством анализа финансового состояния через бюджет (финансовый план), предусматривающий предельные ассигнования по соответствующим статьям затрат.
В сфере человеческих ресурсов (персонала) – контроль необходимо проводить за счет анализа деловых и профессиональных знаний (навыков), необходимых для исполнения должностных обязанностей и проведения отбора более квалифицированного персонала.
В сфере управления материально-сырьевыми ресурсами контроль производится с помощью разработки стандартов минимально допустимого уровня качества и проведения проверки соответствия поступающих материалов данным стандартам, а также в процессе осуществления контроля за обеспечением запасов материальных ресурсов на предприятии на должном уровне.
Одной из главных особенностей управленческого контроля является его двуликая роль. Результатом процесса глубокой интеграции со стороны контроля и иных элементов управленческой деятельности состоит в том, что нет возможности четкого делегирования полномочий сотрудникам, поскольку все они перемешиваются в процессе деятельности.[5]
Другой особенностью управленческого контроля можно назвать тот факт, что управление пронизывает любую сферу деятельности предприятия и неотделима от нее. Можно сказать, что управленческий контроль — одна из наиболее важных единиц осуществления производственного процесса для товара или услуги.
Рассматривая управленческий контроль в рамках предприятия, основное внимание следует уделить не конечному результату действия, а достижению, выраженному в практике. Концентрация внимания руководителя стоит не в достижении результата, а в формировании приоритетных направлений деятельности и ключевых участков производства с целью их дальнейшего развития и стимуляции.[6]
Управленческий контроль сопряжен с деятельностью руководителя и предприятия в целом. Он неотделим от деятельности руководителя, и пронизывает весь процесс жизнедеятельности предприятия. Главная особенность управленческого контроля — его непрерывность и ориентированность в другие процессы деятельности организации.
Еще одна особенность управленческого контроля — стимулирующая, что создает дополнительные преимущества для руководителя, открывая перспективные направления деятельности предприятия. Акцентируя внимание на перспективных направлениях, руководитель может комплексно развивать свое предприятие и продвигать его вперед. Таким образом, в случае эффективного руководства в течение нескольких лет маленькое, либо среднее предприятие может развиться в небольшой холдинг.
1.2. Типы и уровни управленческого контроля
Существует всего три уровня управленческого контроля: высший, средний и низший. До 1990-х годов на монополистическом рынке существовало определенная градация уровней контроля и функций каждого из них:
- Высший уровень управленческого контроля обеспечивал стратегический контроль на предприятии. Обычно обеспечением такого контроля занимался директор предприятия, который и планировал стратегию дальнейшего развития фирмы. Стратегический контроль подразумевал долгосрочное планирование, более 10 лет, соответственно, и контроль за выполняемыми обязанностями и функциями всех подразделений был глобальный.
- Средний уровень управления, к которому принадлежали специалисты среднего звена, выполняли исключительно управленческий контроль, который заключался в том, чтобы следить за выполнением плана и плановых показателей внутри своего отдела, достигать среднесрочные задачи, а также обеспечивать отдел всеми необходимыми документами и оборудованием для реализации этих целей.
- Низший уровень управления, к которому принадлежали, например, бригадиры бригады или старший смены или дежурные специалисты. В рамках их деятельности и обязанностей обеспечивался низший уровень контроля на предприятиях, они можно так сказать обеспечивали текущий контроль. В рамках текущего контроля можно выделить: обеспечение предприятия текущими ресурсами (канцелярские товары, сырье на производство, ежедневный инструментарий и т.д.).[7]
На сегодняшний день, ввиду перехода рынка в конкурентную среду, уровни управленческого контроля на предприятиях немного изменили свой вид контроля.
Если говорить о высшем уровне, тот тут надо отметить, что помимо стратегического контроля на предприятии, руководители высшего звена управления стали еще вести и управленческий контроль. В основном это связано с тем, что в данный момент времени нельзя доверять весь процесс управления менеджерам среднего звена, лучше также вести контроль за их деятельностью для более эффективного управления.
Также управленческий контроль стал подвластен и низшему уровню управления, теперь работники низшего звена, например, могут самостоятельно принимать многие текущие решения и задачи самостоятельно (определять график работы, заказывать недостающую продукцию у поставщиков, вести самостоятельный учет продукции и т. д.).[8]