Файл: Понятия и признаки государства (Определение и понятие государства, его основные начала).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение и понятие государства, его основные начала
2. Этапы становления и возникновения государства. Отличительные признаки государства.
2.1. Основные закономерности возникновения государства
2.2. Основные и дополнительные признаки государства
Определение понятия государство является одним из наиболее древних и дискуссионных вопросов общественной мысли, еще с глубокой древности ответ на вопрос что же такое государство искали практически все философы и правоведы.
Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».[1]
Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя на древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).
Древнерусское «господарь» происходит от «господь».
Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь». Точная же этимология слова «господь» неизвестна.
Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя».
Разные понятия государства давали еще мыслители древности, на примере рассмотрим одни из таких определений.
Согласно определению древнегреческого философа Аристотеля, государство – есть самодавлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее.
Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.
Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида.
Так, по мнению Аристотеля, совершенство гражданина обусловливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Флорентийский мыслитель Никиалло Макиавелли определяет государство как общее благо, которое должно получаться от исполнения реальных государственных дел.
По мнению Макиавелли, максимально жизнеспособными государствами в истории цивилизованного мира были те республики, граждане которых обладали наибольшей степенью свободы, самостоятельно определяя свою дальнейшую судьбу.
Интересно определение государства французского философа Жана Бодена, по его представлению государство – это собственно правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости.
Ж. Боден выделял суверенную власть государства - всегда постоянную власть, которая отличается от временной власти; всегда абсолютная власть — власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может её передать другому лицу как собственник; это власть единая, то есть неделимая — она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, её нельзя разделить на трети.
Английский философ Томас Гоббс считал, что государство есть единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты.
Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном.
Польский социолог Людвиг Гумплович дал определение государству как естественно возникшей организации властвования, предназначенной для охраны определенного правопорядка.
Современные теоретики государства и права дают следующие определения.
Государство – это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе (В.Д. Перевалов).
Интересно определение А.В. Малько, согласно его представления государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной теории.
По мнению В.В. Лазарева, государство – это особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа.
Подытожив вышеназванные определения необходимо отметить, что наука до настоящего времени не располагает единым и общепризнанным определением понятия «государство».
Государство обуславливается применительно к современной научной литературе как суверенная политико-организационная публичная власть, обладающая специальными рычагами управления и принуждения, правомочная провозглашать свои веления для граждан своей страны обязательными для исполнения.
Указнный термин, как правило, используется в правовом и политическом контекстах.
В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.
2. Этапы становления и возникновения государства. Отличительные признаки государства.
2.1. Основные закономерности возникновения государства
Возникновение государства – это достаточно продолжительный этап исторического развития - эволюция, не зависящая от волеизъявления индивидов, содержит в себе результат развития общества в целом, а не навязанной против воли и возникшей извне.
Возникновение государства лежит в основе взаимосвязанного комплекса финансово-экономических, территориальных, природных, духовных и других факторов, имеющих каждое из них значение для организации жизни общества. В связи с чем необходимо подразделять факторы, условия и иные отличительные признаки государства.
У каждого народа период становления государства различен, однако все же можно выделить несколько групп и обличить их в формы: Афинскую, Римскую и Германскую.
Классическую форму представляет собой Афинская форма, не усугубленная внешним подчинением или борьбой классов.
Государство возникло вследствие появления частной собственности разделения общества на классы.
Афинская форма государства возникла из трех последовательных реформ Тезея, Солона и Клисфена.
Реформа Тезея была основана на разделении всего населения на классы по виду их трудовой деятельности независимо от их родового происхождения и принадлежности к тому или иному роду.
Так, следуя началам реформы Тезея, население подразделялось на землевладельцев (геоморов), занимавшихся земледелием; ремесленников (демиургов), занимавшихся каким-нибудь ремеслом и благородных лиц (эвпатридов) - древнейшая аттическая аристократия.
В реформе Солона основой социальной стратификации стало имущественное положение, за основу был принят размер и доходность землевладения, что позволило выделить четыре класса.
Согласно данному делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании.
Реформа Клисфена, состояла в разделении территории Аттики по принципу территориальности, государство было разделено на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом).
Период становления государства в Древнем Риме обусловлен борьбой внутри правящего класса между (римской родовой знатью) патрициями и плебеями - свободными людьми из населения завоеванных территорий, но стоявших вне римских родов и не считающихся частью римского народа.
Будучи собственниками землевладений, плебеи были обязаны платить налоги и отбывать военную службу, не могли занимать должности, пользоваться и распоряжаться римскими землями.
Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.
У Германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями.
Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев и собрание знати, а власти вождей в королевскую власть.
Ряд ученных придерживается мнения, что Германия, Россия и др. государства возникли не как феодальные (закрепление крестьянства и крупной частной собственности на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохранял свободу и собственности на землю)
На Востоке распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай).
На образованные здесь государства ни оказали существенного влияния частная собственность и классовое разделение.
Наоборот само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп.
Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка в государственный аппарат. Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных общества социальных работ, строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, строительство плотин.
И так причины происхождения государства – это во первых - необходимость единого руководства, во вторых - потребность в масштабных работах, в третьих необходимость поддержания общественного порядка, и в четвертых - необходимость ведения военных действий и организация защиты.
Современная наука, исходя из объективного материалистического понимания мироздания, объясняет происхождение государства как продукт внутренней эволюции общества.
Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многочисленных и разнообразных причин.
Речь прежде всего идёт о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, появлению классов, к закреплению государства как новой организационной формы жизни общества.
Государство появилось тогда, когда социальные и классовые противоречия объективно не могли быть примирены, а социально-экономическое развитие общества позволило содержать за счет населения особый аппарат управления для руководства ими.
Государство возникло по следующим причинам:
1. Неолитическая революция – переход от собирательной к производственной экономике.
Возникновение государства во взаимосвязи с неолитической революцией, понимается переход человечества от присваивающей экономики к экономике производящей.
Неолитическая революция дала толчок для возникновения городских поселений, ремесел, письменности и систем рационального знания. В ходе неолитической революции зарождаются ремесла, поселения, письменность, рациональные знания.
- Факторы, связанные с развитием общественного разделения труд, история их знает три: 1 - отделение скотоводства от земледелия; 2 - отделение ремесел; 3 - появление купечества.
Для повышения эффективности постепенно формировалась система учреждений, обладающих верховной властью, будущих органов государственной власти. Появляется также слой профессионалов-управленцев.
- Рост производительности труда и появление излишек, дополнительного продукта (богатства).
Повышение производительности труда — ключевой фактор развития экономики.
- Появление частной собственности.
Рост производительности труда способствовал индивидуализации производства и появлению прибавочного продукта, что давало возможность присвоения одним человеком излишков, произведенных другим человеком.
- Появление эксплуатации.
Возникновение эксплуатации связано с преодолением порабощения человека силами природы. Появляется разделение труда, которое освобождает часть людей от труда и позволяет им заниматься умственными видами деятельности (собственно человеческой деятельностью), для чего необходимо порабощение другой части людей.
- Раскол общества на антагонистические страты (класса, группы)
Общественное разделение труда и связанное с ним возникновение прибавочного продукта приводят к социальному расслоению первобытного общества и разрушению родоплеменных связей, основанных на кровном или предполагаемом родстве.