Файл: Организация общественной власти в первобытном обществе (Исторические предпосылки и причины появления общественной власти в первобытном обществе. Формы экономики в первобытно—общинных объединениях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа «Организация общественной власти в первобытном обществе» посвящена первоосновам государства и права, зарождению, организации общественной власти в первобытном обществе.

Первобытно-общинный строй является самым продолжительным периодом в истории и истоком развития человечества во всех сферах деятельности и общественной жизни.

Для раскрытия темы необходимо изучить исторические предпосылки образования и становления государства и права. Актуальность данной работы заключается в сущности, особенности и организации первобытной общественной власти, которые являются истоками современного государства и права. Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией первобытной общинной власти. Предметом выступает совокупность обычаев и норм поведения в первобытном обществе. Целью данной курсовой работы является исследование сущности и особенностей организации первобытной общественной власти. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: выявить исторические предпосылки зарождения общественной власти в первобытном обществе, проанализировать особенности первобытной общественной власти, исследовать основы организации первобытной общественной власти. В исследовательской работе использованы труды ученых-историков, ученых-правоведов, занимающихся изучением первобытного общества и основ государства и права. С.С. Алексеев, В.П. Алексеев, М.Н. Марченко, С.И. Нагих и другие ученые внесли огромный вклад в изучение данной темы, раскрыв ряд важнейших нюансов в исследовании первобытного общества. Их труды до сих пор изучаются и анализируются, на их основе делаются новые научные открытия и закономерности развития первобытнообщинного строя.

Представленная работа состоит из трех глав. Введение раскрывает актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования. В первой главе сформулировано понятие «первобытного общества» и его признаки, рассмотрены исторические предпосылки и причины появления общественной власти в первобытном обществе, формы экономики в первобытно-общинных объединениях. Вторая глава раскрывает первоначальные виды разделения труда и стадии первобытной экономики, зарождение общественной власти. Третья глава посвящена организации власти в первобытном обществе, первобытной демократии, рассмотрены функции властвующих субъектов, социальные регуляторы. В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы о значении для современного общества организации общественной власти в первобытном обществе.


Глава 1. Исторические предпосылки и причины появления общественной власти в первобытном обществе. Формы экономики в первобытно—общинных объединениях

Тема курсовой работы посвящена зарождению и организации общественной власти в первобытном обществе, первоосновам права. Первобытно-общинный строй самый продолжительный период в истории развития человечества.

На пути к становлению первобытное общество прошло множество испытаний. Благодаря труду, даже простейшим трудовым операциям, коллективной форме воздействия человека на природу, в условиях общественных форм поведения, стало возможным выделение человека из животного мира.

Формирование форм совместной деятельности и общественной жизни у племен и народов происходило в разные периоды времени и имело специфические черты в зависимости от природно-климатических условий.

Для всех первобытных обществ характерны общие закономерности развития. Проанализируем исторические предпосылки и причины появления общественной власти в первобытном обществе, рассмотрим два основных периода в развитии первобытного общества: 1) присваивающая экономика (охота, рыболовство, собирательство) и 2) производящая экономика (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство), которые повлияли на развитие и становление правовых отношений в первобытном обществе.

Хронологически первобытно-общинный строй совпадает с каменным веком; в нем можно выделить три периода: древний каменный век (палеолит) - 2,5 млн - 12 тыс. лет до н. э.; средний каменный век (мезолит) - 12-8 тыс. лет до н. э.; новый каменный век (неолит) - 8-3 тыс. лет до н. э. Этот период завершился развитием производящей системы хозяйства, формированием отношений собственности и государственности.

Понятие «первобытное общество» и его признаки

Первобытно-общинный строй самый продолжительный период в истории и является истоком развития человечества во всех сферах деятельности и общественной жизни.

Первобытнообщинный строй характеризуется как общественное устройство до возникновения власти. В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию. Некоторые ученые-историки используют термины «протоистория», «анархия», «первобытный коммунизм», «доцивилизационный период» и т.д.


Термин «протоистория» в российской научной литературе не прижился.

В марксизме используется термин первобытнообщинный строй, означающий самую первую общественно-экономическую формацию. По мнению традиционных историков, марксистов, и не только марксистов, все члены общества в это время находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта, который принято называть «первобытный коммунизм», был единым для всех.

В связи с разными названиями одного и того же вида первобытного общества с обобществлённой собственностью и до возникновения власти, цивилизации, государства, частной собственности среди историков различных классических школ и теорий о возникновении власти для названия этого вида общественного устройства принято пользоваться общепринятым термином «первобытнообщинный строй».

Первобытным, или догосударственным обществом принято считать период в истории человечества до изобретения письменности. С появлением письменности ведутся исторические исследования, основанные на изучении письменных источников. До второй половины XIX века первобытно-общинный строй называли «доисторическим», с этого времени в науке возникло понятие «первобытное общество». Оно пришло на смену человекообразным обезьянам.

В 40-е годы XX века советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и другие предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщённом виде такую периодизацию можно представить так: эпоха первобытного стада; эпоха родового строя; эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности - поздний мезолит и неолит по современной классификации).

В 1990-е годы 20 столетия на историческом факультете МГУ (лекторы, преподаватели кафедры этнологии Г. Е. Марков и А. А. Никишенков) сложилась трехчастная схема подачи материала [22, С. 112]. За основу принята периодизация А. И. Першица, включающая в себя период «раннепервобытной общины», период «родовой общины ранних земледельцев» и период «соседско-большесемейной общины» [1, С. 318].

В статье «Периодизация первобытной истории (Состояние проблемы)» Першиц А. И. пишет: «Периодизация первобытной истории имеет свою собственную историю, без изучения которой нельзя понять современное состояние проблемы. Это относится как к специальным периодизациям - археологической, антропологической, источниковедческой, так и в основном к общеисторическому, или общему, членению первобытного исторического процесса.


В марксистской науке периодизация первобытной истории всегда рассматривалась как одна из ключевых проблем теоретического осмысления древнейшего прошлого человечества. Именно поэтому Ф. Энгельс в свое время так высоко оценил общую периодизацию американского ученого Л. Г. Моргана, который первый попытался внести сюда определенную систему. Как известно, Морган, воспользовавшись установившимся еще в XVIII в. выделением в развитии человечества ступеней дикости, варварства и цивилизации, вычленил в первобытной истории эпохи дикости и варварства с подразделением каждой из них на три ступени, характеризуемые определенными чертами хозяйства и материальной культуры. По Моргану, эпоха дикости и низшая ступень варварства - время собирательско-охотничье- рыболовческого хозяйства, средняя и высшая ступени варварства - земледельческо-скотоводческого хозяйства. Почти все критерии отдельных ступеней дикарской и варварской эпох взяты им из области развития производительных сил: это (начиная со средней ступени дикости) - применение огня, изобретение лука и стрел, введение гончарства, одомашнивание растений и животных, освоение металлургии железа».

Энгельс воспроизвел периодизацию Моргана в "Происхождении семьи, частной собственности и государства", но в то же время отметил, что она останется в силе лишь до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести коррективы. Он сам прямо или косвенно положил начало уточнению и пересмотру этой периодизации. Он счел необходимым обобщить ее, четче определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства как эпоху производящего хозяйства. Он подчеркнул также качественное своеобразие высшей ступени варварства, рассмотрев ее в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" в особой главе "Варварство и цивилизация" [25, С. 639].

Общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества представлена в Приложении 1.

Первобытное общество – архаичная форма общественного догосударственного устройства, характеризующаяся общей собственностью, коллективным трудом и потреблением.

Признаки первобытного общества: родоплеменная организация; коллективный труд; общая собственность; примитивные орудия труда; уравнительное распределение. Т.е. в качестве признаков первобытного общества выделяются именно экономические аспекты (труд, орудия, распределение и т. д.).

Культура еще только начала формироваться. Единственное, что можно выделить, - фетишизм, обожествление природы. Хотя наши предки древние славяне и поклонялись природе – солнцу, молнии, ветру – о них нельзя говорить, как о первобытных.


Первобытное общество — первый этап организации человеческого общества.

Присваивающая форма экономики в первобытно—общинных объединениях

Формирование форм совместной деятельности и общественной жизни у племен и народов происходило в разные периоды времени и имело специфические черты в зависимости от природно-климатических условий.

Для всех первобытных обществ характерны общие закономерности развития. Проанализируем исторические предпосылки и причины появления общественной власти в первобытном обществе, рассмотрим два основных периода в развитии первобытного общества: 1) присваивающая экономика (охота, рыболовство, собирательство) и 2) производящая экономика (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство), которые повлияли на развитие и становление правовых отношений в первобытном обществе.

Первой формой хозяйственной деятельности людей был присваивающий тип хозяйствования. Этот термин очень точно объясняет характер человеческой деятельности в этот период и конкретные ее виды. К ним можно отнести: невысокий уровень развития орудий труда; коллективный характер собственности, деятельности и присвоения природных ресурсов; уравнительный характер распределения; отсутствие частной собственности, социального неравенства; классов и государства.

Вследствие низкого уровня развития каменных орудий труда человек не мог в полную меру воздействовать на окружающий мир, не мог преобразовывать и пользоваться природными ресурсами и благами в соответствии со своими потребностями. Получение необходимых для жизни экономических благ в условиях присваивающего хозяйства обеспечивались собирательством, охотой, рыболовством, которые носили пассивный характер. Люди могли брать и потреблять то, что им "дарила" природа. Природа была естественной производительной силой и служила единственным источником потребительских благ, предметов и средств труда. Влияние естественных природных условий на деятельность человека - характерная черта среды обитания человека этого периода, развития общества, человеческой цивилизации. Решающее значение имели природные условия, благоприятные климатические условия, плодородие почвы, обилие животных, рыбы и т. д. Человек объективно был вынужден подстраиваться под биологические циклы природы, соизмерять свои действия с естественным биологическим ритмом. Хозяйственная деятельность концентрировалась в отдельных, локально ограниченных районах.