Файл: Теории происхождения права (Причины происхождения государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Эволюция догосударственного общества и происхождение государства и права в современной отечественной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных. Она позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государства и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

Уяснение этого вопроса необходимо в связи с тем, что ни в мировой, ни в отечественной юриспруденции не существует единообразных взглядов на происхождение государства и права. В этом актуальность вопроса.

Значимость данной проблемы происхождения государства высоко: отраженный в рамках данного вопроса процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей, а также обзор на основе изучения различных теорий возникновения государства пути прогресса политической мысли и культуры человечества, действительно, играют очень большую познавательную, ценностную и воспитательную роль как в жизни общества, так и в самой практике политических отношений.

Обобщение теорий происхождения государства и права позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Изученность темы. Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права.

Вопросам теории государства и права в различные периоды уделялось большое внимание, о чем свидетельствуют множество работ известных как российских ученых-юристов.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Предмет исследования – социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства и права.

Объект исследования - возникновение государства и права.

Целью курсовой работы является обобщение теорий государства и права и их всесторонний анализ, выделение различных направлений эволюции науки теории государства и права, закономерностей и форм возникновения государства.


Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

- показать причины и условия происхождения государства и права;

- рассмотреть основные теории происхождения государства и права.

Указанные задачи, представляются, позволят автору работы достичь цели исследования и соответствуют содержанию работы.

Общетеоретические проблемы происхождения государства и права поднимали в своих трудах Н.И. Матузов, А.В. Малько, А.В. Мелехин, В.С. Нерсесянц, А.С. Пиголкин и др., что указывает на достаточно высокий уровень изученности выбранной темы курсового исследования в юридической литературе.

На основе анализа различных правовых позиций попытаемся сформулировать собственное мнение на вопросы происхождения государства и права.

1. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1. Причины происхождения государства и права

Проблема понимания причин возникновения государства и права в юридической науке является дискуссионной. Во-первых, в основе данной проблемы лежат различные идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников теории «что государство существовало всегда» такая проблема вообще не стоит. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все более новые знания о причинах происхождения государства и права.

Одн им из осн овн ых постулатов возн икн овен ия государ ства в совр емен н ой н ауке является тезис о р азвитии пр оизводства, пер еход от пр исваивающей экон омики к пр оизводящей.

Пр ежде всего, следует отметить появлен ие р ан н их земледельческих общин  в р егион ах, благопр иятн ых для пр оживан ия и успешн ой хозяйствен н ой деятельн ости, а также р езкое увеличен ие числен н ости и плотн ости н аселен ия в этих р егион ах. Земледельческие общин ы постоян н о р азр астались, что пр иводило к отделен ию н овых семейн о-клан овых гр упп. Этот пр оцесс сопр овождался укр упн ен ием поселен ий, котор ое н ар яду с р остом и оживлен ием хозяйствен н ой жизн и вело к создан ию пр ообр азов поселен ий гор одского типа.


Со вр емен ем усложн яется вн утр ен н яя ор ган изация семейн о-р одовых гр упп. Их член ы пр иобр етают н овые культур н ые и пр оизводствен н ые н авыки. Постепен н о н ачин ается р азделен ие тр уда. Вн утр и р ода появились гр уппы, котор ые зан имались только или земледелием, или скотоводством, или н еобходимым для дан н ого р егион а видом р емесел. Все это способствовало повышен ию эффективн ости обществен н ого пр оизводства. Пр оизводящее хозяйство тепер ь уже могло удовлетвор ить н е только н еобходимые потр ебн ости член ов р одовой общин ы, н о и создавать «излишки», или, др угими словами, пр ибавочн ый пр одукт. Пер вон ачальн о он и р еализовывались по пр ин ципу вн утр ир одового обмен а, н о постепен н о все чаще стали поступать в сфер у межобщин н ых связей, пр иобр етая хар актер  товар а. Начался этап стан овлен ия товар н ого пр оизводства, котор ый пр ивел к выделен ию еще одн ой гр уппы н аселен ия, котор ое участвовало в межобщин н ых обмен н ых отн ошен иях - тор говцы или купцы, хотя н а пер вон ачальн ом этапе этим зан имались в осн овн ом р уководители р ода или стар ейшин ы[1].

В то же вр емя стан овлен ие товар н ого пр оизводства вело к дальн ейшему р осту пр ибавочн ого пр одукта, к н акоплен ию богатства. Появилась объективн ая осн ова для возн икн овен ия имуществен н ого н ер авен ства между отдельн ыми общин ами, а также вн утр и самих р одовых гр упп.

В н овых условиях зан ятие р одовых постов в семейн о-клан овой гр уппе давало лидер ам н е только пр естиж и автор итет, н о и особый, более высокий статус. Лидер  в измен ившихся условиях получал все более увеличивающиеся имуществен н ые и ин ые пр ивилегии. Сн ачала он и р ассматр ивались лишь как эквивален т тем возр осшим и усложн ившимся фун кциям по упр авлен ию р одом и увеличившейся ответствен н ости, котор ую в связи с этими фун кциями он  пр ин ял. Но самое главн ое, что глава р ода кр оме тр адицион н ых фун кций, таких как ор ган изация обществен н ых р абот, пер ер аспр еделен ие земельн ых участков, поддер жан ие отн ошен ий с соседями и т.п., пр иобр ел н овую и важн ейшую фун кцию - фун кцию пер ер аспр еделен ия пр ибавочн ого пр одукта, пр оизводимого усилиями всего р ода.

Это озн ачало закладыван ие элемен та будущей, пр исущей государ ствен н ой ор ган изации общества, системы эксплуатации. Постепен н о это пр ивело к качествен н ому измен ен ию статуса власти. Власть все более стан овится властью положен ия, пр иобр етает более упр авлен ческий хар актер . Он а все мен ее стан овится связан н ой с личн ыми качествами вождя. И хотя еще сохр ан яется система выбор н ости, все большее зн ачен ие пр иобр етают н е пр осто автор итет, а амбициозн ость, стр емлен ие к н авязыван ию своей воли коллективу, стр емлен ие получать н е пр осто власть, н о и все связан н ые с н ей имуществен н ые и личн ые пр ивилегии.


Нар яду с измен ен иями стр уктур ы вн утр и р ода пр оисходят измен ен ия и в межобщин н ых отн ошен иях. Развитие межр одовых связей пр иводит к обр азован ию н адобщин н ых стр уктур . Одн ой из таких стр уктур  стало племя, котор ое имело свою тер р итор ию, имя, язык (или диалект), свои р елигиозн ые и бытовые обр яды. Создан ие племен н ого стр оя пр ивело к отказу от вн утр ир одовых бр аков. Таким обр азом, был исключен  ин цест (кр овосмешен ие), что способствовало ген етическому р азвитию человека. На р ан н ем этапе племен н ой совет р ешал только вопр осы, выходящие за пр еделы ин тер есов р ода. Со вр емен ем постепен н о в его веден ие пер ешли все обществен н ые вопр осы и самое главн ое - фун кции упр авлен ия пр ибавочн ым пр одуктом.

Важн ым этапом в пр едыстор ии государ ства и пр ава н ар яду с обр азован ием сложн ых н адобщин н ых стр уктур  и соответствовавших им механ измов социальн о-н ор мативн ой р егуляции стало фор мир ован ие пр ин ципиальн о н овых осн ов упр авлен ия обществом, являющихся по своему типу пр едгосудар ствен н ыми.

Новый тип упр авлен ческой деятельн ости выделяет н ар яду с др угими видами обществен н ого р азделен ия тр уда еще одн у гр уппу людей, зан имающихся пр офессион альн ой деятельн остью - это упр авлен цы, админ истр атор ы, р уководители. Обособлен ие подобн ого вида пр офессий явилось одн ой из последн их ступен ей в создан ии стр уктур ы государ ства. Упр авлен ческие посты дают их обладателям большие матер иальн ые выгоды, позволяют им н авязывать свою волю коллективу. Фор мир ующаяся упр авлен ческая вер хушка, н е желая р асставаться с властью и пр ивилегиями, стр емилась закр епить ее за своими семьями и клан ами. Ор ган изацион н ая деятельн ость постепен н о пр иобр етала политический хар актер , а админ истр ативн о-общин н ая зн ать пр евр ащалась в пр отогосудар ствен н ую. Мен яется и положен ие вождя. Он  все больше опир ается н а админ истр ативн ую иер ар хию, усиливая тем самым свою власть.

Одн им из важн ейших фактор ов создан ия государ ства являлись войн ы. Точн ее, н е сами он и, а воор ужен н ые силы, котор ые н епоср едствен н о подчин ялись упр авлен ческой вер хушке. В отличие от ополчен ия или отр ядов самообор он ы, он и создавались н а пр офессион альн ой осн ове.


Главн ой задачей воор ужен н ых сил стала охр ан а благосостоян ия и жизн и обр азовавшейся зн ати н е только от вн ешн их вр агов, н о и от пр итязан ий своих соплемен н иков. Еще один  н емаловажн ый фактор  заключается в том, что войн ы являлись и являются, как показывает вся истор ия человеческой цивилизации, двигателем н аучн о-техн ического пр огр есса. Все н овое, откр ытое в пр оцессе позн ан ия мир а, в пер вую очер едь апр обир овалось н а полях ср ажен ий. А только потом, и то частичн о, использовалось в повседн евн ой хозяйствен н ой жизн и. В то же вр емя большая часть как пр ибавочн ого пр одукта, так и н епоср едствен н о н акоплен ий н апр авлялись в воен н ую сфер у деятельн ости.

Пр ичин ы и условия, вызвавшие к жизн и пр аво, во мн огом ан алогичн ы пр ичин ам, пор одившим государ ство. Одн ако между мон он ор мами пер вобытн ого общества и н ор мами пр ава существует более глубокая пр еемствен н ость, чем между ор ган ами р одового самоупр авлен ия и ор ган ами государ ства. Вековые, пр овер ен н ые мн огими поколен иями обычаи р асцен ивались как дан н ые свыше, пр авильн ые и спр аведливые и н ер едко н азывались «пр аво». Наиболее цен н ые из н их в дальн ейшем были сан кцион ир ован ы государ ством и стали важн ыми источн иками пр ава (обычн ым пр авом)[2].

Возн икн овен ие пр ава - закон омер н ое следствие усложн ен ия обществен н ых взаимосвязей, углублен ия и обостр ен ия социальн ых пр отивор ечий и кон фликтов. Обычаи пер естали обеспечивать пор ядок и стабильн ость в обществе, а зн ачит, появилась объективн ая н еобходимость в пр ин ципиальн о н овых р егулятор ах обществен н ых отн ошен ий.

Таким обр азом, можн о кон статир овать, что пер вопр ичин ой создан ия государ ства явилось возн икн овен ие пр оизводящей экон омики, котор ая создала пр едпосылки классового делен ия общества.

В новых экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Требовался уже другой властный механизм, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Координация общественных отношений в таких условиях теряет равновесие. Общество в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей объективно порождает качественно новую организацию власти, способную не только поддерживать интересы имущих, но и сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией и стало государство[3].