Файл: Понятия и признаки государства (Определение и понятие государства, его основные начала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более того, с развитием ремесла и торговли, с великим переселением народов на территории родов и племен начинают оседать ремесленники, купцы и другие «пришлые» люди, не связанные какими-либо родственными узами с родами и племенами.

Все это делает невозможным нормальное функционирование публичной власти первобытного общества и требует ее замены новой публичной властью - государственной.

Современная теория государства и права выделяет следующие пути образования государства:

1. Восточное государство (государство азиатского способа производства). Через расслоение общества. Одна малая община не могла построить каналы, поэтому общины стали объединяться, потом выделяется орган управления. Данная теория характеризует путь образования государства как естественный путь развития государства.

2. Европейское государство выделяют по основным направлениям создания:

- полисная система - государства бассейна Средиземноморья (полисы, города-государства) становились центром для жителей, после роста «лишние» жители отправляются на новые территории, которые захватывали. Суть государства бассейна Средиземного моря – добровольное формирование государства, изначально демократическое. По мере укрепления власти – власть вождей усиливается, подчиненные – в повиновении, либо в зависимости, и власть перерастает в царства.

- франкский путь, через налет, захват чужих территорий. Жителей захваченных территорий делали рабами, богатство отбирали и делили, города ставили на данные отношения. Например, варвары распространили свою власть на территорию Галлии. Оставаясь надсмотрщиками франки оставили государственную верхушку, ассимилировались с местным населением (франкская знать, римская, галльская).

- буржуазные, образовывались в результате революции, свержения монархии, например Нидерланды, Германия, Австро-Венгрия.

- распад крупных государств, СССР, др. империи.

- крах колониализма.

Государство – это механизм, аппарат управления обществом.

Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов сложившихся в рамках родового строя, частично путем вытеснения последних.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.


Появление признаков государства это, прежде всего, выделение особого слоя людей занятых лишь управленческими делами, наделенных особыми правами и полномочиями и правом собирать налоги, подразделение членов общества не по кровному признаку, а по территориальному, появление особых отрядов вооруженных людей призванных защищать территорию и общество.

Хотелось бы в следующем разделе более подробно разобрать основные и дополнительные признаки государства.

2.2. Основные и дополнительные признаки государства

Дать определение государству не представляется возможным без исследования его основополагающих признаков, ввиду того, что форма любого общенаучного понятия представляет собой совокупность содержащихся в нём признаков изучаемого объекта.

Признаки государства дают возможность обратить и выделить основные начала государства, его основополагающие, исключительные особенности и качественную форм.

В свою очередь, раскрытие этой исключительности государства позволяет определить своеобразие черт государства, его несхожести с иными социальными явлениями[2].

Государство обладает различными критерии признаков, поскольку оно является сложной многоступенчатой системой, и каждое из его звеньев определяется отдельным объединением признаков.

Признаки государства – это те свойства и особенности, которые отличают его от других форм организации общества.

Их много и разные авторы классифицируют их по-разному.

Автор работы предлагает разделить признаки государства в зависимости от их значения на основные (обязательные) и факультативные (необязательные).

И так государство – главный институт политической системы, который обладает следующими признаками (рис. 2).

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ

ОСНОВНЫЕ

единый государственный язык

территория

единая дорожно-транспортная система

население

единая энергетическая система

публичная власть

право

единая денежная единица

правоохранительные органы

единое экономическое пространство

армия

единая информационная система


налоги

единая внешняя политика

государственный суверенитет

государственная символика (флаг, герб, гимн)

Рис. 2. Основные и дополнительные признаки государства

Обозначив основные признаки государства, хотелось бы остановить поподробнее на каждом из них.

  1. Разделение и организация населения по территориальному принципу.

Государство обладает единым территориальным пространством. К территории страны относятся не только сухопутные участки, но и прибрежные воды, воздушное пространство, недра, континентальный шельф. Эти территории, как правило, активно используются для ведения хозяйственной деятельности.

Разделение населения по территориальному признаку (государство соединяет своей властью и обеспечивает защиту для всех людей, занимающих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо нации, учреждению; в период возникновения первых государств территориальное деление населения, возобновившееся в периоде общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное деление населения; в связи с чем возникает новый общественный институт - подданство или гражданство); территориальные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства (подданства), - апатридов.

Согласно ст. 5 Конституции РФ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.[3]

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

  1. Население – граждане, попадающие под юрисдикцию государства.

Население государства многонационально, но может и состоять из одного народа.

Порой взаимоотношения между нациями могут быть неспокойными или даже враждебными, что иногда приводит к расшатанности всего государства.

Для придания конфликтным ситуациям равновесия государств применяет разные рычаги. Наиболее эффективными из них являются разделения ранее обособленных единиц на различные составные части, независимость данных единиц также возможна.

  1. Наличие публичной (государственной) власти - публичной эта власть называется, потому что она популяризируется на все население государства, принимая его начала

К публично-политической власти относятся органы власти и управления, а также специальный аппарат принуждения.


Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.

Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям.

Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве.

Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества.

В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества.

При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом.

Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

  1. Право - любое государство проводит свою государственную политику, для претворения в жизнь которой необходимо закрепить ее в нормативно-правовом акте. Право при этом узаконивает не только само государство, но и его политику.

Таким образом, формируется демократическое правовое государство.

Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - "государство-право", существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга.

Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения.

Теоретические конструкции "государство ничто без права" или "праве ничто без государства" крайне упрощенно толкуют проблему.

Все-таки государство и право - не отрицая их теснейшего и необходимейшего взаимодействия - в своем содержании, организации, историческом движении, формах - достаточно самостоятельные явления.


Тот же факт, что бытие одного явления невозможно без другого явления, еще не означает, что они представляют собою признак друг для друга.

Например, государство невозможно во всех смыслах без общества, экономики, природной окружающей среды. Но при этом ни общество, ни экономическую систему, ни воздух, ни солнце нельзя считать признаками государства.

  1. Правоохранительные органы - эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др.

Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер.

Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения.

Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкциипредусмотренные правовой системой.

Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире.

Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой.

Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

  1. Армия - одна из главных целей правящей элиты – сохранение территориальной целостности государства.

Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов.

Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств.

По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства.

Но применяются они не только для защиты территориальной целостности.