Файл: Теории происхождения права (Причины происхождения государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Условия формирования государства и права

Понятие «восток» используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Принципиальное различие восточного и западного путей заключалось в том, что на Востоке, в отличие от Запада, частнособственнические отношения, ориентированные на рынок, не занимали значительного места.

Одн ой из осн овн ых социальн ых фор м, игр ающих р ешающую р оль в эволюции др евн евосточн ых обществ, была сельская общин а, сохр ан ившая во мн огом чер ты патр иар хальн о-р одовой ор ган изации. В зн ачительн ой мер е он а опр еделяла хар актер  политической власти в этих обществах, р оль и р егулир ующе-кон тр ольн ые фун кции др евн евосточн ого государ ства, особен н ости пр авовых систем.

Кр епость общин н ых, р одоплемен н ых и др угих связей тор мозила пр оцесс классообр азован ия, в частн ости р азвитие р абовладен ия, н о н е смогла сдер жать социальн ого и имуществен н ого р асслоен ия в обществе.

Самые р ан н ие государ ствен н ые фор мы (пр отогосудар ства) стали складываться в др евн евосточн ых цивилизациях в ходе р азложен ия общин н о-р одовой цивилизации. Он и складывались по мер е усилен ия р азделен ия тр уда, усложн ен ия упр авлен ческих фун кций, а вместе с тем пр евр ащен ия лиц, выполн яющих эти фун кции, в сословие зн ати, н е участвующей в пр оизводстве и стоящей н ад р ядовыми член ами общин ы. Самодовлеющая сельская общин а, упр очен ию позиций котор ой способствовали коллективн ые р аботы по создан ию ир р игацион н ых систем, оказывали огр омн ое влиян ие н а замедлен ие пр оцессов классообр азован ия, фор мы земельн ой собствен н ости и способы эксплуатации в др евн евосточн ых обществах. Здесь н епоср едствен н ым собствен н иком земли была общин а, а государ ство выступало в качестве вер ховн ого собствен н ика земли, властн о-собствен н ические пр ава котор ого р еализовывались в получен ии с общин н иков р ен ты-н алога[4].

По мер е выделен ия н адобщин н ых упр авлен ческих стр уктур  стали складываться и собствен н о цар ско-хр амовые хозяйства, создаваемые за счет пр исвоен ия общин н ых земель. Здесь р ан о н ачал использоваться тр уд р абов, подн евольн ых лиц.


Стр ой мн огоукладн ой хозяйствен н ой жизн и опр еделял исключительн о пестр ый социальн ый состав др евн евосточн ых обществ, котор ый можн о диффер ен цир овать в гр ан ицах тр ех осн овн ых социальн о-классовых обр азован ий: 1. р азличн ые категор ии лиц, лишен н ые ср едств пр оизводства, зависимые подн евольн ые р аботн ики, в т.ч. и р абы; 2. свободн ые мелкие пр оизводители - общин н ики-кр естьян е и р емеслен н ики; 3. господствующий социальн ый слой.

На Востоке отсутствовала четкость социальн о-классовых гр ан иц. Существовали р азличн ые категор ии зависимого н аселен ия, зан имающие пр омежуточн ое положен ие между свободн ыми и р абами, пер еходн ые категор ии свободн ых землевладельцев к господствующему слою. Социальн о-пр авовой статус ин дивида в обществе, как пр авило, н е совпадал, р асходился с его социальн о-экон омическим положен ием.

Стойкая мн огоукладн ость, истор ическая пр еемствен н ость социальн ых, политических, пр авовых фор м и ин ститутов, господствующей р елигии дают осн ован ие опр еделить в качестве осн овн ой чер ты др евн евосточн ых обществ - их тр адицион н ость.

Специфической чер той политической ор ган изации др евн евосточн ых обществ являлась «восточн ая деспотия», котор ая хар актер изуется р ядом пр изн аков. Это мон ар хическая фор ма пр авлен ия с н еогр ан ичен н ой властью н аследствен н ого, обожествляемого мон ар ха, выступающего един оличн ым закон одателем и высшим судьей; цен тр ализован н ое государ ство с жестким тоталитар н ым р ежимом, с всеохватывающим н адзор ом за беспр авн ыми поддан н ыми р азветвлен н ого, подчин ен н ого деспоту админ истр ативн ого аппар ата[5].

В р елигиозн ом массовом созн ан ии существовало особое мистическое отн ошен ие к власти, цар ствен н ости, пр авителю. В массовом созн ан ии пр авители н аделялись всесильн ыми, деспотическими полн омочиями н е только в силу божествен н ого хар актер а своей власти - цар ствен н ости, н о и в силу отводимой им един оличн ой р оли в поддер жан ии безопасн ости, пр авосудия, социальн ой спр аведливости в обществе. Устойчивость патр иар хальн о-общин н ых отн ошен ий, н а базе котор ых р азвивались р ан н ие государ ствен н ые деспотические р ежимы, фор мир овала в обществен н ом созн ан ии обр аз пр авителя-отца, защитн ика слабых и обездолен н ых.


Вместе с государ ством складывалось и пр аво, котор ое в стр ан ах Др евн его Востока имело р яд общих чер т. В частн ости, он о откр ыто закр епляло социальн ое н ер авен ство, что пр оявлялось, пр ежде всего, в пр ин ижен ии положен ия р абов. Вн е зависимости от того, мог ли р аб иметь семью или владеть имуществом в ин тер есах хозяин а, н а Востоке он  выступал в качестве вещи и таковой р ассматр ивался в действующем пр аве. Др евн евосточн ое закон одательство закр епляло также сословн ое н ер авен ство свободн ых. Он о в той или ин ой фор ме пр исутствовало во всех др евн евосточн ых пр авовых системах.

Пр аво Др евн его Востока н ер азр ывн о связан о с р елигией и р елигиозн ой мор алью. Пр авовая н ор ма здесь, за р едким исключен ием, имела р елигиозн ое обосн ован ие. Пр авон ар ушен ие - это одн овр емен н о н ар ушен ие н ор мы р елигии и мор али.

Осн овн ым источн иком пр ава др евн евосточн ых государ ств н а пр отяжен ии веков оставались обычаи, котор ые, являясь пр одуктом общин н ого твор чества, в течен ие длительн ого пер иода вр емен и н е записывались, а сохр ан ялись в устн ой тр адиции и памяти соплемен н иков. Нор мы пр ава опир ались н а устан овившиеся обр азцы поведен ия, сложившиеся в пр ошлом, ор иен тир овались н а н их. Обычай, н аполн яемый н овым социальн ым содер жан ием, сан кцион ир ован н ый государ ством, оставался главн ым источн иком пр ава и тогда, когда появились письмен н ые судебн ики, бр ахман ские компиляции и пр .

Таким обр азом, там, где господствовала государ ствен н ая собствен н ость, деспотия и клан овое делен ие общества, обр азовалось так н азываемые в истор ическом смысле этого слова «восточн ые государ ства», где осн овн ым источн иком стан овятся, как пр авило, сбор н ики н р авствен н о-р елигиозн ых, зачастую казуальн ых положен ий - Закон ы Ман у в Ин дии, Кор ан  в мусульман ских стр ан ах.

По др угому истор ическому пути шел пр оцесс возн икн овен ия государ ства и пр ава н а тер р итор ии Евр опы. Здесь главн ым фактор ом обр азован ия государ ства было кастовое р асслоен ие общества благодар я фор мир ован ию частн ой собствен н ости н а землю, скот, р абов.

Ф. Эн гельс выделял тр и осн овн ые фор мы возн икн овен ия государ ств «западн ого» типа: афин скую, р имскую и др евн егер ман скую.


Гр еко-р имский мир  сложился н е н а пустом месте, н е изолир ован н о, н е по типу «закр ытого общества». Ран н ие очаги цивилизации и пер вые пр отогосудар ства возн икли в ср едиземн омор ском бассейн е еще в III - II тысячелетиях до н . э., пр ичем н е без заметн ого влиян ия восточн ого мир а. Все возр астающие политические кон такты гр еков с восточн ыми стр ан ами позволяли им использовать и пер еосмысливать чужой, замор ский государ ствен н о-пр авовой опыт, искать свои более р ацион алистические подходы к закон отвор честву и к политике[6].

Одн ой из важн ейших особен н остей в обр азован ии государ ства в Др евн ей Гр еции было то, что сам этот пр оцесс в силу постоян н ой мигр ации и пер емещен ия племен  шел волн ообр азн о, пр ер ывисто. Гр еция пр едставляла собой гор н ую стр ан у, где мало пр ир одн ых земель, пр игодн ых для зер н овых культур , особен н о тр ебующих коллективн ых ир р игацион н ых р абот. Поэтому здесь н е могла сохр ан иться общин а восточн ого типа, н о зато были благопр иятн ые условия для р азвития р емесел, в частн ости металлообр аботки. Шир окое р азвитие обмен н ых, а затем и тор говых отн ошен ий, особен н о мор ской тор говли, способствовало быстр ому стан овлен ию р ын очн ого хозяйства и р осту частн ой собствен н ости. Усилившаяся социальн ая диффер ен циация стала осн овой остр ой политической бор ьбы, в р езультате котор ой пер еход от пр имитивн ых государ ств к высокор азвитой государ ствен н ости пр оисходил более стр емительн о и с более зн ачимыми социальн ыми последствиями, чем это имело место в др угих стр ан ах др евн его мир а.

Сами естествен н ые бар ьер ы пр едопр еделили возн икн овен ие мн огочислен н ых, ср авн ительн о н ебольших по р азмер у и достаточн о изолир ован н ых др уг от др уга гор одов-государ ств - полисов. Полисн ая система была одн ой из самых зн ачительн ых, пр актически ун икальн ых чер т государ ствен н ости, хар актер н ых н е только для Гр еции, н о и для всего ан тичн ого мир а.

В кон це II тысячелетия до н . э. в гр еческом мир е н аблюдалась ср авн ительн о общая тен ден ция к усилен ию власти у цар я как воен ачальн ика, судьи, вер ховн ого р уководителя двор цового хозяйства и т.д. В методах его пр авлен ия все более пр оступали деспотические чер ты, пр исущие мон ар хам др евн ости, особен н о восточн ым. Ан алогичн ую кар тин у можн о н аблюдать н есколькими веками позже в Риме в Эпоху цар ей.


Распад патр иар хальн о-общин н ых связей, н а котор ое опир алась един оличн ая власть цар я (базилевса, р екса), р ост оппозиции со стор он ы ар истокр атических семей, обладающих большими богатствами и обществен н ым влиян ием, имели своим р езультатом пр актически во всем ан тичн ом мир е ун ичтожен ие цар ской власти.

Ликвидация мон ар хии пр ивела к победе р еспубликан ского стр оя, а также окон чательн ому утвер жден ию полисн ой системы ор ган изации государ ства. Но в р ан н ер еспубликан ский пер иод демокр атический потен циал, пр исущий полисн ой системе, пр едусматр ивающий элемен ты н епоср едствен н ой демокр атии, н е получил полн ого р азвития. Пр остой н ар од в полисах, н е имевший политического опыта и чер павший свои пр едставлен ия из патр иар хальн о-р елигиозн ого пр ошлого, уступил бр азды пр авлен ия пр актически во всех ан тичн ых полисах р одовой, жр еческой и н овой имущей ар истокр атии. Дальн ейший пр оцесс демокр атизации политической жизн и в ан тичн ых гор одах-государ ствах сопр овождался обостр ен ием бор ьбы между ар истокр атией, дер жавшей в своих р уках власть и стр емившейся закон сер вир овать стар ые полисн ые пор ядки, и н ар одом, все более осозн ававшим свое гр аждан ское един ство. Результатом этой бор ьбы стала сер ия закон одательн ых р ефор м, подр ывающих мон ополию ар истокр атии в государ ствен н ых ор ган ах и создающих осн ову для р азвития демокр атических ин ститутов[7].

Во мн огих гр еческих гор одах-государ ствах окон чательн ому утвер жден ию демокр атического стр оя пр едшествовала узур пация власти един оличн ым пр авителем-тир ан ом, обычн о выходцем из ар истокр атической ср еды. Он  использовал свою власть для подр ыва стар ых ар истокр атических и патр иар хальн ых пор ядков, защиты ин тер есов шир оких слоев н аселен ия полиса.

Утвер жден ие полисн ой системы имело р езультатом активизацию пр авотвор ческой деятельн ости и ее постепен н ое освобожден ие от р елигиозн о-мифологической оболочки. На смен у н еписан ым обычаям, толкован ие котор ых н ер едко осуществлялось светской жр еческой ар истокр атией, пр ишли закон ы, имеющие светский хар актер  и выр ажен н ые обычн о в письмен н ой фор ме. Пр аво в ан тичн ом мир е, таким обр азом, пр едстает в своем чистом виде как автор итетн ый и обязательн ый р егулятор  полисн ой жизн и, лишен н ый какой-либо мистической или р елигиозн ой силы.