Файл: Теории происхождения права (Причины происхождения государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пр изн ан ие закон одательства, а н е обычая в качестве осн овн ой фор мы пр авотвор чества (н апр имер , в Гр еции), или же его утвер жден ие в качестве одн ого из важн ейших источн иков пр ава (н апр имер , в Риме) сопр овождалось кодификацией сложившихся в более ар хаичн ую эпоху пр авовых обычаев.

Начало н овой демокр атической кон ституции в Афин ах, пр едусматр ивающей р азр аботан н ую пр оцедур у пр ин ятия закон ов н ар одн ым собр ан ием, было заложен о р ефор мами Соломон а и Клисфен а. В Афин ах, где утвер дилась демокр атическая система закон одательства, где пр аво в глазах гр аждан  ассоциир овалось с р азумом и со спр аведливостью, сложилось своеобр азн ое пр авовое государ ство, благами котор ого н е могли, одн ако, пользоваться р абы и ин остр ан цы. Еще более культ пр ава и закон оподчин ен ия сложился в р имском обществе. Безусловн ое следован ие р еспубликан ским закон ам было для р имлян  н е только юр идической обязан н остью, н о и делом чести. Напр имер , ту же связан н ость Римского р еспубликан ского государ ства собствен н ыми закон ами и пр авом в целом отр азил выдающийся р имский юр ист Цицер он , котор ый р ассматр ивал государ ство н е только как выр ажен ие общих ин тер есов всех его член ов, н о и как соедин ен ие мн огих людей, «связан н ых между собой согласием в вопр осах пр ава». Таким обр азом, идея пр авового государ ства бер ет свое н ачало и в р еспубликан ском Риме[8].

Не случайн о имен н о в р имском обществе, где закон ы р ассматр ивались издавн а как священ н ые, была выр аботан а н аиболее совер шен н ая в условиях др евн его мир а пр авовая система, имеющая целостн ый и всеобъемлющий хар актер . Римское пр аво впер вые в истор ии выступило в качестве системн ого, тщательн о р азр аботан н ого, собствен н о пр авового обр азован ия.

На р ан н их этапах Римского государ ства, когда в обществе сохр ан ялись мн огие элемен ты патр иар хальн ого быта, а товар н о-ден ежн ые отн ошен ия н е получили еще р азвития, р имское пр аво отличалось тр адицион ализмом, фор мализмом и сложн ыми обр ядами, тор мозившими тор говый обор от. Постепен н ое пр евр ащен ие Рима из гор ода-р еспублики в гиган тскую импер ию явилось р езультатом н е только р оста р абства, н о и товар н ого пр оизводства, а, в кон ечн ом счете, самого сложн ого за всю истор ию др евн его мир а р ын очн ого хозяйства, н астоятельн о тр ебовавшего адекватн ой пр авовой р егламен тации.


Паден ие Западн ой Римской импер ии озн ачало окон чательн ое кр ушен ие ан тичн ых политико-пр авовых пор ядков и гибель цивилизации, пр едставлявшей собой высшее достижен ие др евн его мир а. На смен у пр иходят ср едн ие века, когда западн оевр опейское общество н адолго было отбр ошен о н азад и вын ужден о было пр оделать н овый виток р азвития от пр имитивн ых пр отогосудар ств к кр упн ым и кон гломер ативн ым «вар вар ским» государ ствам, а в кон ечн ом итоге к цен тр ализован н ым н ацион альн ым государ ствам. Важн ым катализатор ом истор ического р азвития, опр еделившим ун икальн ость западн оевр опейской цивилизации в последующие века, были ун аследован н ые от ан тичн ости частн ая собствен н ость и хр истиан ская р елигия.

Но паден ие Римской импер ии только указало, что в ее н едр ах зар одился н овый вид обществен н ых отн ошен ий - феодализм, котор ый и явился катализатор ом р азложен ия р абовладен ия. Ускор ило этот пр оцесс завоеван ие Римской импер ии «вар вар ами», у котор ых еще были р одоплемен н ые отн ошен ия. Классическим видом фор мир ован ия государ ства стало фор мир ован ие государ ствен н ости у фр ан ков.

Возн икн овен ие классового общества у фр ан ков, н аметившееся у н их еще до пер еселен ия в Галлию, р езко ускор илось в пр оцессе ее завоеван ия. Каждый н овый поход увеличивал богатства фр ан кской воен н о-племен н ой зн ати. Пр и дележе воен н ой добычи ей доставались лучшие земли, зн ачительн ое количество колон ов, скота. Зн ать возвысилась н ад р ядовыми фр ан ками, хотя последн ие еще оставались личн о свободн ыми и вн ачале н е испытывали усилен ия экон омического гн ета. Он и р асселились н а своей н овой р один е сельскими общин ами (мар ками). Мар ка считалась собствен н иком всей земли общин ы, включавшей леса, пустоши, луга, пахотн ые земли. Последн ие делились н а н аделы, котор ые довольн о быстр о пер ешли в н аследствен н ое пользован ие отдельн ых семей[9].

Пр ин ятие хр истиан ства обеспечило зн атн ым фр ан кам поддер жку галло-р имской зн ати и католической цер кви. Стан овлен ие государ ства фр ан ков пр оисходило ср авн ительн о быстр о - в течен ие жизн и одн ого поколен ия. Во мн огом этому пр оцессу способствовали победн ые войн ы и, как следствие, быстр ая классовая диффер ен циация общества.


Таким обр азом, в обществе, осн ован н ом н а частн ой собствен н ости, государ ство и пр аво р азвивалось более обшир н о. Государ ство отличалось полисн ой системой ор ган изации общества, а пр аво - высокой степен ью фор мализации и опр еделен н ости закон одательства, и пр ежде всего - гр аждан ского, р егулир ующего более сложн ую систему имуществен н ых отн ошен ий (н апр имер , частн ое р имское пр аво).

2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1. Теологическая теория

Теологическая теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли. Еще в древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.

Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый-богослов Ф. Аквинский (1225-1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Учение о божественном сотворении мира получило название креационизм. Ее представители утверждают, что Земля и все сущее на ней было создано Богом 10000 лет назад. Окаменелости являются результатом разрушительных последствий Всемирного потопа, ставшего причиной гибели динозавров. Эта теория полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора (теория Дарвина).

Наиболее прочные позиции эта теория завоевала в период становления и развития феодализма. На рубеже XII-XIII вв. в Западной Европе была популярной теория «двух мечей». Из имеющихся двух мечей церковь оставила себе один и вложила его в ножны, так как сама религия не должна использовать меч. Второй она вручила государям для «вершения» земных дел. Таким образом, государь наделялся церковью правом повелевать людьми, одновременно являясь слугой церкви. При этом утверждается приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством)[10].

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.


2.2. Патриархальная теория

Патриархальная теория возникла в древности. Ее основателем был Аристотель, однако подобные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским (XIX в.). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца.

Аристотель считал, что государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Положения этой теории развивал и китайский ученый Конфуций.

Государство он рассматривал как большую семью. Власть императора им рассматривалась как власть отца нации, обязанного заботиться о подданных. Отношения между населением также рассматривались как семейные отношения, но построенные на строгой субординации. Подданные должны быть преданы, почтительны и законопослушны своим правителям.

Н.К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в обществе, построенному по типу семейных отношений.

В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее государственного патернализма - возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов)[11].

2.3. Органическая теория

Органическая теория возникла в древности и окончательно сформировалась в XIX в. Ее представителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. Первые представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы древнегреческими мыслителями. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм. На этом основании он отрицал возможность существования человека как существа, изолированного от окружающего мира. Общество и государство представляют собой единый организм.


Г. Спенсер рассматривает государство в сравнении с живым организмом, т.е. как общественный организм, состоящий из отдельных людей (частей). Он считал, что государство образуется одновременно со своими составными частями (людьми). Поэтому оно будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Чтобы не допустить исчезновение человека как биологического вида, что означало бы одновременно гибель государства и общества - он считал необходимым добиваться гармонизации между естественными и социальными законами человеческого бытия.

Под государственной властью он понимал господство целого над своими составными частями, выражающееся в обязанности государства обеспечивать благополучие своего народа. В здоровом организме все клетки функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, а больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма. В этой посылке просматривается системный и взаимозависимый подход к содержательной характеристике государства и общества.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Наиболее полное научное объяснение этому процессу дал Чарльз Дарвин, рассматривавший этот процесс как эволюционное происхождение всех видов путем естественного отбора в течение многих тысяч лет. Он считал, что человек произошел от обезьяны. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность.

До недавнего времени в СССР и других социалистических государствах это учение, объясняющее происхождение мира, считалось официальным и единственно верным. Сейчас оно постепенно утрачивает свое влияние и рассматривается как одна из многих теорий.

2.4. Теория насилия

Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения.

Как самостоятельное учение она возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. На этапе первоначального формирования они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, т.е. завоеванием одним племенем другого. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. Однако государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически закрепленное неравенство между победителями и побежденными. Фактор насилия представителями этой теории рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества - внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции).