Файл: Право потребителей на информацию о товарах (на примере продовольственной продукции – сметаны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Идентификационная оценка качества

Качество – это оценочный фактор для любого товара. Оно влияет на спрос, цену, количество затрат при производстве. Именно качество определяет дальнейшую судьбу товара: примут ли потребители продукт на рынке или нет.

Именно для пищевых продуктов качество очень важно, поскольку такая продукция входит в полное взаимодействие с организмом потребителя как, например, медикаменты.

Качество становится главным, когда приходит понимание, что пищевые продукты в большинстве случаев обмену и возврату не подлежат. Покупая новый продукт, пригодный для реализации в торгово-розничной сети, перед вами встает задача: попробовать его на предмет качества. Но после данного действия вернуться в магазин для того, чтобы обменять непонравившийся товар или деньги, вам не удастся.

Оценка качества маркировочных данных сметаны проводится по ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»[24], также требования к данным маркировки содержатся в Законе РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей»[25]. Оценка маркировки указанных образцов представлена в приложении 2.

Все выбранные образцы имеют маркировку, соответствующую требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) и Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011). Однако образцы №1 и №2 имеют больший срок хранения, что говорит о добавлении большого количества консервантов, а образец №3 имеет большую энергетическую ценность.

Итак, маркировка образцов содержит полную информацию, удовлетворяющую требованиям нормативной документации, что позволяет идентифицировать данный объект как сметану. Сроки годности изделий не истекли, соответственно они пригодны для реализации в торгово-розничной сети.

2.3. Органолептическая оценка качества

Для идентификации и оценки качества сметаны применяют органолептическое исследование: устанавливают внешний вид, консистенцию, цвет, запах, вкус.

Согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) и ГОСТ 31452-2012 Сметана. Технические условия определены органолептические показатели для установления качества сметаны[26].

В качестве объектов исследования были использованы 3 образца сметаны, разных торговых марок:


Образец 1 – Сметана «Простоквашино» 20%;

Образец 2 – Сметана «Домик в деревне»;

Образец 3 – Сметана «Останкинское».

Провели органолептическую оценку качества, исследуемых образцов, результаты которой отображены в таблице 3.

Таблица 3

Органолептическая оценка качества, исследуемых образцов

Наименование показателя

Образец № 1

Образец № 2

Образец №3

Внешний вид (консистенция)

густая однородная масса с глянцевой поверхностью

густая однородная масса с глянцевой поверхностью, с небольшим количеством мелких белых комочков в массе

густая однородная масса с глянцевой поверхностью

Цвет

белый, равномерный по всей массе

белый с легким желтоватым оттенком, равномерный по всей массе

белый с кремовым оттенком, равномерный по всей массе

Вкус и Запах

с кисломолочным запахом и вкусом, без посторонних привкусов и запахов

со слабым кисломолочным запахом и вкусом, с легким «травянистым» привкусом

с кисломолочным запахом и вкусом, без посторонних привкусов и запахов

Все исследуемые образцы соответствуют показателям качества, установленным в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013). При этом стоит отметить, что лучшими и наиболее точно соответствующими стандарту показателями обладает образец 1. А образец 2 имеет отклонения по цвету, вкусу и запаху, что, скорее всего, обусловлено технологическими особенностями.

Итак, можно отметить, что все исследуемые образцы соответствуют по органолептическим показателям и по идентификационным.

Таким образом, подводя итог можно сформулировать следующее, для определения органолептических показателей разработаны соответствующие методики, которые способствуют точному определению данных показателей. При этом для установления органолептических показателей зачастую используют такой метод как дегустация, он позволяет наиболее полно определить органолептические показатели.

Исследуемые образцы сметаны трех разных производителей в целом отвечают установленным стандартами требования качества относительно органолептических показателей. При этом определился лидер, у которого органолептические показали лучше других это образец сметаны торговой марки «Простоквашино».


При проведении идентификационной экспертизы, сверяют данные представленные в маркировке водки с данными указанными в товаросопроводительных документах. Помимо этого, происходит проверка полноты представленной информации на маркировке в сравнении с требованиями стандартов.

При проведении оценки качества исследуемых образцов сметаны все образцы прошли идентификацию. Исходя из данных маркировки, можно предположить, что наиболее натуральным продуктом является образец №3, соответственно он имеет меньший срок хранения.

Полученные результаты работы можно использовать при проведении оценки качества других образцов сметаны. А производителям исследуемых образцов сметаны заняться улучшение показателей качества. При этом очень важно также заниматься разработкой новых товаров, которые будут обладать более высокими потребительскими свойствами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кисломолочные продукты имеют диетические и лечебные свойства, а также обладают хорошей усвояемостью. Основным сырьем для изготовления кисломолочных товаров является молоко. Основным процессом производства считается процесс брожения, на основе которого происходит разделение товаров на разные группы. На качество кисломолочных товаров влияют две группы факторов. К первой группе принадлежат сырьё и производство, а ко второй - упаковка, маркировка, условия транспортирования, хранения товаров

Маркировка является основным средством информации. Она обладает значительной ценностью для всех участников торгового процесса. Маркировка имеет несколько способов нанесения, которые постоянно совершенствуются и подбираются под конкретный продукт. Также в качестве маркировки могут применяться текст, изображение или условные обозначения. Требования к маркировке определяются законом «О защите прав потребителей», ГОСТами, а также Техническими регламентами для конкретного вида товара.

Стандартами нормируются следующие группы показателей качества: органолептические, физико-химические, микробиологические и показатели безопасности. Причём некоторые из представленных показателей имеют разное значение для каждого вида кисломолочных продуктов. Для определения каждого показателя существует своя методика, что дает возможность получить объективную информацию о качестве. Для контроля органолептических и физико-химических показателей используется выборочный одноступенчатый нормальный контроль. Все рассматриваемые образцы должны отвечать требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013).


Одним из основных видов оценки является идентификационная экспертиза, которая позволяет идентифицировать товар как кисломолочный продукт. Во время указанной экспертизы сверяют данные указанные на маркировке продукта с ТСД, а также проверяют соответствие данных указанных на маркировке требованиям стандартов к данному виду продукции.

Для проверки качества органолептических показателей наиболее рационально применить такой метод как дегустация. Для оценки качества исследуемых образцов сметаны использовались идентификационный и органолептический методы. При исследовании образцов сметаны с целью их идентификации было установлено, что все они соответствуют по маркировке требованиям Закона о защите прав потребителей, и Технических регламентов «Пищевая продукция в части ее маркировки» и «О безопасности пищевой продукции», а также не имеют дефектов внешнего вида упаковки, а значит, подлежат реализации. Также при проведении органолептической оценки выявлено, что водка не содержит посторонних веществ и примесей.

В настоящее время применяются заменители, которые позволяют сократить затраты, в тоже время качество продукции не стало ниже, а в некоторых случаях напротив стало даже лучше. Кроме того, применяя заменители, можно также увеличить срок хранения изделий. Но не всегда производители указывают на упаковке заменители, что в результате приводит к фальсификации. Поэтому главное правило для потребителя – внимательно изучив упаковку, не покупать подозрительный продукт.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно правовые акты:

  1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) от 09.12. 2011 г. № 880
  2. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) от 09.10.2013г. №67
  3. Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) от 09.12.2011 №881
  4. Закон РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (ред. от 01.05.2017)
  5. ГОСТ 31452-2012 «Сметана. Технические условия» 2013.

Основная литература:

  1. Елисеева Л. Г., Родина Т. Г., Рыжакова А. В. Товароведение однородных групп продовольственных товаров: учебник / под ред. докт. техн. наук, проф. Л. Г. Елисеевой. — М.: Дашков и К°, 2017. — 930 с.
  2. Касторных М. С., Кузьмина В.А., Пучкова Ю.С. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов: учебник / 6-е изд. — М.: Дашков и К°, 2018. — 328 с.
  3. Лифиц И. М. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров: учебник для СПО / И. М. Лифиц, Ф. А. Жукова, М. А. Николаева. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 405 с.
  4. Петрище Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров: Учебник. – М. – Изд-во «Дашков и Кº». – 2017. – 512 с.
  5. Райкова Е. Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / Е. Ю. Райкова. – М.: Дашков и К, 2018. – 412 c.
  6. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник / Под. ред. проф. Шевченко В. В. – М. – ИНФРА-М. – 2016. – 544с.
  7. Бабурина А.Д., Задёра М. И. О пользе кисломолочных продуктов/ А. Д. Бабурина, М. И. Задёра // Юный ученый. — 2018. — №2. — С. 122-124.

Интернет – ресурсы:

  1. http://vseprozdorovie.ru/stati/kislomolochnyye-produkty-spisok.html –Все про здоровье;
  2. http://dom-eda.com/ingridient/item/kislomolochnye-produkty.html – Дом еда;
  3. https://znaytovar.ru/new673.html – Знайтовар;
  4. http://poznayka.org/s69338t1.html. – Познайка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Маркировка товаров

Требования к маркировке товаров

Требования «три Д»

достоверность

доступность

достаточность

Специфические

- четкость текста и иллюстрации

- наглядность

- однозначность текста

- достоверность относительно количества, изготовителя, страны происхождения

- использование несмываемых красителей

Общие

Рисунок 1.Требования к маркировке товаров

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Идентификационная оценка сметаны

 Таблица 3

Характеристика объектов исследования

Наименование показателя

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Наименование

Сметана «Простоквашино»

Сметана «Домик в деревне»

Сметана «Останкинское»

Массовая доля жира, %

20

20

20

Производитель

АО "ДАНОН РОССИЯ" РФ, 127015, г.Москва, ул.Вятская, 27, корп.13-14
Адрес пр-ва: РФ, 398036, г.Липецк, ул.Катукова, 1

АО "ВБД", Россия, 127591, г.Москва, Дмитровское ш., д.108 
Адрес пр-ва: Россия, 127591, г.Москва, Дмитровское ш., д.108

ОАО "Останкинский молочный комбинат", Россия, 127254, Москва, ул. Руставели, 14

Товарный знак

Энергетическая ценность, в 100 г/ккал

204

204

207,9

Состав

сливки нормализованные, заквасочные микроорганизмы

нормализованные сливки, закваска

нормализованные сливки, закваска

Упаковка

Тара - РЕТ

Тара – РЕТ

Тара – РЕТ

Масса ,г

350

330

350

Срок и условия хранения

26 суток, хранить при t (4±2)С до и после вскрытия упаковки.

26 суток, хранить при температуре от +2С до +6С до и после вскрытия упаковки.

21 сутки, хранить при температуре от +2 до +6˚C

Дата упаковывания

05.04.2020

11.04.2020

08.04.2020

Обозначение ТНПА

ТУ 10.51.52-069-13605199

ГОСТ 31452-2012

ТУ 9222-042-05331552-00