Файл: Соотношение права и закона (Общая характеристика понятий «Право» и «Закон»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая характеристика понятий «Право» и «Закон».
1.2 Характеристика понятий «Закон» и «Законодательство».
2. Система права и система законодательства в сравнении
2.1 Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства
2.2 Тенденции развития системы права и системы законодательства
В действительности, квалифицирующим признаком закона чаще всего называется его источник - народ или представительный орган демократии. Такой подход к рассматриваемой форме права сложился не так давно. Еще в начале 20 века отечественные юристы использовали слово закон для обозначения любого акта, исходящего от органов государственной власти, что подтверждается приведенными выше классификациями. Система нормативных правовых актов государства столь разнообразна, что в ней неизбежными оказались иерархические конструкции.
Монополия на создание законодательства не столь уже бесспорно принадлежит указанным субъектам. В истории нашего государства и в мировом опыте имелся и существует сегодня институт делегированного законодательства. Не останавливаясь на деталях этого феномена, приведем лишь один пример.
Все определения закона преследуют сходную цель - подчеркнуть особенность этого вида нормативного акта, выделить в этой системе, подчеркнуть его роль и значение. Источники этого особого статуса отыскиваются в разных плоскостях: процедуре возникновения, издающей силе, внутренне структуре, стиле, языке. И в каждой из этих плоскостей находятся специфические свойства закона.
Краткий обзор определений начнем с наиболее широких, абстрактных. Таковыми являются определения, пытающиеся подчеркнуть сущностное, предметное своеобразие закона, в том числе его типичность, обращенность к наиболее важным общественным отношениям. Приведем пример такого определения: «.. закон (статут) есть формальное постановление относительно какого-нибудь правила поведения, подлежащего в будущем соблюдению со стороны тех лиц, к которым оно обращено… В сравнительно редких случаях он стремится установить уже существующее право, но даже и тут весьма сомнительно, что творцы законов сами думали, что они устанавливают уже существующее право» Дженкс Э. Английское право. М., 1947. С. 42.. Предложенный подход представляется нам необоснованным и противоречащим социологическому подходу к праву. Мы полагаем верным диаметрально противоположный подход: в закон должны попадать те правила, которые в отечественной практике уже сложились. Другое дело, что оболочка и детали содержания иные. Формой их чаще выступает обычай, а содержание отличается в виду своеобразия стиля выражения и существования обычных норм. Вспоминаются исключительно мудрые слова Ж.Ж. Руссо о законодателе:
Имеют место определения, сочетающие сущностные и процедурные особенности законов. Так, Иванов, отмечает, что закон - «это разновидность нормативного правового акта, принятого представительным органом государственной власти в особом порядке либо на референдуме, обладающего после Конституции высшей юридической силой по отношению ко всем иным видам нормативных правовых актов, регулирующий наиболее важные и стабильные общественные отношения и являющийся правовой основой для издания подзаконных нормативных правовых актов» Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного акта. Автореф. диссер. канд. юрид. наук. М., 2001. С. 9..
Краткостью отличается следующее определение: Закон - это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемым путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.
Мы полагаем, что законодатель не только должен понимать источник своих предписаний, но и сознательно стремиться воплотить в формальном праве идеальное.
Традиционным является подход к закону в связи с делением нормативных актов по юридической силе. При этом все остальные свойства этого акта используются только как условие или причина его высшей юридической силы. Приведем пример такого подхода: «Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по наиболее важным вопросам общественной жизни… Высшая юридическая сила законов имеет следующие проявления:
- все остальные правовые акты должны исходить из законов и соответствовать им, а в случаях противоречия законам действует последний;
- никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
- законы не подлежат утверждению каким-либо другим органом после их принятия».
Мы полагаем, что для полноты характеристики этого акта следует более внимательно отношения его структура, язык, стиль, т.е. то, что с точки зрения законодательной техники должно внешне выделять закон. Действительно, закон имеет особенности структуры. Так, закон, как правило, имеет преамбулу, делится на главы, разделы, имеет сквозную нумерацию, делится на статьи, которые, в свою очередь, имеют другие элементы (части, пункты, абзацы).
У закона имеются специфические реквизиты и целый ряд других особенностей, способствующих внешней определенности этого акта. Было высказано мнение, что «законы должны регулировать наиболее значимые, существенные общественные отношения; они должны быть совершенными как по содержанию, так и по форме; если закон нормативно закрепляет справедливость, то есть носит правовой характер, то соблюдение его должно быть непререкаемым». Кроме того, изложенная концепция закона обращается к естественно-правовым истокам понятия закона. Мы их видим следующим образом. Все особенности закона должны служить основополагающей цели - повышению легитимности этого акта, который должен наиболее точно выражать интересы граждан государства. Не случайно в науке неоднократно предпринимались попытки установить, чью волю должны отражать законы страны.
Обобщая перечисленные подходы к определению законов, отметим их основополагающие свойства. К ним мы относим следующие:
а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;
б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума - народного голосования;
в) регулирует наиболее важные, значимые и устойчивые общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;
г) обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;
д) принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;
е) имеет специфическую структуру;
ж) содержит нормы права.
Перечисленные признаки важны для установления системы законов и их места в иерархии нормативных правовых актов. Наряду с перечисленными (назовем их формальными) признаками нельзя не назвать и других, которые мы хотели бы видеть у законов. Д.А. Керимов называет такие признаки: «закон непосредственно и прямо выражает волю всего советского народа, что обеспечивается как последовательно демократическим порядком выборов Верховного Совета на основе всеобщего, равного и прямого избирательного прав при тайном голосовании, так и на основе подлинно демократического построения Верховного Совета» и «носит творчески-инициативный, организационный характер». Последний признак мы хотим усилить прогностическим характером закона. Он должен не только верно отражать сложившиеся в обществе сложившиеся в обществе правила, но и направлять развитие общественных отношений на общественно-полезные цели. Закон может содержать не популярные, но объективно необходимые меры.
Судьба еще одного признака складывается в последнее десятилетие весьма неудачно. Еще 15 лет назад в числе признаков обязательно назывались стабильность, длительность действия. Сегодня этот признак из квалифицирующих перемещается в желательные, так как он реально утрачивается. Он перечеркнут законами-однодневками, теснится перманентными изменениями и дополнениями.
Из 182 федеральных законов, принятых в 2001 году, 51 являются дополнениями и изменениями, 26 - изменениями и 20 - дополнения действующих актов. Таким образом, 97 закон - это несамостоятельные законы. Законы, принятые до 1995 года изменяются несравнимо реже, нежели более поздние акты. Так, например, в числе измененных и дополненных в 2001 году актов наиболее отличились 2000 и 1998 годы - 12 и 13 соответственно. Если брать персонально акты, то наиболее изменяемый документ - вторая часть Налогового кодекса (6 изменений за один год) и закон «О бюджете на 2001 год» (4 изменения).
Таким образом, закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их положение определяется следующими основными признаками:
1) законы принимаются высшими представительными органами власти государства в целом или субъекта федерации или непосредственно народом путем референдума. Поэтому данные акты наиболее полно выражают сбалансированную волю общества, обладают представительной природой;
2) законы обладают высшей юридической силой. Это значит, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам (если подзаконный акт вступает в противоречие с законом, применяется закон (ст. 120 Конституции РФ), однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта федерации, изданным в рамках его исключительной компетенции, действует нормативно-правовой акт субъекта федерации). В случае противоречия закону подзаконный акт должен быть отменен или приведен в соответствие с законом. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который его принял. Таким образом, верховенство закона отражает закономерную связь между правовыми актами и их соотношение друг с другом в процессе формирования и выражения воли народа как основного источника власти;
3) законы регулируют наиболее важные, социально значимые отношения. В них закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;
4) законы содержат нормы первичного, основополагающего характера. Все иные нормативные акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов. В них чаще, чем в иных нормативных актах, можно встретить нормы-принципы и нормы-дефиниции. Появление закона, как правило, требует внесения изменений в подзаконные акты. Некоторые законы прямо требуют их конкретизации;
5) законы принимаются, изменяются и отменяются в особом процессуальном порядке.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.
Виды законов:
1) по сфере действия:
а) общефедеральные законы;
б) законы субъектов федерации;
2) по отраслям права:
а) государственно-правовые;
б) уголовно-правовые;
в) гражданско-правовые и т.д.;
3) по субъектам законотворчества:
а) законы, принятые в результате референдума;
б) законы, принятые законодательным органом;
4) по сроку действия:
а) постоянные законы;
б) временные;
5) по степени значимости: а) конституционные;
6) текущие (обычные).
Конституционные законы закрепляют основы государственного строя и служат юридической базой текущего законодательства.
К ним относятся:
1) конституция как основной закон государства, положение которого в системе действующего законодательства определяется ее учредительным характером (так как она законодательно закрепляет качественно новый этап в развитии общества), верховенством, особым порядком принятия и изменения, а также законы, вносящие в нее дополнения и изменения;
2) федеральные конституционные законы, которые:
а) издаются только по вопросам, предусмотренным конституцией (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ), и потому их перечень строго ограничен (законы о чрезвычайном положении, о судебной системе и т.д.);
б) обладают повышенной юридической силой (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ);
в) принимаются в особом порядке;
г) на них не может быть наложено отлагательное вето президента.
Особое положение между конституционными и текущими законами занимают основы законодательства. Из системы действующих законов их выделяют следующие специфические черты:
1) отражая баланс интересов федерального центра и субъектов федерации, они издаются по вопросам их совместной компетенции;
2) будучи крупным кодифицированным актом и обеспечивая согласованность, как текущих законов, так и подзаконных актов, они возглавляют нормативно-правовой комплекс определенной отрасли законодательства или сферы общественной жизни;
3) наряду с базовыми, общими положениями и принципами, непосредственно регулирующими общественные отношения, они содержат и нормативные предписания, требующие конкретизации применительно к особенностям субъекта федерации.
Текущие (обычные) федеральные законы, не обладая особыми свойствами, создаются на основе конституции, федеральных конституционных законов и основ законодательства, выражаются в формах федерального закона или кодекса и регулируют общественные отношения в самых разных сферах общественной жизни. Среди них особо следует выделить:
1) кодексы - юридически цельные, внутренне согласованные комплексы правовых норм, регулирующие определенные сферы общественной жизни;