Файл: Организация общественной власти в первобытном обществе (Исторические предпосылки и причины появления общественной власти в первобытном обществе. Формы экономики в первобытно—общинных объединениях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Потребительское отношение к окружающей среде привело к кочевому образу жизни, к постоянной смене жизненного пространства, к поиску районов, богатых дичью, рыбой и т. п. В условиях присваивающего хозяйства неизбежно возникает проблема экологической ограниченности региона, что приводит к частой смене стоянок, поиску новых мест охоты и т. д. Кочевой образ жизни требовал ограничения количества и размеров имущества, его компактности, а это не стимулировало совершенствование орудий труда.

Период присваивающего хозяйства завершился началом развития производящей системы хозяйства, формированием отношений собственности и государственности.

Производящая экономика. Исторические предпосылки и причины появления общественной власти в первобытном обществе

Производящая экономика (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство т.д.) - второй период развития первобытного строя. Этот период повлиял на развитие и становление правовых отношений в первобытном обществе.

В период неолита постепенное развитие орудий труда позволило человеку более активно воздействовать на окружающий мир, не "брать", а "производить" необходимые ему блага. Развитие земледелия, скотоводства, переход к целенаправленному выращиванию злаков и приручения животных, постоянному производству продуктов питания – период, когда происходит переход к производящей экономике, к преимущественно производящему типу хозяйства. Развиваются такие виды деятельности, как земледелие, скотоводство, ремесло. Продолжают развиваться и такие виды деятельности как собирательство, охота и рыболовство.

Переход от присваивающего к производящему хозяйству, появление земледелия и скотоводства, изменение видов деятельности и образа жизни человека, освоение новых территорий и более рациональное их использование стали подлинным прорывом, оказали важное влияние на дальнейшее развитие. Этот период в развитии человечества называют неолитической революцией.

Английский археолог Гордон Чаилд в 1930–40-е гг. 20 века ввел термин неолитическая революция - появление контроля людей над собственными пищевыми запасами. Термин Неолитическая революция употребляется для обозначения перехода от присваивающего к производящему хозяйству. Находясь под влиянием марксизма, Чайлд понимал неолитическую революцию как археологический эквивалент переходу от «дикости» к «варварству». Чайлд рассматривал развитие цивилизации как следствие неолитической революции. Она сделала возможным производящее хозяйство (приручение и разведение домашних животных, земледелие) и распространение оседлых сельских общин. Неолитическая революция произошла вследствие перехода от присваивающего хозяйства к производящему, т. е. основана на переходе человеческих сообществ от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, которое, в зависимости от региона, принимало формы земледелия или животноводства. Ранее люди только забирали у природы произведенное ею, теперь они сами начали производить то, чего не было в природе, новые сорта растений, домашние виды животных.


Земледелие требовало совершенствования орудий труда, стали появляться мотыга, серпы, зернотерки. В этот период люди осваивают почти все известные в наше время злаковые культуры. Появляются регионы, для которых характерно выращивание тех или иных культур: в Передней Азии VII-VI тыс. до н. э. производили ячмень и пшеницу. В бассейне реки Хуанхэ IV-III тыс. до н. э. выращивали рис и просо, в Центральной Америке V-IV тыс. до н. э. - бобы, перец, маис. Перуанское нагорье III тыс. до н. э. стало центром выращивания перца, хлопка, бобовых культур.

Производящее хозяйство, основанное на земледелии и скотоводстве, по сравнению с присваивающим хозяйством давало более надежные источники средств существования. Производящий тип хозяйства ослабил зависимость человека от природных условий и среды обитания.

Развитие хозяйственной деятельности изменяет образ жизни человека. Необходимым условием для производящего типа хозяйства является переход к оседлому образу жизни людей. Проблема компактности орудий труда стала уходить со строительством постоянного жилища, при строительстве которого стали использовать дерево, камень, глину. Совершенствуется технология строительства и жилища становятся более прочными. Оседлость позволила развивать земледелие, улучшить технологию производства, дала возможность совершенствовать орудия труда из камня и кости, стала применяться технология шлифования топоров, каменных мотыг, совершенствуется производство домашней утвари. Оседлый образ жизни приводит к приручению и разведению домашних животных, лесные массивы расчищаются для посевных площадей. С развитием земледелия, ирригационного и дренажного строительства человек стал изменять окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям.

Началась эпоха зарождения ремесленной деятельности.

Первоначальные виды разделения труда и стадии первобытной экономики. Зарождение общественной власти

Переход к производящему хозяйству позволили усовершенствовать орудия труда, повысить производительность труда и объем производимой продукции. Рост прибавочного продукта создал основу для общественного разделения труда, возможность для обмена и торговли. Переход к производящему хозяйству приводит к постепенному выделению ремесленников, торговцев, для которых их деятельность становится основным занятием. Следствием развития производящего хозяйства стало общественное разделение труда, что способствовало зарождению общественной власти.


Этапы общественного разделения труда в первобытном обществе

Разделение труда появилось во время продвинутого присваивающего хозяйства - хозяйства с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства. Это самая древняя стадия хозяйственно-культурной истории человечества. Эта стадия не ограничивается простым присвоением, но включает ряд довольно сложных моментов в организации труда, в переработке продукции, требующей разнообразных технических навыков.

На стадии низшего типа присваивающего хозяйства разделение труда не было столь серьёзным. При господстве самых примитивных видов хозяйственной деятельности трудные условия жизни вынуждали как мужчин, так и женщин, которые были привязанные к детям и домашнему хозяйству, активно работать в поисках пищи, заниматься собирательством.

Первый этап общественного разделения труда - распределение на два вида деятельности: скотоводство и земледелие. Развитие земледелия и скотоводства создавало предпосылки для развития ремесла.

Второй этап общественного разделения труда - выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности. С развитием производства, специальных орудий труда, применения металлов, железа ремесленная деятельность усложнялась и требовала специальных знаний, навыков и становится деятельностью определенного круга лиц. Индивидуальный характер трудовой деятельности, рост производства способствовали возникновению и развитию частной собственности.

Становление ремесла свидетельствует о росте производительности труда, создания избыточных объемов производства, продуктов питания, приводит к обмену и торговли. Рост масштабов и значения торговли приводит к постепенному выделению особой группы лиц, для которых торговля становится основным занятием. Вначале III тыс. до н. э. в Иране и Сирии существовали целые общины торговцев.

Стадии первобытной экономики и социально-экономические отношения

Присваивающая экономика относится к началу формирования человечества. К хозяйственно-культурным типам с присваивающей экономикой относились собиратели, лесные, бродячие охотники, охотники за крупными стадными животными, полуоседлые рыболовы и т. д. Немногочисленные разрозненные группы вели преимущественно подвижный бродячий, полуоседлый, почти оседлый образ жизни. Для хозяйственно-культурных типов с присваивающей экономикой характерны сезонно-подвижный образ жизни, коллективная собственность на основные средства производства и коллективное распределение продуктов труда, архаичность социальных структур, скудность материальной культуры, отсутствие институциализованой власти, анимистические формы религиозных представлений.


При переходе к производящему хозяйству каждый член общины имел право на равную с другими долю продукта независимо от того, участвовал он в его производстве или нет. Мужчины занимались охотой и земледелием, а женщины - домашним хозяйством и детьми.

Возникновение производящего хозяйства - величайшее достижение первобытной экономики и фундамент для всей дальнейшей экономической истории человечества.

Важным для истории человечества было возникновение престижной экономики - термин, использующийся для обозначения особых форм социально-экономических взаимоотношений в позднем - первобытном обществе или, как называет данную формацию этнограф Ю.И. Семёнов, - первобытно-престижном обществе. Уравнительное распределение в общине сохранялось только при экстремальных ситуациях. В обычных условиях уравнительное распределение замыкалось в узких группах близких родственников по крови и браку. Растет количество избыточного продукта, крепнет личная собственность, происходит замещение уравнительного распределения трудовым. Семья или отдельный индивид общества получает прибавочный продукт, но он поступает только в распоряжение, а не в собственность, то есть остается принадлежать общине. Распорядительная доля продукта могла быть различной, а потребительная только по потребности. Невозможность накопления избыточного продукта и необходимость его распределения, сначала внутри общины, а потом и вне её, приводит к образованию особой формы церемониального дарообмена. Прибавочный продукт превращается в «престиж».

Главный закон престижной экономики выражен формулой: «давать - брать - возвращать». То есть, люди разных племен обменивались разными дарами, а выигрывал в обмене тот, кто давал больше: в результате обмена он получал особый сакральный престиж. Престиж играл очень важную роль в функционировании власти, с ним было связано высшее положение вождей. Благодаря этому укреплялись связи между племенами, образовывались союзы. Престижная экономика была системой престижного дарообмена, перехода объектов из собственности в собственность. Дар должен быть возмещён более или менее равноценным отдаром. С появлением престижной экономики у людей появились примитивные деньги: раковины, ожерелья, кабаньи клыки, собачьи зубы. На них нельзя было купить пищу, одежду, но они имели целевое значение – плата за невесту, выплата символической дани. Упрочивались брачные и другие социальные связи, укреплялись мирные отношения, оказывалась внутриобщинная и межобщинная взаимопомощь. Престижная экономика продолжала общественное и имущественное расслоение.


Глава 3. Организация власти в первобытном обществе. Первобытная демократия и социальные регуляторы

Первобытное общество на пути к своему становлению прошло немало испытаний. Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, коллективной форме воздействия человека на природу в условиях общественных форм поведения. Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения. Уже на самых ранних этапах истории первобытного общества люди регулировали половые и общественные отношения, добывали и распределяли пищу и т. д. Естественный отбор способствовал выживанию и сохранению коллективов, в которых были сильнее социальные связи, взаимопомощь, которые могли противостоять врагам и стихийным бедствиям.

Род – первое объединение кровнородственных людей. Несколько дружественных родов объединялись в общины, в племена, а те в союзы племен. В период становления первобытного общества люди жили малыми родственными группами, а охота и собирательство были основным источником пропитания. Это был период присваивающей экономики, которая основывалась на общественной собственности.

Община - естественно сложившийся кровнородственный коллектив, члены которого занимались охотой и собирательством. Первобытная община - это одновременно производственный, семейно-бытовой и культовый коллектив. Общинная форма организации на этом этапе развития была единственно возможной, обеспечивающей выживание и стабильность жизни общины в целом и каждого ее члена. Экономической основой первобытной общины были общинная собственность на землю, коллективная совместная деятельность, уравнительное распределение и социальное равенство. Низкий уровень развития орудий труда объективно требовали коллективных форм собственности и деятельности. Половозрастное разделение труда существовало, но мужчины или женщины выполняли одни и те же операции совместно. Каждый член общины зависел от результатов труда всего коллектива. Уравнительное распределение было единственной формой выживания общины в этот период.

Основным типом хозяйствования было присваивающее хозяйство, а основными сферами деятельности оставались охота, рыболовство и собирательство. Постепенно стала совершенствоваться организация этих видов деятельности, начали использоваться приспособления для метания дротиков и камней, ловчие ямы, сети, изгороди. Обмен носил эпизодический характер, существовало естественное половозрастное разделение труда. Мужчины занимались охотой, производством орудий труда, а женщины - собирательством, приготовлением пищи, изготовлением одежды и т. п. Общинное хозяйство носило замкнутый характер, все необходимое для ее жизнедеятельности - орудия труда, пища, добыча - производилось внутри общины ее членами.