Файл: Соотношение права и закона (Общая характеристика понятий «Право» и «Закон»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм. Это обусловлено комплексным характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.

3. Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по своему назначению и функциональной специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.

Тенденции совершенствования законодательства выглядят следующим образом.

1. Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В частности, федеральный закон о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания от 14 июня 1994 г. признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с настоящим законом.

2. Формирование новых комплексных отраслей законодательства - о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.

3. Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Федерацией, республиками в составе РФ и другими субъектами Федерации. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).


Заключение

Совершенствование законодательства - это установленная Конституцией форма развития правовой системы, сфера практической деятельности субъектов конституционных отношений.

Российское законодательство вошло в период крупномасштабных реформ. Эти реформы, связанные, прежде всего с принятием нового законодательства практически по всем отраслям права, включая государственное.

При этом основным направлением их развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

В последние годы в России наблюдается бурное развитие законодательства. После принятия Конституции 1993 года резко активизировалась нормотворческая деятельность на региональном уровне. 
Ведомственное нормотворчество также имеет весьма существенный объем. C 1992 года введена процедура обязательной регистрации ведомственных правовых актов в Министерстве юстиции России. Только в 1995 году в Минюст России на рассмотрение поступило 400 ведомственных правовых актов, из них зарегистрировано и введено в действие 237.

Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным.

Обеспечение согласованности правовых норм, устранение противоречащих друг другу и дублирующих нормативных правовых актов достигается с помощью систематизации законодательства.

Система права и система законодательства не тождественны друг другу. К таким причинам можно отнести:

- некоторую обусловленность системы законодательства от системы права конкретного государства;

- элементы систем не всегда совпадают друг с другом, отсюда и внутренняя структура обеих систем прямо не соотносится друг с другом;

- система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права;

- в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Нормы отрасли права очень однородны. А отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода;

- система законодательства кроме ориентации на систему права ориентирована и на форму государственного управления и т.д.

Системы функционируют в непрерывной взаимосвязи. Они соотносятся между собой как две стороны одного явления. Система права - это внутреннее содержание права, а система законодательства – это внешняя форма его выражения. Поэтому эти две системы нужно рассматривать не по отдельности, а вместе, чтобы лучше понять систему права и систему законодательства государства.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

I Нормативные акты и опубликованная практика:

1.  Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993 г.

2.  Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 1996 г. № 231 – ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2006 г. - № 52. – Ст. 5497.

3.  Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223 – ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1997 г. - № 46. – Ст. 5243.

II Книги:

1. Окуньков, Л. А. Конституции государств Европейского союза Л. А. Окуньков. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1999. – 816 с. С.201-207.

2. Явич, Л. С. Общая теория права / Л. С. Явич. - Л.: Ленингр. ун-т, 1976. - 286 с. С. 115

3.      Комаров, А. С. Общая теория государства и права / А.С. Комаров. – М.: Питер-Юг, 2008. – 510 с. С. 199.

4.      Комаров, А. С. Основы государства и права / А.С. Комаров. – М.: Манускрипт, 2002. – 320 с.

4.      Алексеев, С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1981. – 361 с.

5.      Алексеев, С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1982. – 360 с.

6.      Алексеев, С. С. Государство и право / С. С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1994. – 192 с. С. 98-99.

6.      Алексеев, С. С. Теория государства и права / С. С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1998. – 457 с.

7.      Лившиц, Р. З. Теория права / Р. З. Лившиц. – М.: Бек, 1994. – 224 с.

8.      Иоффе, О. С. Вопросы теории права / О. С. Иоффе, М. Д. Шаргородский. - М.: Госюриздат, 1961. – 381 с. С. 251

9.      Лившиц, Р. 3. Современная теория права / Р. З. Лившиц. - М.: Институт гос-ва и права РАН, 1983. – 93 с.

10.    Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

12.    Керимов Д. А. Философские проблемы права / Д. А. Керимов. - М.: Мысль, 1972. – 472 с. С. 274, 300.

13.    Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. – 272 с. С. 177.

14.    Свидерский, В. И. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений / В. И. Свидерский, Р. А. Зобов. - Л.: Ленинградский универ-т, 1970. – 128 с. С. 80-85.

15.    Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесяна. - М.: Норма, 2008. – 832 с. С. 327.

16.    Общая теория права / под ред. А. С. Пиголкина. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. – 384 с.

17.    Корельский, В. М. Теория государства и права / В. М. Корельский. -М.: ИНФРА_М — НОРМА, 1997. – 318 с.

18.    Муханов, Р. Т. Теория государства и права / Р. Т. Муханов. - М.: ИНФРА_М — НОРМА, 2001. – 328 с.