Файл: Организация общественной власти в первобытном обществе (Исторические предпосылки и причины появления общественной власти в первобытном обществе. Формы экономики в первобытно—общинных объединениях).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
По мере укрепления экономической и социальной роли семьи, ее обособления происходит ослабление первобытного коллективизма и родовой общины в целом. Первобытная община перерастает в соседскую, сельскую, территориальную общину, в которой живут уже не только родственники. Общинное землевладение и землепользование сочетается с индивидуальным.
Формы общины менялись с развитием производительных сил, наличием или отсутствием имущественной дифференциации, частной собственности. Более поздние формы общин, такие как община-марка, существовали и в период феодализма.
Развитие производительных сил первобытного общества и углубление общественного разделения труда привело к постепенному изменению социально-экономических отношений. Рост производительности труда, переход к металлическим орудиям создают основу для производства прибавочного продукта. Возрастают доходы племенных вождей и старейшин родов. Индивидуализация производства на основе роста производительности труда создавала возможность и для индивидуального присвоения созданного продукта первоначально семьей, а затем и отдельными лицами. В рамках общинной формы собственности постепенно возникает частная форма собственности, что и привело к разложению первобытной общины. Переход к производящему типу хозяйствования дает возможность создавать излишек продуктов, проводит к развитию социального неравенства и появлению в общине членов, которые выделялись не только имуществом, но и знаниями, опытом, организаторскими способностями. Такие члены общины становились племенными вождями.
Имущественное и социальное неравенство лежало в основе формирования рабовладельческих или феодальных отношений, образования первых государств.
3.1. Общественная власть в первобытном (догосударственном) обществе
Укрепление общественных структур было выгодно первобытным людям. Первые формы институтов власти и первые обязательные для всех нормы поведения формировались на первобытной стадии развития общества. Первоначально люди объединялись в первобытное стадо. Для такого общества были характерны полигамные семейные отношения, т.е. беспорядочные половые связи между его членами. Постепенно возникает и развивается родовая община. Род - это союз, основанный на кровном родстве и общности интересов. На более поздних стадиях развития возникали племена, а затем и союзы племен. Это позволяло противостоять силам природы, осваивать новые орудия труда, отражать врагов и самим нападать на них. Развитие экономики шло по двум направлениям: 1) совершенствование орудий труда; 2) совершенствование организации труда.
В первобытном обществе все его члены были равны. Все важные дела решались общим собранием. Собрание избирало старейшину, военных вождей, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и вождей базировалась на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. При нарушении установленных правил, обычаев члена общины строго наказывали, его могли даже изгнать из общины, что фактически являлось смертным приговором. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича. Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. Это было потестарное правление (лат. potestas — власть) - тип управления обществом, основой которого являлся авторитет одного из членов первобытной общины.
Выделяют следующие черты потестарной власти: 1) Верховной властью распоряжалось общее собрание членов общины, правом голоса обладали все члены общины, без гендерных различий; 2) отсутствие профессионального управленческого аппарата, после смещения бывшие вожди снова занимали положение обычных жителей, не получая никаких привилегий; 3) основу системы правления составлял авторитет, соблюдение обычаев, племя соблюдало интересы всех родичей, убийство любого из них влекло за собой кровную месть.
При потестарной власти существовали определенные социальные институты.
Высшим органом власти было общее собрание всех взрослых членов рода, на котором принималось решение всех основных вопросов, связанных с жизнедеятельностью рода. Собрание из родичей избирало старейшину - лидера-мужчину, который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом и пользовался наибольшим уважением. Он стоял во главе племени. Никаких привилегий у него не было, он принимал участие во всех делах и занятиях рода и получал свою долю производимого продукта. Власть старейшины была не постоянной и не передавалась по наследству.
Главными чертами власти данного периода были: выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер.
3.2. Органы управления в первобытном обществе. Функции властвующих субъектов. (Старейшина. Вождь. Жрец.)
Если в обществе нет равенства, там доминирует одна группа над другой. Мы говорим о наличии власти на самом первом этапе развития первобытного общества, о возможности власти влиять, подавлять, принуждать. Постепенно помимо природных волевых качеств личности, важно было обладать еще символом превосходства: особая повязка на теле, головной убор, наличие в руках особого предмета и т.д.
С возникновением имущественного неравенства появляются привилегированные слои общества — старейшины, вожди, жрецы.
В первобытном обществе в общей сложности можно выделить шесть органов управления.
- Старейшины - это предводители, главы семей или родов общин. Старейшиной становился зрелый человек, обладавший особыми личностными качествами: жизненным опытом, мудростью, умением предвидеть события, организационным талантом, но главное - волей. Старейшину не выбирали. Старейшинами становились фактически, т.е. все сородичи как бы молчаливо признавали, что данный человек выделяется среди них особыми качествами, за что его боялись, уважали, слушались и даже почитали. Старейшина организовывал жизнь рода: руководил хозяйственной и социальной жизнью, разрешал споры, участвовал в общественном производстве. На ранних ступенях развития должность старейшины была не только выборной, но и сменяемой: в любое время старейшину могли отстранить от должности родовым собранием и заменить другим как только появлялся более сильный, наделённый большими организационными и умственными способностями, более опытный человек.
- Совет старейшин появился на более поздней стадии развития. При возникновении важных проблем, затрагивающих жизнь всего поселка, собирали предводителей всех семей, родов. Совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия семей общины в проведении сельскохозяйственных работ, решал санитарно-гигиенические вопросы, чтобы уменьшить эпидемиологическую опасность для соплеменников.
На совете старейшин на время войны избирался военачальник, племенной вождь. Вождями становились люди, отличавшиеся физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью, смелостью, сильной волей, умением предвидеть наступление врага и организовывать защиту племени.
Старейшина главенствовал в мирное время, роль вождя резко возрастала в период войны.
- Военные предводители - это в основном главы племен. Предводитель всегда играл выдающуюся роль для защиты территории или для нападения. Военного предводителя окружала дружина хорошо вооруженных воинов, большей частью молодых людей. В земледельческих районах роль предводителя возрастала лишь в военное время.
- Советы военных предводителей. Они собирались для решения военных вопросов: продолжать ли затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки тактики боя.
- Собрание взрослых членов (воинов). Ход собрания весьма жестко регулировался и направлялся вождем или главарем совета старейшин. Рассаживались старейшины и вожди на особом возвышении. Вождь сам или через вестника оглашал свое решение или решение вождей. Вождей не интересовало мнение простых людей. Вопросы, которые решались на собрании, отличались особой важностью: начало войны, продолжение осады, возвращение домой, заключение мира, передислокация с места стоянки, выработка тактики боя, осуждение соплеменника, бросившего поле боя и др. Вожди добивались одобрения своих решений, причем любой ценой.
Постепенно происходит возвышение вождей над обществом. Неравенство проявлялось в большем материальном продукте, который они потребляли, в жилище, одежде и других внешних атрибутах власти. Возвышение вождей проявлялось и в особом психологическом отношении к ним людей.
Власть вождя являлась одной из разновидностей политической власти, которая основана на принуждении одной группы людей над другой, осуществляемая посредством специального аппарата — государства. Власть вождя предшествовала государственной власти, поэтому историки называют ее предгосударственной формой власти.
- Особый орган управления - это жрецы: колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари. У первобытных племён не было специальных служителей культа. Религиозно-магические обряды совершали преимущественно главы родов, воздействуя на мир духов и богов. С развитием социального неравенства выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами. Люди первобытного общества приписывали природе божественную силу, а жрецы помогали уверовать в то, что силы природы будут милостивы к человеку, совершая культовые обряды и жертвоприношения.
Жрецы (колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари) - орган управления, занимался организацией сознания людей. Священники осуществляли связующую роль между людьми и богами. Жрецы помогали "задобрить" богов. Лекарь-ведун мог отгонять духов или выманить их изнутри человека, чтобы вылечить его. Это был, как правило, очень умный или даровитый человек. Там, где власть обычного главаря и колдуна совмещалась в одном лице, она была особенно заметной и крепкой.
В раннепервобытной общине не было разделения власти на хозяйственную, военную и культовую. Для начального этапа первобытного общества характерно наличие "универсального главы", который имел и выдающиеся волевые качества, и хозяйственный опыт, и трудолюбие, и организационные способности, умел убеждать и знал обычаи, обряды, владел магией и отличался в военном деле, и др.
Сложная организация власти - это атрибут более зрелого первобытного общества. Выделение отдельных сфер жизни (хозяйственной, военной, идеологической) привело к множественности органов управления и появлению иерархов в каждой из этих сфер [15, С. 624].
Как правило, главари не только продолжали участвовать в общественном производстве, но и не имели льгот в потреблении. Однако постепенно у них стали появляться определенные бытовые льготы: лакомые куски добычи, большее количество жен и др. Началось возвышение органов власти над обществом.
Общество постепенно отходит от принципа равенства в работе и в быту. Причиной тому являются совершенствование орудий труда и появление все более сложных и разнообразных видов труда и, в частности, выделение в особую категорию управленческого труда. Помимо разницы в занятиях возникает различие и в состояниях людей. В силу этих причин на смену органам управления первобытного общества приходит государство.
3.2. Регуляторы отношений в первобытном обществе. Мононорма – зачаток морали и права
Социально значимые отношения в первобытном обществе регулировались обычаями, традициями, ритуалами, заповедями, табу. Из поколения в поколение происходила передача информации о нормах и характере поведения. Поведение людей выражало интересы всех членов общества. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе: мораль, религиозность, правовые нормы.
Отношения в первобытном обществе регулировались ритуалами, направленными на символическое общение со сверхъестественными силами, мифами. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости. Социальным регулятором в этот период являлись обычаи, традиции, ритуалы, которые назывались мононормами.
Мононорма – это традиционно-бытовой регулятор, зачаток морали и права. Мононорма - это единое, общее для всех правило поведения либо совокупность норм и правил. Першиц А.И., выдающийся отечественный историк и этнограф, выделил следующие виды отношений: 1) семейные и брачные; 2) разделение труда по половому признаку; 3) правила ведения войны и охоты; 4) разделение пищи по половому признаку и социальной иерархии; 5) разрешение конфликтов между отдельными членами общины. Такие нормы существовали в форме мононорм и обеспечивались силой всех членов первобытного общества.
Важными регуляторами отношений в первобытном обществе были моральные и религиозные заповеди, табу, благодаря этому общество поддерживало необходимую дисциплину. Табу сыграло особую роль в упорядочении половых отношений.
Для зарождающейся морально-правовой системы была характерна так называемая «тотемная» форма, то есть какое-то животное или растение объявлялось священным. Тотемизм - это вера в то, что между племенем и определенным видом растения, животного или даже предмета существует сверхъестественная родственная связь. Вследствие этого людям запрещалось убивать данное животное или срывать растение. Такая мононорма – это первобытный прообраз «Красной книги» как экологического регулятора.