Файл: Понятие и признаки государства (Признаки государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свою очередь, была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, а после получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и отголосками дошла до наших дней патриархальная теория. У истоков ее стоял Аристотель. Он считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Людей Аристотель считал существами общественными, и именно поэтому, по его утверждению, они стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти[28].

В средние века, для того, чтобы обосновать существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

В России патриархальная теория нашла благоприятную почву. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский. По мнению видного историка М.Н. Покровского, древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Однако, по своей сути такая традиция антидемократична. Она обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

В разное время и многими исследователями патриархальная теория подвергалась критике. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Также ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство[29].

Еще одной теорией, которая возникла достаточно давно, является теория договорного происхождения государства. Некоторые софисты в Древней Греции утверждали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей. Однако если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то уже в трудах многих мыслителей XVII-XVIII вв. Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж. Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др., она получила полное свое развитие[30].


Согласно утверждениям сторонников названной теории государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Русо, например, считал, что люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами. Для Гоббса это состояние «войны всех против всех». После этого ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. Согласно этого договора люди передают часть своих прав государственной власти и берут на себя обязательство подчиняться ей, а государство в свою очередь обязуется охранять неотчуждаемые права человека: право собственности, свободу, безопасность. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа. Они обязаны отчитываться перед ним и могут сменяться по воле народа[31].

Однако есть ряд вопросов, на которые теория договорного происхождения государства не может ответить. Где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. При этом нет, видимо, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Существенным недостатком данной теории является антиисторизм. Однако это не лишает ее научной ценности. Именно она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества[32]. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям.

Существует также и патримониальная теория, основоположником которой является Карл Людвиг Галлер. Представители этой теории считают , что государств о произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.

В XIX в. в развитии естествознания был совершен большой скачок, достигнуто много успехов. Это в том числе привело к появлению органической теории. Хотя, необходимо отметить, что подобные идеи высказывались и ранее. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV—III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики. Однако появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба , эволюция , естественный отбор и т.п.) также и на социальны е процессы.


Последователи органической теории считают, что человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. В процессе естественного отбора дальнейшее развитие привело к объединению людей в единый организм — государство. В этом своеобразном организме правительство выполняет функции мозга, управляя всем, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

Однако и органическая теория происхождения государства не является полностью корректной и имеет свои недочеты. В чем это выражается? Все сущее имеет различные уровни проявления бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными только этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

Учение о государстве Гегеля. Крупнейший представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель (1770-1831) создал своеобразную теорию происхождения государства и права. Согласно его утверждению в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»)[33].

С позиций объективного идеализма Гегель критикует теорию договорного происхождения государства. Гегеля является объективным идеалистом, именно поэтому он выводил государство из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. Гегель считал, что государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. В отношении личности государство имеет высшее право, а высшая обязанность личности - быть достойным членом государства.

Народный суверенитет Гегель не признает и отвергает как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Гегель утверждает, что верховная власть не может выражать интересы народа, по той причине ,что народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам[34].


Как мы видим, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, и, в итоге, против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Все действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, полностью подчиняя ему человека[35].

Следующей теорией, которую мы рассмотрим, будет возникшая и получившая распространение в конце XIX - начале XX вв. теория насилия (завоевания). Основоположниками ее являются Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Эти ученые опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Сторонники теории насилия утверждают, что матерью любого государства является война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович в своих трудах писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе». Законы, по которым живут животные, Гумплович переносит на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы[36].

Следующий последователь этой теории, К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. В свое время Ф. Энгельс жестко критиковал данную теорию, которая, как он утверждал, гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы.

Следует упомянуть марксистскую теорию происхождения государства. Она отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для этой теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом[37].

Невозможно отрицать влияние классов на возникновение государства, также и нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления, ведь государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов.


Рассмотрим психологическую теорию происхождения государства, представителями которой является Лев Петражицкий и Габриель Тард. Согласно этой теории появление государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров[38].

Общеизвестно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение и деятельность. По этой причине свойства человеческой психики, оказывающие определенное влияние, не являются решающим фактором, а с другой — сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. В первую очередь именно эти условия должны учитываться.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены понятие, сущность государства и основные теории происхождения государства. Для достижения целей курсовой работы необходимо рассмотреть признаки государства, которые будут освещены во второй главе.

Глава 2. Признаки государства

2.1 Признаки, определяющие отличие государства от органов власти общинно-родового строя

Для того, чтобы наиболее полно раскрыть понятие государства, его характеристики, необходимо рассмотреть признаки, отличающие его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, именно анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Существует два направления, по которым необходимо проводить характеристику признаков государства. Перечислим их.

Первое направление это отличие государства от органов власти общинно-родового строя. Оно включает: