Файл: Понятия и признаки государства (Определение и понятие государства, его основные начала).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение и понятие государства, его основные начала
2. Этапы становления и возникновения государства. Отличительные признаки государства.
2.1. Основные закономерности возникновения государства
2.2. Основные и дополнительные признаки государства
Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей.
Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.
- В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему.
Налоги в государстве возникли не на пустом месте. Они являются диалектическим развитием системы обобществления и перераспределения материальных благ в интересах социума, сложившейся в первобытной общине. Неслучайно реципрокность (взаимный обмен дарами) и редистрибуция (переход части продукции, произведенной в общине или захваченной в качестве добычи во время набега, по вертикали снизу вверх в распоряжение вождя и его приближённых) считаются зародышами налоговых платежей в государстве.
Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.
8. Государственный суверенитет, т.е. независимость государства, как во внутренних, так и во внешних делах Суверенитет государственной власти заключается в следующем:
а) верховенство власти, которое выражается в том, что государственная власть является единственной властью, распространяющейся на всю территорию государства и его населения. Государственная власть может отменить и признать вне закона любую другую власть. Она должна обладать средствами и методами принуждения;
б) единство государственной власти, которое выражается в том, что существует единая система государственных органов;
в) независимость власти, которая выражается в исключительном праве государственной власти решать свои дела самостоятельно.
Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно - правовой статус.
Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.
Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства, к последним относят герб, флаг, гимн, столицу.
Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива.
Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.
Исходя из вышеизложенного, государство - это универсальная политическая организация политической системы общества. Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.
2.3. Признаки современного государства на примере России
Россия — многонациональное государство, отличающееся большим этнокультурным многообразием.
В состав Российской Федерации входят 85 субъектов, 46 из которых именуются областями, 22 — республиками, 9 — краями, 3 — городами федерального значения, 4 — автономными округами и 1 — автономной областью. Всего в стране около 157 тысяч населённых пунктов.
По итогам общенациональной переписи, проведённой в октябре 2010 года, население России составило 142 905 200 человек. Россия, таким образом, является наиболее населённой страной Европы и занимает девятое место в мире по количеству жителей.
Россия — федеративная республика президентского типа.
Исследователи также определяют, что Россия является республикой со смешанной системой правления, с доминирующим положением президента в системе власти, по форме государственного устройства, в ряде случае определяют её как полупрезидентскую.
Россия — государство с федеративным устройством. В составе Российской Федерации 85 равноправных субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.
Система органов государственной власти субъектов федерации определяется общими принципами, устанавливаемыми федерацией. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (законодательное собрание, дума) и исполнительный орган (правительство). Во всех субъектах существует должность высшего должностного лица (глава, губернатор), которые избираются на срок не более 5 лет и не могут замещать указанную должность более двух сроков подряд.
Российская Федерация также подразделяется на 8 федеральных округов, в каждом из которых работает полномочный представитель президента РФ.
Субъекты федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными административно-территориальными единицами в составе субъекта федерации являются районы и города областного (республиканского, краевого, окружного) значения.
Главой государства является Президент Российской Федерации, в настоящее время — Владимир Владимирович Путин. В исполнении обязанностей главы государства Президенту оказывает содействие председатель Правительства России, в настоящее время им является Дмитрий Анатольевич Медведев. Председатель Правительства РФ занимает пост президента в случае смерти или отставки последнего.
Президент является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, который состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Систему органов исполнительной власти РФ возглавляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.
Судебная ветвь власти представлена судами РФ — Конституционным судом РФ, Верховным судом РФ и иными федеральными судами, осуществляющими судебную власть, в частности, правосудие, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета.
По мнению авторов многих учебных пособий, верховенство принадлежит именно законодательной власти.
Автор данной работы с ними полностью согласен, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.
Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера, пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости, в свою очередь, она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции[4].
Исполнительная власть в лице своих органов, как следует из ее названия, занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона.
Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.
Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности.
Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти.
В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке[5].
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда.
В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти.
Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей.
Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей[6].
Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.
Как и у любого государства в России есть армия.
Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС РФ) — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
Транспортная система России характеризуется недостаточно развитой для огромной страны транспортной сетью, хотя и является одной из наиболее обширных в мире, включающей в себя свыше 124 тыс. км железных дорог, 1 млн км автомобильных дорог, 230 тыс. км магистральных трубопроводов, 100 тыс. км речных судоходных путей. Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода.
В России имеется система налогообложения, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.
Так например, к федеральным налогам и сборам относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, государственная пошлина и т.д.; к региональным налогам относят – транспортный налог; к местным налогам – земельный налог.
Как государству Россия имеет и соответствующую символику:
- Герб - государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) фоне.
- Флаг - Государственный флаг — это опознавательный знак государства, его официальный символ.