Файл: Понятие и признаки правового государства (Правовое государство: понятие, признаки, основные характеристики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данное исследование является актуальным, так как правовое государство подразумевает такой тип государства, при котором власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Еще в древности, за много веков до нашей эры, на ранних этапах развития человечества появляются представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона. Идея построения правового государства волновала умы мыслителей, с ней связывались поиски совершенных и справедливых форм общественной жизни, противостоящих деспотическому правлению и абсолютизму. Проблемы становления и развития правового государства, его основополагающие принципы, взаимоотношения государства и общества до сих пор остаются не разрешенными. Сегодня государства стремятся к объединению в единое мировое сообщество, построенное на взаимодействии и взаимоуважении, что еще больше увеличивают интерес к вопросу правового государства.

Правовое государство тесно связано с правами и свободой человека. Они составляют государство, регламентируют основную функцию, выступают главной целью его существования. Государство же выступает гарантом их реальности, основной инструмент осуществления и защиты.

В связи с этим охрана и защита прав и свобод человека не только в современной России, но и во всех странах представляет собой одну из наиболее острых и в то же время крайне многограновой тем как в практическом так и научном плане. Основной закон государства, в частности Конституция

Российской Федерации, четко закрепляют основные принципы правового государства, и провозглашают его главный «постулат» « человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2), а признание международно-правовых принципов и норм, построенных на гуманизме, представляют лишь начало пути построения подобной модели государственности. Соответственно провозглашение в Конституции идей «правового государства» выступает определенной целью, и объединение усилий государства и общества выступают основным средством ее достижения. Каждый должен осознать свою роль и значимость как личности и гражданина государства именно в политической и общественной жизни должен стать итогом этой совместной работы. Правовое государство не может возникнуть и существовать там, где развитие общественного сознания еще не достигло определенного уровня познания, основанного на: приоритете интересов индивида перед государством; восприятие права как независимого явления культуры; саморегулирующаяся система общества, абсолютно отгороженной от вмешательства государства правовыми пределами.


Зарождение и формирование именно российской модели правового государства прежде всего выражена потребностью российской действительности в последние годы.

Основополагающие принципы правового государства, взаимосвязаные и взаимообусловленные в своем единстве, и выражают суть общей концепции и в тоже время дают государству дополнить своими, только присущими ему чертами, основанными на традициях и культурных ценностях.

Объект исследования выступают общественные отношения, возникающие в системе государство-общество при построении, развитии и функционировании правового государства.

Предмет же является комплексное изучение теоретических основ и

принципов правового государства, его концептуальный характер и отражение в современной практике.

Целью настоящего исследования выступает изучение системы основных принципов «правового государства», среди которых - это принципы признания человека, его прав и свобод высшей ценностью; принципы, связанные с пониманием роли права и его приоритета в правовом государстве; принципы, регулирующие построение идеальных отношений «государство-общество».

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

- изучить концепции правового государства, ее философские основы

- выяснить идеи русских философов и правоведов на проблему правового государства;

- исследовать особенности формирования российской концепции правового государства;

- изучить основные принципы правового государства и их отражение в современном мире.

Теоретическую основу исследования составляют труды российских и зарубежных юристов в области теории государства и права, а также отраслевых юридических наук: Алексеев С.С., Авакьян С.А., Боботов C.B., Воеводин Л.Д., Гессен В.М., Гришаев П.И., Завадский JI.H., Иванов С.А., Кистяковского Б.А., Ковалевского М.М., Кудрявцев В.Н., Кутафина O.E., Лазарев Б.М., Лукашева Е.А., Лукьянова Е.А., Марченко М.Н., Мюллерсон P.A., Нерсесянц B.C., Салищева Н.Г., Топорнин Б.Н., Четвернин В.А., Чиркин В.Е., и др.). Также была использована литература по философии, истории, политологии.

Методами исследования являются исторический, сравнительный, правовой, метод абстракции и синтеза.

Методологическая база. Действующие и исторические правовые акты, а также специальная литература и материалы периодических публикаций.

Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников. Все параграфы и главы логически связаны между собой.


1. Правовое государство: понятие, признаки, основные характеристики

1.1. Понятие и признаки правового государства

Правовое государство – бесспорно, представляет собой как многомерное, постоянно развивающееся явление. Со времени появления первых идей и условий формирования оно приобретает все новые признаки, наполняется новой конструкцией и содержанием. Представления о государстве, как особой формы организации общества, всецело основанной на законе, появляются уже в эпоху античности. Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон в своих трудах предпринимали попытки взаимодействия между правом и государственной властью с целью гармоничного функционирования общества. Появление идей о правовом государстве способствовали поиску более совершенных и справедливых форм жизни. Именно государственная власть, признающая право, ставящая право надстройкой функционирования всей системы, ограниченная правом и считалась древними учеными справедливой формой государственности. Для Аристотеля «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя»[1]. Цицерон пишет о государстве как о «деле народа, правовом общении и общем правопорядке»[2]. В дальнейшем государственно-правовые идеи, заложенные в Древнем Риме и Греции, повлияли на дальнейшее развитие политическо-правовой мысли и формирование новых концепций правового государства.

Современная наука представляет правовое государство как продукт нового времени, отмечая, что страны древности и периода средневековья его не знали. Некая логичность подобного утверждения есть. История государства и права этого времени представляла большей степени авторитарные режимы, связанные с деятельностью и волей определенной личности и не развитостью естественных прав большинства населения. Однако и здесь есть предположения некоторых юристов о развитии идей правового государства. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг. ) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо[3].


Проанализировав ряд работ можно сказать, что все они выделяют общие черты правового государства отмечая, что оно приходит на смену «полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), и в его основе заложена идея автономной независимой от государства личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами»[4]. Это приводит к появлению новых взаимоотношений между личностью и государственной властью, представляющих принципиально отличных, нежели в абсолютистском государстве. Ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом, характерные черты правового государства.

Концептуальный характер правового государства у И. Канта представлен рядом тезисов: «практический разум выступает источником нравственных и правовых законов, действует свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или "государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права";[5] государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой «дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания»[6]. Монтескье, как впрочем, и большинство просветителей активно проповедует уважение к закону, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.


Таким образом теоретическая основа правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает принцип разделения власти, верховенство закона, взаимную ответственность личности и государства, приоритет обще дозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Современные положения и выводы, имеющие отношение к правовому государству позволяют объединить весь ценный результат, накопленный учеными на протяжении длительного периода времени. В связи с этим, правовое государство определяется как форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение власти, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности[7].

Представления о создании правового государства зародилась еще в античном обществе. Прототипом правового государства можно считать государство публично – властной силы, основанной на законе. Сократ, Платон, Цицерон, Аристотель и другие мыслители античности делали попытки по выявлению различных связей между правом и государственной властью, что обеспечивало бы, по их мнению, гармоничное развитие общества. Наиболее справедливой и разумной они считали ту форму общежития людей, где закон является обязательным и для государства и для граждан. Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой – либо) форме государственного строя»[8].

К идеям древнегреческих философов примыкают гуманистические воззрения древнеримских мыслителей. Государство трактуется ими как публично – правовая общность людей. Государство, по мнению Цицерона, есть «достояние народа», а народ в свою очередь представляет собой «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»[9].

Идеи античных мыслителей оказали огромное влияние на развитие учений о конституционализме, правах и свободах личности в эпоху Нового времени.

Представления о свободе и достоинстве личности требовали совершенствования в новом юридическом мировоззрении. Обеспечить политическую свободу личности было возможно лишь на основе принципа разделения власти.