Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое исследование категории агрессия
Определение, сущность, основные виды, функции и роль агрессии
Глава 2. Агрессивные реакции: причины и условия их появления
2.1. Причины возникновения агрессивного поведения
2.2. Условия, способствующие появлению агрессивного поведения
Среди современных исследователей агрессии следует отметить работы следующих авторов: Г. Аммона (структурно-динамический подход), А. А. Реана (социально-перцептивный подход), И. А. Былима, Т. В. Пляскина, О. Ю. Михайловой [12] и многих других. Так или иначе, в работах всех названных исследователей агрессия рассматривается как форма деструктивного поведения, которое является аномальным и причиняет ущерб тому, против кого данная агрессия направлена. Однако по целям в современных теориях агрессии агрессивное поведение не рассматривается как нечто абсолютно враждебное и негативное. Напротив, некоторые современные учёные, психотерапевты, психологи убеждены, что агрессия – это в целом положительное явление (если ориентироваться на цели и конечный её результат), которое помогает человеку преодолеть состояние фрустрации и депривации (невозможности удовлетворения своих основных потребностей).
Глава 2. Агрессивные реакции: причины и условия их появления
2.1. Причины возникновения агрессивного поведения
По количеству многообразных научных подходов к феномену агрессии логично заключить, что разные авторы называют различные детерминации агрессии. Однако сходятся они в том, что агрессия появляется тогда, когда возникает необходимость реагирования на различные неблагополучные ситуации, происходящие в жизни. При этом ситуации могут затрагивать как физические, так и психические аспекты жизнедеятельности человека.
Степень интенсивности агрессии будет определять её конечный итог. Например, когда речь заходить о противоположных видах агрессии – соревновании и нападении, то их результат будет различным. Если соревнование способно с помощью созидания создавать новые ресурсы, то нападение, напротив, перераспределяет уже имеющиеся ресурсы в пользу одной стороны за счёт причинения ущерба другой стороне.
Ключевой причиной возникновения агрессивного поведения является фрустрация, когда человек теряет возможность удовлетворить свои базовые потребности: телесные, материальные, социальные и духовные [6, С. 107]. Зачастую физические недостатки провоцируют фрустрацию, возникает чувство неполноценности, которое, в свою очередь, может стать причиной агрессии. В данном случае агрессия может проявляться как к окружающему миру, людям, так и к самому себе (аутоагрессия).
Таким образом, если наступает фрустрация, и человек становится не способен удовлетворять свои базовые потребности, в нём просыпается агрессия. Однако в отличие от животных человек желает удовлетворить свои физиологические потребности с помощью индивидуально-психологических способов.
Так или иначе, возникновение агрессии связано с физическим фактором, который, таким образом, является его причиной. Среди таких факторов можно выделить, например, рождение ребёнка, длительное голодание, стресс, болезнь, неудачный сексуальный опыт и многие другие. Эти факторы являются прямыми предпосылками агрессии.
Если обратиться к теориям агрессии, то можно отметить следующее. Как уже было отмечено, психоаналитик З. Фрейд считал основной причиной возникновения агрессии столкновение двух противоположных человеческих инстинктов – инстинкта жизни и инстинкта смерти. К. Лоренц отмечал, что основными причинами агрессивного поведения является накопление негативной энергии и определённый стимул из внешнего мира, который высвобождает эту энергию и трансформирует её в агрессию. Теория фрустрации гласит, что агрессия становится реальностью тогда, когда человек теряет возможность удовлетворить свои потребности. Сюда же добавляются отрицательные эмоции, которые испытывает человек в ситуации фрустрации [10, С. 92].
Так, Л. Берковиц был убеждён, что есть две основные причины возникновения агрессии. Первая причина заключается в том, что она кроется в объектах окружающего мира и никак не связана с внутренними мотивами и побуждениями агрессора, такая агрессия является спонтанной, лишённой определённых целей и не нацелена на заранее спланированный результат. Вторая причина состоит в следующем: действие агрессивного характера совершается умышленно и преследует определённую, заранее заданную цель, при этом мотивы, очевидно, в каждом конкретном случае не являются идентичными. В качестве мотивов могут выступать, например, желание получить власть, формирование и защита своей репутации и иные.
Так или иначе, предшественником агрессии выступает либо возникновение конфликта в процессе коммуникации, либо становление ситуации фрустрации в процессе какой-либо деятельности [4, С. 89-91]. Так формируется внешний стимул. Но только в том случае, если человек осознает возникшую конфликтную или фрустрационную ситуацию как значимую лично для него, то это обстоятельство приведёт к агрессии. Подобное осознание приходит как в связи с внешними обстоятельствами, так и с помощью внутренних причин.
Когда у человека накапливается внутреннее психическое напряжение, возникает потребность и даже необходимость это напряжение устранить. Именно на этом этапе происходит перерастание внутренних мотивов и побуждений в конкретные агрессивные действия (крик, удар, оскорбление и иные агрессивные проявления).
Таким образом, причин возникновения агрессии в научной литературе выделяется большое количество, но факторы, которые переводят намерения и мотивы в конкретное агрессивное действие, здесь едины – это биологические, физиологические аспекты, а также воздействие окружающей среды на человека. При этом основное условие появления агрессии – наличие агрессивных мотивов, эмоций и импульсов.
2.2. Условия, способствующие появлению агрессивного поведения
В предыдущем параграфе были рассмотрены основные причины, которые способствуют возникновению агрессивного поведения. В совокупности с условиями, вызывающими к жизни агрессивные мотивы и настроения, причины образуют факторы, которые приводят к возникновению агрессивных реакций. Поэтому в данном параграфе будут рассмотрены основные условия, способствующие появлению агрессивного поведения. И особое внимание будет уделено условиям возникновения агрессии в современную цифровую эпоху.
Так, ключевым условием проявления человеческой агрессии является социальное окружение. При этом определённое социальное окружение провоцирует развитие агрессивных реакций ещё в раннем детстве. Агрессивные реакции у детей бывают как открытые, так и пассивные. Агрессия в поведении ребёнка – это результат семейного воспитания, а также воспитания в рамках образовательных учреждений.
Агрессивному поведению подвержены дети обоих полов, однако, по мнению исследователей, девочки, как правило, более жестоки, чем мальчики [3, С. 2]. Самым нежелательным и негативным проявлением агрессии является насилие. И если процесс воспитания не сформировал у человека ещё в детстве отрицательное отношение к агрессивному поведению или – ещё хуже – своим примером взрослые прививают детям подобные привычки, то их повторение во взрослой жизни становится неизбежным.
Также среди провоцирующих агрессию факторов стоит отметить фрустрацию, половую принадлежность, информационную среду (влияние СМИ), продукты цифровой эпохи (например, жестокие компьютерные игры). На последнем факторе необходимо остановиться подробнее. Так, пренебрежение приватностью и смещение ценностных акцентов в современном мире увеличивают количество девиантных проявлений в поведении людей. Открытая демонстрация показной жестокости стала модной и уже в ряде случаев считается чем-то естественным и нормальным. Сейчас Интернет-пространство зачастую управляется маргиналами, основная цель которых – эпатаж, скандалы, истерия.
По справедливому утверждению кандидата культурологии А. А. Лисенковой, «любой информационный повод превращается в невротический дискурс с делением на группы «своих» и «чужих», а альтернативная точка зрения и аргументированный диалог практически исключены из современного публичного поля» [7, С. 107-147]. Оппонент в современном российском обществе – это априори враг, который только и заслуживает, что агрессии в свой адрес, считает Интернет-аудитория. При этом в XXI веке возможность перехода виртуальной агрессии в реальную стала настоящей проблемой и вызовом начала нового тысячелетия.
В условиях социальной напряжённости, расслоения общества по имущественному и статусному принципам, снижения уровня культурного развития людей, роста темпа жизни становится реальной угроза безопасности, уровень агрессии неуклонно растёт. Причём как открытой, так и пассивной, не всегда очевидной. В подобных условиях свобода других людей нивелируется, а они сами часто подвергаются агрессивным нападкам в сетевом мире.
В подобных условиях возрастает проблема социальной агрессии и борьбы с ней. Именно поэтому в качестве профилактики данного отрицательного явления современной жизни возрастает роль политического образования, чтобы виртуальные угрозы не трансформировались в угрозы в реальной жизни. Особенно актуально это в нашем государстве, где исторически сложилась ситуация, в которой уважение к иному, альтернативному мнению считается чем-то даже неприличным. В доказательство этому утверждению приведём данные всемирной организации здравоохранения, согласно которым первое место по количеству тяжких и особо тяжких преступлений занимает именно Россия [16].
Чтобы исправить сложившуюся негативную практику, необходимо формировать у граждан социальную ответственность, прививать толерантность и плюрализм (разнообразие) мнений, а также формировать объективное и рациональное отношение к конкуренции [15, С. 56]. При этом простой теории обучения, очевидно, недостаточно. Чтобы уровень социальной агрессии снижался, необходимо, чтобы вышеприведённым аспектам политического просвещения соответствовала реальная политическая обстановка в стране.
В заключение необходимо отметить, что в современном обществе существует достаточно большое количество факторов (совокупность причин и условий), провоцирующих агрессивное поведение. К уже имеющимся добавляются новые обстоятельства, провоцирующие у людей агрессивные реакции. И если несколько десятилетий назад агрессивное поведение считалось естественным и даже отмечалась его положительная роль, то в современной науке утвердилось стойкое представление о том, что агрессия зачастую переходит дозволенные ей границы и становится уже не нормой, а реальной проблемой межчеловеческого/межгруппового общения, которая нуждается в профилактике.
Заключение
На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
- Агрессия (от латинского agressio – «нападение») – это разновидность деструктивного поведения, нарушающего нормы социального общежития путём причинения физического или морального вреда какому-либо живому существу[9, С. 40]. При этом агрессия сопровождается такими эмоциями, как страх, неприязнь, тревога, настороженность, ненависть, раздражение, гнев и др. деструктивными эмоциями. Бывает пассивная, активная, прямая, косвенная, речевая, неречевая, физическая и т.д. Выполняет ряд функций и имеет определённое значение для человека.
- Существует большое количество теорий агрессии, при этом в большинстве из них агрессия рассматривается как форма деструктивного поведения, которое является аномальным и причиняет ущерб тому, против кого данная агрессия направлена. Однако по целям в современных теориях агрессии агрессивное поведение не рассматривается как нечто абсолютно враждебное и негативное.
- Ключевой причиной возникновения агрессивного поведения является фрустрация. Помимо неё в разных теориях агрессии приводятся и некоторые другие причины, причём важным условием возникновения агрессии является сочетание негативных эмоций и внешнего стимула.
- Ключевым условием проявления человеческой агрессии является социальное окружение. Также среди провоцирующих агрессию факторов стоит отметить фрустрацию, половую принадлежность, информационную среду (влияние СМИ), продукты цифровой эпохи (например, жестокие компьютерные игры). Агрессия – это аномальное явление, его нельзя считать нормой человеческого общения, его нужно пресекать и подходить к нему с точки зрения реальной проблемы межчеловеческого/межгруппового общения, которая нуждается в профилактике.
Список использованной литературы
Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – № 2. – Санкт- Петербург, 2015. – 259 с.
Ерина И. А. Условия и факторы формирования проявления агрессии и детей // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 4 (15). – С. 1-3.
Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
Ильясов Ф. Н. О соотношении агрессии и страха // Социальные исследования. – 2017. – № 1. – С. 62-69.