Файл: Учет труда и заработной платы (Понятие учета труда и заработной платы).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы учета труда и заработной платы на предприятии
1.1 Понятие учета труда и заработной платы
1.2 Современные тенденции в сфере учета оплаты труда
Глава 2. Организации оплаты труда на примере ООО «Новатор»
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Оплата труда и организация учета и расчет заработной платы в ООО «Новатор»
- эффективность трудовой деятельности персонала предприятия;
- уровень сложности выполняемой работы;
- соотношение результатов трудовой деятельности и финансовохозяйственной деятельности предприятия и т.д.
В современных условиях рыночной экономики процесс формирования заработной платы основан на трех взаимодополняющих друг друга аспектах:
- прямая зависимость оплаты процесса труда от профессионального уровня сотрудника и его вклада в трудовую деятельность предприятия;
- определение показателя заработной платы в соответствии с итоговыми значениями трудовой деятельности всех работников в совокупности;
- обеспечение заработной платы уровня социальной защиты сотрудников.
При учитывании всех недостатков, необходимо определить курс развития ООО «Новатор», чтобы выйти из кризиса заработной платы. Нужно восстановить заработную плату, как реальную, эффективно действующую экономическую категорию рыночной экономики.
Для того, чтобы преодолеть кризис заработной платы, нужно постепенно устранять высокую дифференциацию в области труда по всем категориям работников, а также восстанавливать важную функцию - стимулирование рабочей силы. В компании ООО «Новатор» можно применить такую систему оплаты труда, которая получила название «плавающие оклады». Она заключается в том, что работникам организации устанавливаются новые оклады каждый месяц, причем оклады на следующий месяц определяются по результатам работы сотрудников за предыдущий месяц.
Одной из существенных проблем в компании являются опоздания, которые нарушают трудовую дисциплину. И для того, чтобы их избежать, необходимо внедрять систему штрафов, которая позволит сократить процент опоздания, нарушений дисциплины и увеличить эффективность работы компании. Система штрафов может включать в себя несколько методов.
1 Штрафы - денежный вычет, депремирование.
2 Отработки.
3 Отчет о приходе. В этом случае, при наличии определенного оборудования, происходит фиксация времени прихода и ухода на работу. Недостаток состоит в том, что этот способ очень дорогостоящий, требует больших финансовых вложений.
4 «Доска позора» - информационная доска, на которую вывешиваются списки опоздавших работников. Этот способ будет эффективен лишь в том случае, если опоздавший работник будет считать это проблемой. Главный недостаток этого способа в том, что это может превратиться в поводы для шуток с коллегами.
5 Беседа. Разъяснительная работа руководства с опоздавшими подчиненными, устные предупреждения.
6 Выговоры и предупреждения.
7 Увольнение. Крайний метод воздействия на работников в том случае, когда вышеуказанные способы не действуют.
Проведем расчет ожидаемой экономической эффективности по одному из предложенных мероприятий. Таким мероприятием является внедрение в компании системы штрафов. Это мероприятие позволит сократить потери рабочего времени по вине сотрудников.
Таблица 5
Исходные данные для расчета экономической эффективности
№ п/п |
Показатели |
Обозначение |
Значение показателя |
1. |
Годовой фонд рабочего времени одного рабочего а) дни б) часы |
а) Фвр б) Фч |
а) 165 б)165*12=1320 |
Численность работников предприятия, чел. |
Чобщ |
27 |
|
2. |
Численность работников, охваченных мероприятием, чел. |
Чохв |
10 |
3. |
Коэффициент отчисления во внебюджетные фонды, % |
К |
0, 36 |
4. |
Потери рабочего времени по вине работника, мин. |
Прв |
59 |
5. |
Среднегодовой фонд заработной платы одного рабочего, тыс. руб |
Фср |
1617, 12 |
6. |
Нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности |
Ен |
0, 15 |
7. |
Затраты единовременные, связанные с внедрением мероприятия |
Зед |
0 |
1) Определение экономии времени:
Эвр=(Прв*Чохв*Фвр)/60,
Эвр=(59*10*165)/60=1622, 5 ч.
2) Определение экономии численности:
Эч=Эвр/Фч,
Эч=1622, 5/1320= 1, 22 чел.
3) Определение изменения производительности труда работников, охваченных мероприятием:
Ппт=(Эч*100)/(чохв-Эч);
Ппт=(1, 22*100)/(10-1, 22)=122/8, 78=13, 9%, то есть производительность труда работников, охваченных мероприятием увеличится на 13, 9%
4) Определение изменения производительности труда работников, в целом по организации:
Ппт=(Эч*100)/(Чобщ-Эч);
Ппт=(1, 22*100)/(27-1, 22)= 122/25, 78=4, 73
5) Определение прироста объема производства:
Ппр=(Эвр*100)/(Фч*Чохв);
Ппр=(1622, 5*100)/(1320*10)=162250/13200=12, 3%, то есть объем производства возрастет на 12, 3%.
6) Определение экономии по заработной плате:
Эз/п=Эч*Фср,
Эз/п =1, 22*1617, 12=1972, 8864 руб.
7) Определение экономии по отчислению во внебюджетные фонды: Эвн. ф. =Эз/п*К,
Эвн. ф=1972, 8864*0, 36=710, 2391 руб.
8) Определение экономии от снижения себестоимости:
Эсн. себ. =Эз/п+Эвн. ф
Эсн. себ. = 1972, 8864+710, 2391=2683, 1255 руб.
9) Определение годового экономического эффекта:
Эг=Эсн. себ. -Ен*Зед,
Эг=2683, 1255-0, 15*0=2683, 1255.
2.3 Совершенствование учета заработной платы в компании
Расчет заработной платы и налогов с нее — один из самых сложных разделов бухгалтерии. Любые нарушения в учете влекут за собой серьезные последствия. Если же речь идет о зарплате — цена ошибки существенно возрастает. Поэтому очень важно, чтобы на этом участке работал квалифицированный специалист. Рассмотрим, какими компетенциями должен обладать бухгалтер-расчетчик.
Если не вникать глубоко в организацию бухгалтерской службы, то ее структура представляется следующим образом: есть главбух, который контролирует всё, и есть рядовые специалисты, каждый из которых отвечает за свой участок работы. Однако упомянутые участки могут весьма отличаться как по трудоемкости, так и по возможным последствиям при нарушениях.
Одной из самых сложных областей учета, несомненно, является расчет зарплаты. За ошибки в этой области может последовать наказание как по налоговому, так и по трудовому законодательству. А при серьезных нарушениях к виновным могут быть применены и уголовные санкции.
От профессионализма расчетчика зависит очень много: от лояльности сотрудников до налоговой безопасности фирмы в целом. Цена ошибок может оказаться существенно выше, чем на других участках учета. Однако не все руководители это своевременно понимают. Нередко осознание важности данного участка работы приходит только после применения к организации штрафных санкций.
Примером легкомысленного отношения руководства компаний к начислению зарплаты является то, что на бухгалтера-расчетчика нередко «вешают» еще и кадровое делопроизводство.
А ведь кадровый учет — это не какой-то довесок, а самостоятельный и очень серьезный раздел. Конечно, для начисления зарплаты необходимо знать соответствующие разделы ТК РФ. Но для того, чтобы полноценно вести кадровую документацию, этого недостаточно.
Поэтому попытка усидеть на двух стульях часто приводит к тому, что обоим участкам не уделяется должного внимания, и к организации применяются санкции за нарушения как налогового, так и трудового законодательства.
А в малых предприятиях нередко за весь бухучет и кадры вообще отвечает один специалист. В этом случае риск ошибок возрастает многократно. Поэтому, если у компании нет возможности нанять профессионального кадровика, то лучше передать этот участок на аутсорсинг.
Если для ведения всех остальных разделов учета обычно достаточно собственно бухгалтерских знаний, то бухгалтер-зарплатник должен быть еще специалистом по налогам и отчасти даже юристом.
С налогами все понятно: те, кто считают зарплату, обычно начисляют и сопутствующие обязательные платежи, а также заполняют отчетность по ним.
Если же говорить о юридических знаниях, то речь здесь идет не только о Трудовом Кодексе. Ведь кроме собственно начисления зарплаты и налогов расчетчикам часто приходится иметь дело с различными видами удержаний: алименты, штрафные санкции и т.п. Чтобы верно отразить эти суммы в учете, нужно хорошо разбираться в нормативных актах, которые регулируют их взыскание.
Таким образом, специалист по зарплате должен уметь эффективно работать на пересечении бухгалтерского, налогового и трудового законодательства. Говоря об ответственности сотрудника, ведущего зарплатный участок, нужно отметить, что она делится на две части: внешнюю и внутреннюю.
По УК РФ и КоАП РФ за все нарушения в деятельности предприятия обычно отвечает директор. Хотя в большинстве статей, предусматривающих применение санкций, и говорится об абстрактных должностных лицах, но на практике рядовых сотрудников очень редко привлекают к административной или уголовной ответственности.
Обычно проверяющие используют специалистов компании в качестве свидетелей, чтобы доказать вину директора или главбуха.
В зависимости от тяжести нарушения она делится на три «уровня»: замечание, выговор и увольнение (ст. 192 ТК РФ). Причем, если выбор между первыми двумя видами наказания остается за руководством компании, то произвольно уволить сотрудника за любой проступок закон не позволяет.
Статья 81 ТК РФ определяет общие основания для увольнения по инициативе работодателя. Одним из них является несоответствие занимаемой должности. Но для принятия решения здесь недостаточно одной (или нескольких) допущенных ошибок. Низкая квалификация работника должна быть подтверждена результатами аттестации.
Чаще всего ошибки при расчете зарплаты влекут за собой финансовые потери для организации: административные и налоговые штрафы, пени за просрочку обязательных платежей и т.п.
При этом остаётся спорным вопрос, причиняет ли работник ущерб работодателю, если по его вине организация была привлечена к административной ответственности.
Согласно судебной практике, наложенный на организацию штраф по вине работника не является основанием для возникновения материальной ответственности. Следовательно, привлечение работника к материальной ответственности за штраф, наложенный на организацию, в судебной практике может быть расценен как неправомерный. Сотрудник, которого принуждают к уплате штрафа, может обратиться в суд (который, скорее всего, встанет на его сторону).
Необходимо обратить внимание на знания соискателя в тех областях, которые важны для конкретной организации.
Например, если коллектив преимущественно женский, то, скорее всего, будет немало декретных выплат, поэтому бухгалтер должен досконально знать этот участок. Если специфика работы связана с нестандартными способами организации труда (например, вахтовый метод или работа в вечернее время и в выходные), то специалисту по зарплате необходимо хорошо разбираться в методике начисления соответствующих выплат.
Также существует множество видов программного обеспечения для расчета зарплаты. Поэтому на собеседовании бухгалтера по зарплате следует проверить на знание именно той программы, которая используется на данном предприятии.
Для специалистов без опыта квалификацию в некоторой степени можно оценить на основе отметок по профильным предметам и среднего балла по диплому. Хотя объективность этого метода достаточно условна и сильно зависит от уровня учебного заведения.
Не так уж редко и сам главбух может не владеть какими-либо нюансами в области расчета зарплаты. В этом случае при оценке квалификации соискателя поможет тестирование или привлечение внешних консультантов
Трудовое и налоговое законодательство постоянно меняется, поэтому и после приема на работу полезно периодически проводить аттестацию специалистов, для чего тоже удобно использовать тесты.
Если руководство компании хочет иметь беспроблемный учет, не сталкиваясь при этом с проверкой сотрудников, то бухгалтерию можно передать на аутсорсинг. Преимущества этого варианта проявятся не только на этапе отбора (ведь тогда им заниматься вообще не придется), но и в дальнейшем:
Сотрудники 1C-WiseAdvice не распыляются на несколько участков, а специализируются на определенных функциях. Так, если речь идет о расчете зарплаты, то вы можете быть уверены, что имеете дело с профессионалом, владеющим всеми тонкостями этой процедуры.