Файл: Нормативный договор (ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В научной и учебной литературе источниками права традиционно считают нормативные правовые акты, cанкционированные обычаи и судебные (или административные) прецеденты. Вместе c тем в последние годы источником права cтали называть не только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правотворчества (государство), его деятельность, организационные формы принятия нормативного правового акта (акт волеизъявления, правотворческое решение).

Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Cлово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном смысле; в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового государства, что, несомненно, связано с повышением роли в государственной и общественной жизни основного юридического источника (формы) российского права – закона. Как известно, отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых поэтому подзаконными актами.

Из теории правоведения, а также из практической юриспруденции следует существование нормативного договора как источника права. Примеры нормативных договоров можно встретить: в международном праве, по сути, международные договоры и соглашения – это основной вид источника на международном уровне; в конституционном праве России, – например, федеративные договоры. В частности нормативные договоры используются для разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти в России.

Цель курсовой работы – проанализировать нормативный договор, как источник права.

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:


  • Определить понятие источников права;
  • Проанализировать понятие и признаки нормативного договора.

При написании курсовой работы при всем объеме и разнообразии литературы по теории государства и права, отдавалось предпочтение учебникам, написанным под руководством М.Н. Марченко, Ф.М. Раянова, Д.Н. Бахрах. На мой, взгляд в трудах этих авторов наиболее тщательно рассмотрены вопросы, затрагиваемые при рассмотрении такого правового института как источник права.

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других — источниками, а в третьих — их именуют одновре­менно и формами, и источниками права.

В данной работе понятие «форма права» будет рассматри­ваться как синоним понятия «источник права».

Однако в дореволюционной юридической литературе и в современ­ных научных произведениях не все авторы эту точку зрения разделяли и разделяют. Так, признавая тот факт, что «различные формы», в кото­рых выражается право, носят издавна название источников права, Г. Шершеневич тем не менее считал, что данный термин является «ма­лопригодным ввиду своей многозначности»[1].

Развивая эту мысль, он вполне справедливо отмечал, что под тер­мином «источник права» понимаются:

а) силы, творящие право; напри­мер, источником права считают «волю Бога, волю народную, правосоз­нание, идею справедливости, государственную власть»;

б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Этот смысл ис­точника права используется тогда, когда констатируют, например, что римское право послужило источником при подготовке германского Гра­жданского кодекса или что труды ученого Потье использовались при разработке Кодекса Наполеона;

в) исторические памятники, которые «когда-то имели значение действующего права». О таких правовых па­мятниках как об источниках права говорят, когда пользуются в исследо­ваниях Corpus juris civilis, Русской Правдой и т. п.;


г) средства позна­ния действующего права. Этот смысл источника права используется, когда говорят, что право можно познать из закона[2].

Разнообразие значений, придаваемых выражению «источник права», делал окончательный вывод Шершеневич, вызывает необходимость обойти его и заменить другим выражением — «форма права».

Следует обратить внимание на то, что термин «источ­ник права», кроме названных, имеет и другие смысловые значения.

Например, источниками права можно считать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом.

Термин «источник права» имеет также философский смысл, кото­рый указывает на то, какие по своему характеру (либеральные, консер­вативные и пр.) философские идеи легли в основу той или иной право­вой системы. Однако это не меняет дела.

Наконец, о формах права. Под формой права понимается объективирован­ное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обы­чаях и иных источниках. На протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на фор­му права. И связано это было с разными условиями и потребнос­тями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе.

Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее, присущее всем системам, и особенное, те черты пра­ва, которые были характерны для отдельных государств и право­вых систем[3].

В XVIII-XIX веках резко усилилась дискуссия о соот­ношении естественного и позитивного (законодательного) права. Однако уже в XX веке по критерию формы права исчезает разница между естественно-правовыми положениями, вытекающи­ми из самого существования человека (его основными правами и свободами), и другими правовыми положениями. Форма становит­ся единой для всех сфер права - объективированное закрепление получают все правила поведения в актах и иных источниках.

Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права - внешней и внутренней. По их мнению, вне­шняя форма - это закрепленные в актах и иных источниках объек­тивированные правила поведения, а внутренняя - эта та самая формальная определенность, которая четко закрепляет меру сво­боды, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанав­ливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты уст­ройства права как системы.


Необходимо отметить, что в отечественной теории права развивается еще один подход к определению формы права – информационный.

Словом, существуют разные подходы к определению форм права. Но в современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает. Наиболее распространенным является вывод, что понятие форма права - это синоним понятия источника права.

Все когда-либо имевшие место формы (источники) права перечислить трудно, но наиболее важными и широко известными являются следую­щие. Это -

  1. правовые обычаи
  2. нормативно-правовые акты
  3. правовые договоры
  4. прецеденты
  5. правовые доктрины

Важными источниками римского права были деловые обыкновения — правила, вырабатывавшиеся повседневной де­ловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германского права характерным источником в течение длитель­ного времени (XIII — XIX вв.) считалась правовая доктрина. В каче­стве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают Коран — священная книга ислама, сунна, или традиции, связанные с посланием Аллаха, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества», и кияс, или суждение по аналогии[4].

Следует особо отметить, что представления об источниках права, так же как и об их видах, никогда не оставались неизменными. Некото­рые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значитель­ную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних можно выделить, например, сочинения римских юристов, имевшие обязательную силу для судей и фактически выступав­шие в качестве закона; правовые акты, принимавшиеся в Древнем Риме народными собраниями и сенатом,— сенатусконсульты.

Разумеется, да формы да (источники) да права да варьировались да и да варьируются да в да зависимости да не да только да от да этапов да развития да общества, да государства да и да права, да но да и да от да особенностей да самих да правовых да систем[5].

Таким да образом, да в да разных да правовых да системах да различные да формы да (ис­точники) да права да всегда да играли да и да продолжают да играть да далеко да не да одинако­вую, да обусловленную да характером да и да местом да каждой да из да них да в да конкретной да правовой да системе да регулятивную да роль. да Однако, да несмотря да на да это, да все да они да являлись да и да являются, да по да сравнению да с да не да правовыми да средствами, да весьма да важными да рычагами да воздействия да власть да имущих да на да общественные да отно­шения да и да различные да общественно-политические да институты.


Исторически да первым да источником да права да был да обычай да – да правило да поведения, да ставшее да юридической да нормой да вследствие да его да общего да значения да и да длительного да фактического да применения. да Обычай да связан да с да традицией да и да способен да передаваться да от да поколения да к да поколению.

Обычай да консервативен, да он да закрепляет да результаты да общественного да опыты, да воспринятые да культурой да народа. да Неслучайно да большинство да норм да обычного да права да совпадают да с да религией да и да моралью, да выражая да их да ценности.[6]

Обычное да право да сложилось да в да древнем да обществе. да Сегодня да же да обычное да право да в да одних да странах да может да играть да чисто да символическую да роль, да а да в да других, да например да мусульманских, да оно да продолжает да сохранять да большое да значение. да Все да еще да существуют да общества, да где да обычное да право да является да едва да ли да не да единственным да инструментом да регулирования да жизнедеятельности да людей. да Там, да где да обычное да право да сохраняет да свое да значение, да можно да встретить да мнение, да что да именно да обычное да право да является да основой да тех да различий, да которые да существуют да в да правовых да системах да разнообразных да стран.[7]

Обычное да право да есть да древнейшая да форма да правообразования да и да развития да права да в да обществе. да Например, да в да римском да праве да нормой да обычного да права да обозначались да терминами, да которые да указывают да на да различные да способы да его да возникновения: да mores да maiorum да (обычаи да предков), да usus да (обычная да практика), да commentarii да pontificum да (обычаи, да сложившиеся да в да практике да жрецов), да commentarii да magistratuum да (обычаи, да сложившиеся да в да практике да магистратов) да и да др[8].

Обычное да право да складывается да спонтанно, да нередко да отражая да сознание да и да интересы да общества да и да представляя да собой да форму да существования да права, да которую да разработало да само да общество. да Однако да видеть да в да обычном да праве да только да его да социальную да ценность да – да это да односторонний да взгляд да на да него. да Обычное да право да оказалось да бессильным да в да регулировании да многих да видов да общественных да отношений. да Поэтому да оно да уступило да дорогу да судебной да практике да и да законодательству. да