Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях (Метод опроса).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
Шаг 3. Интерпретация результатов
Для описания стратегий поведения в конфликте К. Томас и Р. Килмен предложили их двухмерную модель (рис. 12), направляющими осями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию, и конфронтация, для которой характерен акцент на собственных интересах.
Конфронтация
Соперничество Сотрудничество
Компромисс
Избегание
Приспособление
Кооперация Рис, 12, Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте
Общая характеристика стратегий поведения в конфликте:
1. Соперничество. Его отличительная особенность сводится к стремлению добиться своего, во чтобы то ни стало, отстоять собственную позицию, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы. Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить окружающих принять свою точку зрения; мнение других его не интересует.
2. Сотрудничество. Предполагает совместное решение проблемы, породившей конфликт. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы.
3. Компромисс. Снятие противоречия осуществляется на основе взаимных уступок. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Есть вероятность того, что через некоторое время могут появиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема осталась неразрешенной.
4. Избегание. Для того, кто придерживается этой стратегии, характерно уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой (это бывает редко, но все же бывает) и если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся.
5. Приспособление.' Этот стиль проявляется в односторонних уступках: действуя совместно с кем-либо, человек уступает другому и, не пытаясь отстаивать собственные интересы, приносит их в жертву ради интересов противоположной стороны. «Приспособленец» старается не допустить проявления признаков конфликта, призывая к солидарности. При этом часто игнорируется проблема, лежащая в основе конфликта. В результате может временно наступить покой. Отрицательные эмоции не «выплескиваются», но они накапливаются. Рано или поздно нерешенная проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут все-таки к конфликту, последствия которого могут оказаться дисфункциональными.
Шаг 4. Отчет по результатам исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации
Таблица 8
Индивидуальные результаты исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации
(2) Индивидуальные результаты исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации
Стратегии поведения в конфликтной ситуации |
Характерные проявления доминирующей стратегии поведения при разрешении конфликта |
||
в обыденном поведении |
в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) |
в учебной (профессиональной) деятельности |
|
Сотрудничество |
Верб.: Предполагает совместное решение проблемы породившей конфликт. Он опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Неверб.: спокойное состояние. Небольшие движения рук. |
Верб.: При этом участник признаёт право другого на собственное мнение и готов его понять, что дает возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Неверб.: небольшое взмахивания руками нахмуривание бровей. |
Верб.: в основном молчание Неверб.: обычное состояние без ярко выраженных рукоплесканий и мимики. Выслушивает товарища. |
Соперничество |
Верб.: отличительная особенность сводится к стремлению добиться своего(настаивает на своём), постоянно перебивает Неверб.: ярко выражены движения рук и “взвинченный” взгляд. Хождение из угла в угол. |
Верб.: заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы.(что то показывает ,доказывает) никого не слушает. Неверб.: хватается за предметы, не может стоять на месте. |
Верб.: во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию (орёт как “резаный”) Неверб.: немного неадекватное поведение, (отворачивается от собеседника) |
Компромисс |
Верб.: Снятие противоречия осуществляется на основе взаимных уступок ( сначала выслушивает собеседника) Неверб.: вполне адекватное состояние, положение рук на поясе. |
Верб.: начинает повышать голос (из за принятия половинчатого решения) Неверб.: не может найти себе место ( ходит из угла в угол) |
Верб.: он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Неверб.: движения рук, скупая улыбка(хитрая) |
Избегание |
Верб.: игнорирует конфликт, ждет его разрешения Неверб.: махает рукой и уходит. |
Верб.: старается меньше разговаривать, тихий голос. Неверб.: отворачивается, скрещивает руки. |
Верб.: уходит от ответа, иногда поддакивает. Неверб.: скрещивание рук на груди. |
Приспособление |
Верб.: спокойно разговаривает, иногда изменяя интонацию в голосе на уверенную. Неверб.: внимательно слушает и мотает головой |
Верб.: старается не допустить проявления признаков конфликта, призывая к солидарности. При этом часто игнорируется проблема, лежащая в основе конфликта. Неверб.: не подаёт признаков волнения |
Верб.: Отрицательные эмоции не «выплескиваются», но они накапливаются. Неверб.: скрещивание рук на груди |
соперничество |
сотрудничество |
компромисс |
избегание |
приспособление |
10 |
7 |
6 |
5 |
3 |
(1)Индивидуальные результаты исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации
Стратегии поведения в конфликтной ситуации |
Характерные проявления доминирующей стратегии поведения при разрешении конфликта |
||
в обыденном поведении |
в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) |
в учебной (профессиональной) деятельности |
|
Сотрудничество |
Верб.: Предполагает совместное решение проблемы породившей конфликт. Неверб.: спокойное состояние без ярко выраженных рукоплесканий и мимики. |
Верб.: При этом участник признаёт право другого на собственное мнение и готов его понять, что дает возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Неверб.: небольшое взмахивания руками нахмуривание бровей. |
Верб.: небольшое повышение голоса частая смена интонации. Неверб.: обычное состояние без ярко выраженных рукоплесканий и мимики. |
Соперничество |
Верб.: отличительная особенность сводится к стремлению добиться своего(настаивает на своём), чрезмерное повышение голоса Неверб.: ярко выражены движения рук и “взвинченный” взгляд. |
Верб.: заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы.(что то показывает ,доказывает) Неверб.: хватается за предметы, не может стоять на месте. |
Верб.: во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию(повышает голос, не даёт сказать ни слова) Неверб.: немного неадекватное поведение (грызёт колпачок, раскачивается на стуле) |
Компромисс |
Верб.: Снятие противоречия осуществляется на основе взаимных уступок ( разговаривают на ровне) Неверб.: беспорядочное движение рук и ног. |
Верб.: Есть вероятность того, что через некоторое время могут появиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Неверб.: не может найти себе место ( ходит из угла в угол) |
Верб.: он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Неверб.: резкие движения рук, выпученные глаза |
Избегание |
Верб.: игнорирует конфликт, ждет его разрешения Неверб.: махает рукой и уходит. |
Верб.: старается меньше разговаривать, тихий голос. Неверб.: вертикальные и горизонтальные движения головой. |
Верб.: уходит от ответа, иногда поддакивает. Неверб.: скрещивание рук на груди. |
Приспособление |
Верб.: спокойно разговаривает, иногда изменяя интонацию в голосе на уверенную. Неверб.: внимательно слушает и мотает головой |
Верб.: старается не допустить проявления признаков конфликта, призывая к солидарности. При этом часто игнорируется проблема, лежащая в основе конфликта. Неверб.: не подаёт признаков волнения. |
Верб.: Отрицательные эмоции не «выплескиваются», но они накапливаются. Неверб.: скрещивание рук на груди |
соперничество |
сотрудничество |
компромисс |
избегание |
приспособление |
10 |
6 |
9 |
5 |
1 |
Рекомендации по управлению конфликтом
Правила разрешения конфликта:
Следует выявить предмет и источник конфликта. Часто бывает подмена предмета конфликта в процессеразвития конфликтной ситуации.
Целесообразно не расширять предмет конфликта, сокращать число претензий, особенно эмоционального характера, к участникам конфликта.
Полезно знать закономерности развития конфликтной ситуации. Он проходит три стадии: возникновение напряженности в отношениях как предвестник конфликта; отдельные стычки между участниками конфликта; разрешение конфликта.
Необходимо внимательное отношение к обеим конфликтующим сторонам — «инициатору» и «обвиняемому» при тщательном выяснении целей «инициатора». Пример целей конфликта: деловые, самоутверждение, амбиции, стремление унизить другого человека и т. д.
5. Особое внимание следует проявить к конфликтным личностям.
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную, конструктивную роль, что особенно важно при педагогических конфликтах, поскольку они имеют воспитательное воздействие.
Основные конструктивные последствия конфликта:
1. Разрешение конфликта способом, устраивающим всех его участников.
2. Совместно принятое конфликтующими сторонами разрешение конфликта.
3. Приобретение опыта сотрудничества при решении спорных вопросов и возможность его использования в будущем.
4. Установление взаимоотношений сотрудничества и компромисса между сторонами конфликта.
Основные деструктивные последствия конфликта:
1. Чувство обиды, неудовлетворенности, снижение мотивации учебной или трудовой совместной деятельности.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Непродуктивные, конкурентные отношения между конфликтующими сторонами.
3. Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации
В исследовании было задействовано 2-а человека (А) и (В). Им 20 лет, учатся они в ВВУЗе уже 2,5 года в группе из 14 человек. Так как у них практически не дня не проходит без споров и конфликтов было решено их исследовать. В исследовании использовались 2-а метода: метод наблюдения и метод опроса.
В работе используется методика стратегии поведения в конфликтной ситуации, разработанная американскими психологами К.Томасом и Р. Килменом (адаптирована Н.В. Гришиной), которые выделяют пять стратегий поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Каждому был роздан бланк протокола исследования, состоящий из 30 вопросов. На что были выданы следующие результаты: табл.№1 и табл.№2
Протокол исследования
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
||||||
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
||||||
1 |
+\+ |
6 |
+\+ |
11 |
+\+ |
16 |
+\+ |
21 |
+\+ |
26 |
1+ |
2+ |
|||||
2 |
+\+ |
7 |
+\+ |
12 |
+\+ |
17 |
1+ |
2+ |
22 |
+\+ |
27 |
1+ |
2+ |
||||
3 |
+\+ |
8 |
2+ |
1+ |
13 |
1+ |
2+ |
18 |
+\+ |
23 |
2+ |
1+ |
28 |
+\+ |
|||
4 |
1+ |
2+ |
9 |
2+ |
1+ |
14 |
+\+ |
19 |
+\+ |
24 |
+\+ |
29 |
1+ |
2+ |
|||
5 |
+\+ |
10 |
+\+ |
15 |
+\+ |
20 |
2+ |
1+ |
25 |
+\+ |
30 |
+\+ |
Таблица №1 ( исследуемый А )
соперничество |
сотрудничество |
компромисс |
избегание |
приспособление |
10 |
6 |
9 |
5 |
1 |
Исходя из этой таблице видно, что испытуемый в жизни чаще всего пользуется двумя стратегиями: соперничество(10) и компромисс(9). Так же видно примерное равновесие между сотрудничеством(6) и избеганием(5). Выяснилось, что доминирующей стратегией является соперничество(10), а к приспособлению(1) он не склонен. (см. глава II)