Файл: Понятие и признаки государства (Признаки государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любое государство реализует власть с помощью специальной организационной материальной силы – механизма государства. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства. Он представляет собой материальное «вещество», из которого и состоит само государство. Другими словами, механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм государства представляет собой целостную иерархическую систему государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Механизм (аппарат) государства отличается наличием особых признаков. К ним относится[50]:

- монолитная иерархическая система государственных органов и учреждений. Эта система обеспечивается общими принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, а также едиными задачами и целями их деятельности;

- именно государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами) являются первичными структурными частями (элементами) механизма, они связаны между собой началами субординации и координации;

- обеспечение государственных властных велений происходит с помощью непосредственных орудий (учреждений) принуждения, которые соответствуют техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство;

- осуществление власти, а также выполнение функций государства происходит именно при помощи механизма.

г) монополия правотворческой деятельности принадлежит государству. Это значит. Что только государство имеет право издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения абсолютно всеми членами общества. Выполнение этих предписаний также обеспечено принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом государство вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

д) для того, чтобы осуществить политическое принуждение, государство имеет особые средства. Таких средств нет ни у какой другой политической организации (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Применяя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.


Чем же на самом деле является государственное принуждение? Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства[51].

Необходимо признать, что само по себе государственное принуждение является острым и жестким средством социального воздействия. Его основой выступает организованная сила, оно выражает ее и по этой причине может обеспечивать абсолютное и безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. При этом государственное принуждение существенно ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение может быть правовым и неправовым. Опасность последнего в том, что оно может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

При этом правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:

а) подчинено общим принципам господствующей правовой системы;

б) является по своим основаниям единым, всеобщим на всей территории страны;

в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения;

г) реализуется через механизм прав и обязанностей;

д) оснащено развитыми процессуальными формами[52].

Соответственно, чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей степени выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти[53]. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым, и не как иначе.


Существует большое количество различных форм государственного принуждения, применяющихся в различных случаях и для достижения разных целей. Среди них выделяют меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

2.3 Место роль государства в политической системе общества

Главным звеном, ядром любой политической системы является государство. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства. Это обусловлено тем, что оно:

  1. выступает официальным представителем всего общества, а также определяет главные направления развития общества;
  2. обладает суверенитетом;
  3. способно обеспечить и защитить основные права человека и гражданина на своей территории;
  4. выполняет общесоциальные функции;
  5. имеет специальный аппарат управления и принуждения;
  6. устанавливает общеобязательные правила поведения – юридические нормы, т.е. осуществляет правотворчество[54].

Как известно, термин "политика" и производные от него слова происходят от слова "полис". Это слово в Древней Греции использовалось для названия города-государства. Возникновение государства у разных народов происходило по-разному, на различных этапах развития, а также в разные промежутки времени. Но существовали и общие для них всех факторы, такие как как совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.

Государство является первой, однако, не последней и не единственной политической организацией классового общества. Человеческие отношения, развивались с течением времени, и объективно сложившись, вызывали к жизни новые политические формы движения социальной материи. Согласно свидетельству истории, наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, которые отражают интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимают участие в политической жизни общества. Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны.


В первую очередь государство выступает в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Эта борьба в итоге привела бы к самоуничтожению человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации. Появление государство предотвратило эту катастрофу тогда и предотвращает ее сегодня. В этом ключе оно "дало" жизнь политической системе общества в современном ее понимании.

Однако, в это же самое время нельзя забывать, что на протяжении всей человеческой истории именно государство ввергало своих подданных в различные междоусобные и региональные войны и вооруженные конфликты. И две мировые войны, унесшие миллионы человеческих жизней, не являются исключением. И если в некоторых случаях, выступая как агрессор, государство является орудием определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества, то уже в других случаях, являясь защитником, оно выражает интересы всего народа.

Помимо тех определений, которые были приведены выше, государство можно еще и рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся в целях совместного проживания[55]. В политико-правовой категории «гражданство» получают концентрированное выражение идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством. Необходимо отметить, что каждый из членов "государственной общины" напрямую заинтересован в ее существовании. Основной причиной этому является именно то, что личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются непосредственно государством. Выступая в роли гражданина любой индивид приобретает устойчивые первичные политические качества. Эти качества постепенно становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т. п. Другими словами, в первую очередь через государство индивид "включается" в политическую систему общества[56].

Но в тоже время, несмотря от класса, к которому принадлежит индивид, между ним и государством существует комплекс противоречий. В целом, эти противоречия характеризуются как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. К ним относятся противоречия между демократией и бюрократией в области законодательной и исполнительной власти, между тенденцией развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и ряд других. Резкое обострение этих противоречий происходит именно в тот период, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.


Среди факторов и условий, которые обуславливают появление государства, ключевое место занимает социально-классовое расслоение общества. Именно отсюда следует, что государство является политической организацией экономически господствующего класса[57].

Но следует отметить, что характеристика, которую последователи марксистско-ленинской идеологии дают классовой сущности государства как органа подавления, видимо, отражает только такое особое состояние в развитии общества, когда в нем возникает классовая напряженность. Эта напряженность обычно бывает вызвана военными конфликтами, экономическим и духовным кризисом, она способна расколоть, взорвать общество, привести его в состояние хаоса. Однако в обычные нормальные периоды в классовом обществе преобладают общесоциальные связи, которые являются более сильными и созидательными, чем классовые противоречия. В свое время Фридрих Энгельс высказал достойную внимания мысль о том, что в действительном мире метафизические полярные противоположности существуют только во время кризисов, что весь великий ход развития происходит исключительно в форме взаимодействия. По причине того, что назначение государства является социальным, оно не может постоянно функционировать в режиме господства и насилия. Анализируя свидетельства истории, мы придем к выводу, что деятельность государств подобного типа (деспотических, авторитарных) имеет свои временные пределы. Стоит отметить, что с развитием цивилизации эти пределы все более сужаются.

Классовый характер государства связывает его с рядом других политических явлений. Именно по этой причине задачи, которые стоят перед государством и политической системой аналогичны. Им необходимо ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права. Помимо этого также необходимо направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем. Выполнение этих задач приведет к резкому снижению напряженности в обществе и позволит решать любые возникающие проблемы исключительно в правовом поле.

Государство без сомнения можно назвать первым результатом политической деятельности людей, которые определенным образом были организованы и представляли интересы конкретных социальных групп и слоев. Именно наличие этих факторов обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность является формой бытия классового общества[58].