Файл: Соотношение права и закона (Теоретические аспекты права и закона).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда, с древнейших времен, с тех пор, как появилось право. Рассматривалась эта проблема множество раз в рамках и зарубежного, и отечественного права. В нашей стране последние, весьма острые и недостаточно успешные, судя по их конечным результатам, споры приходились на 60-80-е гг. Каждая из спорящих сторон приводила свои собственные, самые убедительные, на ее взгляд, аргументы, стремилась приобрести как можно большее число последователей. Однако в практическом плане все оставалось без изменений.

Актуальность проблемы соотношения права и закона сохраняется и поныне. Более того, она не только сохраняется, но и периодически, особенно в переходные, сопровождаемые усилением социальной напряженности в обществе периоды, значительно обостряется. Причина заключается в том, что эта, на первый взгляд, сугубо “кабинетная”, академическая проблема имеет не столько теоретическое, сколько прикладное, практическое значение.

Важность проблемы соотношения права и закона обусловлена постоянной необходимостью соотносить право и закон в процессе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, ибо не все законы, создаваемые государством, имеют правовое содержание, а подчас и прямо противоречат ему. Поэтому необходим четкий критерий, в соответствии с которым можно было судить о законе как правовом или неправовом, в противном случае не будет понятно, когда закон утрачивает характеристики правового и становится неправовым, или даже произволом.

Целью настоящей работы является рассмотреть соотношение права и закона.

Для достижения поставленной цели предполагается решение задач:

- определить понятие и сущность права;

- определить понятие и сущность закона;

- провести анализ соотношения права и закона;

- исследовать проблемы соотношения права и закона в Российской Федерации.

Для решения поставленных задач используется учебная и методическая литература по коммерческой деятельности, менеджменту, экономике организации, а также документация оптового торгового предприятия.

Объектом исследования являются право и закон.

Предметом исследования служит проблема соотношения права и закона.

Информационная база работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных авторов, посвященные проблемам экономической безопасности, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также интернет-ресурсы.


Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложений.

1 Теоретические аспекты права и закона

1.1 Понятие и сущность права

Право является системой правовых норм, которые общеобязательные, формально определенные, которые определяются и обеспечиваются со стороны государства, и устремлены на то, чтобы осуществлять регулирование общественных отношений [3].

Указанное нами определение права выявляется через общность следующих признаков [6]:

1 Общеобязательная нормативность права - право включает в себя некую совокупность норм. Отличие между юридическими и прочими социальными нормами заключается в том, что юридические нормы являются обязательными, они обеспечены государственным принуждением, у них особенная процедура определения юридических предписаний.

2 Системность права. Право всё время представляет собой именно систему правовых норм. Системность - это некая упорядоченность ее составляющих и сплочение в одно единое – систему права.

3 Формальная определённость права. Право должно быть выражено в письменной форме, в официальной документации, которая вводится государством. Данный признак позволяет провести отличие нормы права от иных разновидностей социальных норм. Форма права находится в зависимости от формы государства, в любой исторической эпохе можно встретить некую систему источников (форм) права.

4 Интеллектуально-волевой характер права. Право должно выражать персональную и общую волю населения страны, и в этом состоит отличие от иных социальных норм, выражающих заинтересованности определенных социальных слоев и групп.

5 Вероятность государственного принуждения. Несоблюдение требований права приводит к наложению мер юридической ответственности, это позволяет обеспечить общеобязательность норм права. Общеобязательность права заключается в том, оно представляет собой форму властного предписания в отношении вероятного и надлежащего поведения субъектов права.

Как считает М.Н. Марченко, самые значимые различия юридических и неюридических социальных норм состоят в следующем: характере взаимоотношений, порядке и способе их определения, форме и способе выражения, форме и средстве обеспечения, характере и уровне определенности мер воздействия. Нормы права определяют важнейшие общественные взаимоотношения, они есть в актах, которые санкционируются государством, должны выражаться в письменной форме, обеспечиваются системой запретов и гарантий государства. Нормы права включают в себя 2 вида общеобязательных юридических предписаний: правила поведения (регулятивные нормы, нормы непосредственного регулирования) и исходные (отправные, учредительные) нормы, и в реальности выступают в качестве общих юридических предписаний [7].


Норма права - это не всего лишь социальный, но и государственный регулятор общественных взаимоотношений, поскольку как раз государством гарантируется её осуществление. Право всё время является, главным образом, совокупностью, а если сказать правильнее, системой норм. Это не случайный комплект каких-то там норм, а правильно выверенная, упорядоченная система целиком и полностью установленных правил поведения. Как и всякая другая система, она формируется из однопорядковых, взаимозависимых и взаимодействующих компонентов. Однако при этом право является не просто-напросто системой норм, а упорядоченной общностью предписаний, которые санкционированы со стороны государства. Общественные учреждения могут издавать другие социальные нормы, однако эти нормы не являются нормами права. Вместе с тем, государство, формируя право, только выражает его (выступает в качестве источника права в формальном значении), устанавливает его рамки, а не основания, которые следует разыскивать в обществе (в «общей воле»), общество выступает в качестве источника права в материальном значении. Права обязаны придерживаться все субъекты права, включая и государство, иначе оно станет не обязательным, то есть будет не правом, а произволом. Наряду с этим со стороны государства обязано быть обеспечено осуществление юридических норм при помощи применения средств и методов правоприменительного механизма.

Суть (сущность) права раскрывается в его предписаниях, поскольку право располагает предоставительно-обязывающим характером. При этом право формулирует либо общую, либо классовую волю. Существует следующие подходы к определению сути права [11]:

- классовый подход, по которому, право представляет собой систему правовых норм, которые формулируют возведенную в закон волю властвующего класса (право в качестве средства обеспечения узкоклассовых заинтересованностей). Классовый поход был присущ как учению К. Маркса и Ф. Энгельса, так и иным марксистским и социалистическим теориям; также волевая теория Гегеля включала «исключительно классовое содержание».

- общесоциальный подход, когда под правом понимается выражение компромисса между разнообразными группами общества (в данном случае правом обеспечиваются заинтересованности обширных групп населения, оно выступает в качестве средства закрепления и подлинного обеспечения прав человека и гражданина).

Сущность права не сведена только лишь к классовым либо общесоциальным началам, в разное время то классовые, то социальные начала выдвигались на первое место. Помимо этого, есть и иные подходы к установлению сути права: позитивизм (рассмотрение в качестве права норм, которые исходят от государства), нормативизм («чистая теория права»), неопозитивизм (признание права таким, каким оно является, – нормы признания), социологическая юриспруденция («живое право»), психологический подход (существует право официальное и неофициальное – нормы переживаний, носящих императивно-атрибутивный характер), либертарный подход (при этом подходе право и закон различаются, обосновывается осмысление права в качестве всеобщей формы и равновеликой нормы (меры) свободы индивидов) и др.


Итак, можно сделать вывод, что право подвергается рассмотрению в качестве системы (совокупности) правовых норм, правовых взаимоотношений, идей, идеалов и ценностей.

В содержании права следует проводить различие между конкретно-историческим и логическим содержанием права. Первое разнообразно, отвечает истории, религии, культуре, национальной самобытности и др. Вторым предполагается, вне зависимости от исторических и прочих значений права, – вероятность использования одинакового масштаба к разнообразным людям, то есть обеспечение формально-правовой паритетности неодинаковых, фактических статусов лиц. Понятие «право» в существующей на настоящее время юридической науке употребляется в таких значениях, как: социально-юридические притязания (естественные права), позитивное право (сформулированное с помощью системы нормативно-юридических актов), право в объективном значении (право в качестве системы правовых норм – трудовое, гражданское, семейное и т.д.), право в субъективном значении (официально установленные возможности лица). Если право является, главным образом, нормативным, то предметом нормирования выступает само содержание правовой нормы. Норма устанавливает рамки поведения, определяет границы вероятного поведения, либо меру свободы. Свобода и составляет важнейшее содержание права, которое заключается в форму правовой нормы, предполагающее в настоящее время – формальное правовое равноправие всех субъектов права. Правовые нормы должны конкретизировать общий принцип свободы субъектов права. Любая юридическая норма представляет собой меру свободы человека.

Проблема сущности права связана с его содержанием; необходимо проводить отличие между историческим содержанием права и логическим содержанием права.

Правила, в соответствии с которыми происходит регулирование игры и борьбы частных заинтересованностей, их общность составляют право, «защищающее общие заинтересованности и формулирующее общественные взаимоотношения, отливая те и иные в требования и положения, обычай либо закон». Представляется, что «общность... рамок и правил составляет право», которому следует соотноситься с реальностью. Е.Н. Трубецкой говорил о том, что историзм «разрешает брать в расчёт национальное, чем пренебрегала прежде существовавшая естественно-правовая школа права», при этом подчеркивая, что «не может быть права равного всем нациям». Значение заинтересованностей, их борьбы в формировании права, проявляется во влечении «предоставить частную свободу, как внешнюю, так и внутреннюю». С точки зрения Е. Н. Трубецкого право должно располагать предоставительно-обязывающим характером: «право представляет собой внешнюю свободу, даденную и обременённую нормой». Содержание права представлено предоставлением и обременением внешней свободы. Однако при этом он говорит об «обеспечение» свободы – внешней и внутренней. В то время как Е.Н. Трубецкой делает упор в сторону регулятивно-охранительных функций права, то, к примеру, В.О. Ключевский – в сторону гарантий, механизма осуществления нормы [12].


Указание на борьбу заинтересованностей в формировании права близко точке зрения Р. Иеринга, который, как полагает Е.Н. Трубецкой, указывал на участие в формировании права исторического общественного опыта и идеи разума, «при этом исторический опыт выступает в качестве средства для воплощения в жизнь продиктованной разумом цели права».

То, что говорится о том, что «право, формы власти, политические организации никогда не переходят всецело из эпохи в эпоху, из объединения в объединение», не только лишь отвергает решающую роль на правотворчество рецепции, но и устанавливает зависимость политико-юридических форм от гражданского состояния общества. Здесь нормы права являются «правилами, фиксирующимися установлениями общества...». Деля все взаимоотношения в обществе на заинтересованности и отношения, представляется, что заинтересованности должны быть оформлены в праве, а отношения оформляются в разнообразные объединения. При подобном понимании раскрывается механизм синхронного рассмотрения форм государства и права.

В качестве источника права (в материальном значении) в конечном счете, выступает не личность, а общество. Национальный характер правотворчества зависим от формы национального (независимого) государства. Историко-органическое осмысление права близко связано с исследованием теории факторов развития (природа, личность, общество). Категория «дух народа», раскрывается сквозь систему отношений (экономических, политических, правовых и др.), отвечающих подлинным отношениям. Идея порядка, сформированного на праве, - основная цель государства.

В то время как право обусловливается «общностью рамок и правил», оберегающих личные заинтересованности, то свобода представлена «личным сознанием и общим правом». По мнению Е.Н. Трубецкого: «свободу внутреннюю предполагает право в качестве условия его существования...», либо «где совершенно не имеется свободы, там совсем не может существовать никакого права». Е.Н. Трубецкой указывал также на то, что свобода - это содержание права, а В.О. Ключевский указывал, что частное сознание и право выступают в качестве простых составляющих системы права, в отличие от свободы, являющейся непростым элементом. Свобода связана, впрочем, как и право, с фактом частного сознания, однако выделяется в свободе «влечение определять себя к деятельности». Связь понятия свободы с действием выражается так: «свободу, с одной стороны, мы подвергаем рассмотрению в качестве всей совокупности функционирующих и законодательством установленных прав, которые обусловливают простор деятельности любого человека». Либо вот ещё одно определение: «свободу следует рассматривать в качестве и общего права либо признанного стремления человека самому устанавливать себе известный простор для деятельности» [12].