Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях (Метод опроса).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
Введение
Конфликт - это борьба с целями, интересами, позициями, мнениями или взглядами на взаимодействующие темы, сопровождаемая негативными эмоциональными состояниями. "
Целью курсовой работы является: Изучение индивидуальных стратегий индивидуального поведения в случае конфликта.
Его цель - конфликт.
Предметом является изучение отдельных стратегий.
Существуют разные определения конфликта, каждое из которых подчеркивает противоречие, которое имеет форму несогласия по отношению к человеческому взаимодействию. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но они всегда основаны на контрасте между двумя или более сторонами (отдельными лицами или группами). Любой конфликт в конфликте является выражением, например, активного уклона в отношении тенденций, оценок, принципов, мнений, идей, характеров, стандартов поведения и т. Д. Однако отсутствие согласия не всегда отражается в конфликте, конфликте. Это происходит только тогда, когда текущие противоречия и разногласия влияют на нормальное взаимодействие людей и препятствуют достижению целей. В этом случае, чтобы преодолеть конфликты, люди вступают в открытый конфликт и дают им возможность выразить различные взгляды, подумать об утверждении защиты и определить больше альтернатив при принятии решения. Это важный позитивный смысл в конфликте. Взаимодействие конфликта правильно организовано, хотя и не так легко идти в гармонии.
Актуальность курсовой работы выявить индивидуальные стратегии и дать рекомендации по преодолению конфликта.
Конфликты могут возникать практически во всех сферах человеческой жизни, в том числе при осуществлении профессиональной деятельности. Организация и содержание мероприятий определяют характеристики конфликта. У них есть свои особенности и педагогические конфликты. В литературе рассматриваются следующие потенциально противоречивые педагогические ситуации:
• реализация поведенческих конфликтов (действий), возникающих в связи с образовательными задачами, успеваемостью, внеклассной деятельностью;
• поведенческие конфликты (действия), возникающие у учащихся, нарушающих правила поведения в классе и вне школы;
• Конфликты взаимоотношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений между учащимися и преподавателями в процессе общения в процессе педагогической деятельности.
В зависимости от количества участников конфликты делятся на межличностные, межличностные, групповые и межгрупповые группы.
Конфликт межличностный. Ситуация неудовлетворенности человека, имеющего какие-либо обстоятельства в его / ее жизни, связанные с противоречивым присутствием
интересы, пожелания, требования и т. д. Невозможно развивать личность, не преодолев внутренние противоречия, не решив психологические конфликты.
Конфликт и беспокойство вызваны неразрешенными личными личными конфликтами, нарушающими личностный рост и делающими их более уязвимыми.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный конфликт. Конфликт основан на противоречиях между людьми, несовместимости их взглядов, интересов и потребностей. В учебных заведениях это может происходить между участниками педагогического процесса по-разному: учитель - ученик, ученик - ученик, учитель - учитель и т. Д.
Конфликт между человеком и группой. Преобразование члена группы из поведенческих и коммуникационных процедур, установленных группой, может привести к конфликту. Одним из распространенных конфликтов такого рода является конфликт между ученической группой и учителем. Эти конфликты очень сложны в авторитетном стиле педагогического общения.
Конфликтное взаимодействие может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Споры в принятии обоснованных решений и развитии отношений полезны. Конфликты, которые мешают эффективному взаимодействию и принятию решений, разрушительны. Чтобы вести конфликты конструктивно, необходимо уметь анализировать их, понимать их причины и возможные последствия.
1. Методы исследования
1.1 Метод опроса
Основная цель: получить социальную информацию о государственном мнении (общественное, групповое, коллективное, индивидуальное), а также информацию, отраженную в восприятии респондентами фактов, событий, оценок, имеющих отношение к их жизни. Эта информация выражается в форме комментариев респондентов по экономически зарегистрированным вопросам, касающимся исследовательских задач и категорий анализа.
Сфера охвата Опрос является новаторским методом изучения сознательной области людей. Значение этого метода возрастает, в частности, при изучении социальных явлений и процессов, которые нельзя наблюдать непосредственно, а также в случаях, когда для исследуемой области предоставляется мало документальной информации. Варианты опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного социологического исследования.
Основные нормативные требования. Четкое распределение задач исследования, адекватность вопросов по целям исследования; доступность слов для понимания респондентов; соблюдение принципов социально-психологического общения при опросе; регистрация точности ответов респондентов.
Ограничения в использовании. Данные опроса свидетельствуют о субъективном мнении респондентов. Желательно сравнить выводы полученной информации с другими полученными данными. Необходимо учитывать предрассудки социальной практики размышлений в умах людей.
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной информации. Его популярность может быть объяснена тем фактом, что словесная информация, полученная этим методом, легче определить количественно, чем это имеет место. Практика психологического исследования показывает, что устная информация, как правило, более надежна, чем невербальная информация.
Преимуществами этого метода являются его гибкость. В ходе опроса регистрируются причины отдельных лиц и их продуктов. Многие практические психологи отмечают, что информация, полученная методом опроса, дешевле, чем информация, полученная другими методами. Кроме того, умелое применение закрытых версий вопроса позволяет нам использовать компьютерные технологии при обработке и анализе информации, полученной методом опроса.
Опрос – предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов.
Во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Любой опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа. Психологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной. Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:
- Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.
- Респондент заинтересован в опросе.
- Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).
- Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.
- Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.
- Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.
- Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.
- Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.
- Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.
- Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.
- Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.
- Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.
- Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.
Опрос используется в случае:
- Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена
документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.
- Когда предмет исследования или отдельные его характеристики,
недоступны для наблюдения.
- Когда предметом изучения являются элементы общественного
или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.
- В качестве контрольного (дополнительного) метода для
расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.
Метод опроса предусматривает получение психологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В психологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора психологической информации.
Опрос по формам и условиям общения психолога с респондентом различаются:
- по характеру опрашиваемой совокупности:
- массовые
- экспертные
Массовые - при проведение опроса, респондент выступает от
собственного имени, как выразитель своего мнения. Число опрашиваемых людей может быть от 100человек до 10000 человек.
Экспертные - при проведение опроса, респондент выступает
как выразитель мнения группы людей, или как специалист в
определенной области. Число опрашиваемых людей может быть
от 1 до несколько десятков.
- по связи исследователя и респондента:
- очные
- заочные
Очные – вопросник раздается самим исследователем, но он может присутствовать или отсутствовать.
Заочные – вопросник раздается по почте или печатается в прессе. Но при таком опросе идет маленький процент возврата анкет, примерно 5% и низкая скорость возврата анкет.
- по степени охвата, изучаемой совокупности:
- сплошной
- выборочный
Сплошной – есть определенная группа до 200 человек, и
опрашивается вся совокупность людей.
Выборочный – так же существует группа людей, но опрашивается определенная часть людей.
- по частоте проведения:
- разовые
- панельные
Панельные – применяется при изучение общественного явления в
динамике развития. Одна группа вопросов известна, а другая изменяется по мере изменения общественных явлений.
- по месту проведения:
- по месту жительства
- по месту работы или учебы
По месту жительства – это могут быть вопросы, связанные с семьей, по благоустройству или по медицине.
По месту работы или учебы - опрос может быть на производственную или политическую темы.
- по степени формализации:
- стандартизированные
- нестандартизированные
Стандартизированные – проводятся по заранее подготовленному
плану.
Нестандартизированные – свободные.
- в зависимости от характера получения информации:
- письменные
- устные
Письменные – это анкеты
Устные – интервью
- специфическим видом опроса является, отрос экспертов –
специалистов по исследуемой области.
Можно было назвать и другие принципы классификации опросов.
Но здесь указаны только основные. В этой работе особое внимание
мы уделим только двум наиболее распространенным и наиболее популярным видам опроса – это анкетирование и интервью
1.2 Метод наблюдения
Области применения наблюдения
Используется метод наблюдения при исследовании поведения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми. При анализе производственной деятельности объектом наблюдения может стать то, как члены трудового коллектива реагируют на изменения условий, характера, содержания труда, на нововведения, касающиеся технологии, oплаты, норм выработки и т. д. Наблюдаться должны значимые для участников трудового процесса ситуации, в которых наиболее остро, а иногда и в конфликтной форме проявляется отношение к работе, друг к другу.