Файл: Современные политические режимы (Понятие и сущность политического режима).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Напротив, В.Н. Хропанюк, различая понятие государственного и политического режима, определяет, что государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе, а политический режим – понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов)[19].

С позицией В.Н. Хропанюка согласен и Ю.С. Кожевникова, который определяет политический режим как систему приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе всеми политическими институтами, включая государственные. Под государственным режимом автор понимает систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной власти в обществе, ее функциональную характеристику. При этом автор отмечает, что государственный режим является частью режима политического[20].

М.Г. Тирских предлагает искать различие между государственным и политическим режимом в рамках политической и государственной власти. То есть государственный режим существует в рамках государственной власти, а политический режим присущ политической власти[21].

Некоторые ученые, например, В.В. Лазарев и С.В. Липень, считают, что понятия государственного и политического режима обозначают одно и то же явление[22].

Н.И. Матузов и А.В. Малько называют лишь понятие государственно-правового режимом, который выражает особенности функционирования государственного механизма[23].

А.С. Пиголкин и Ю.А. Дмитриев говорят только о политическом режиме и определяют его как совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть[24].

Представляется, что отождествление понятий государственного и политического режима является не совсем правомерным. Политический режим есть явление более широкое, чем государственный режим, как по субъектному составу, так и по содержанию. Политический режим может существовать как в правовых, так и в неправовых и противоправных формах, вне легитимно существующего государства.

Государственный режим может функционировать только в правовых формах, и неотделим от государства. Политический режим нигде не закреплен, его содержание полностью определяется волей политического лидера или политической организации, а также идеологической доктриной.


Государственный режим закреплен в основном законе государства (конституции). Наиболее яркий практический пример соотношения государственного и политического режимов – Россия в период Гражданской войны 1918-1920 гг. Режим Советского государства можно охарактеризовать как государственный режим, тогда как режим различных антисоветских формирований (Белого движения) следует определять как политический.

Некоторые авторы используют понятие политико-правового режима. Данное понятие является синонимом государственного режима, так как по сути это политический режим, функционирующий в правовых формах.

На данный момент в мире существует около 200 государств. В каждом из них складывается свой, абсолютно уникальный государственный режим, имеющий свои отличительные признаки и черты. Но в теории государства и права все же сложилась их классификация, достаточно условное разделение на определенные группы.

Самая распространенная классификация – разделение режимов на демократический и антидемократический. В.С. Нерсесянц приводит другую классификацию – он делит государственные режимы на либеральные и авторитарные[25]. Естественно, между двумя этими группами находятся различные переходные формы государственных режимов.

Демократическому режиму присущ целый ряд характерных черт. Среди демократических режимов различают либерально-демократический и собственно демократический режимы. Либерально-демократический режим еще называют полудемократическим. В настоящее время либеральные-демократические режимы сложились в постсоциалистических странах Восточной Европы, в ряде государств СНГ (в том числе и в России), в Шри-Ланке, Никарагуа и многих других странах Азии, Африки и Латинской Америки после крушения тоталитарных и авторитарных режимов[26].

Собственно демократический режим, или режим социальной демократии, присущ Великобритании, Германии, США, Франции, Японии и др. Государство в этих странах руководствуется в своей деятельности интересами общества и направляет свои усилия на достижение социальной и политической стабильности[27].

Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарному режиму присущи определенные характерные черты.
Тоталитарный режим характерен для Италии при Б. Муссолини, Германии при А. Гитлере, Советского Союзу, а также современной Северной Корее и Кубе.


Выделяют разновидности тоталитаризма: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм)[28].

Отдельно следует сказать о фашистском режиме. К его характерным чертам относится наличие расистской идеологии, провозглашающей превосходство одной нации над всеми остальными; проявление агрессивности по отношению к другим государствам, стремление завоевать новые территории, следовательно, милитаризация жизни страны.

Главное спецификой авторитарного режима является сосредоточение власти в руках правящей элиты, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Стоит отметить, что в современной России имеются некоторые признаки авторитарного режима, такие, как запрет оппозиционных партий, насилие в отношении открытых противников режима, неограниченная власть и безнаказанность властной элиты.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров[29].

Таким образом, возможно отождествление государственного и политико-правового режимов, но не следует отождествлять государственный режим и политический.

Политический режим – более широкое понятие. Государственный режим является ядром политического режима. Несмотря на обилие государственных образований в мире, в теории государства и права все же удалось разработать классификацию государственных режимов – традиционно их делят на демократические и антидемократические.

2.Характеристика политических режимов

2.1. Основные политические режимы

В политической науке принято выделять три основных политических
режима: тоталитарный, авторитарный и демократический (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика основных политических режимов[30]

Для каждого из них свойственны свои специфические черты, формирующиеся в определенных политических, социально-экономических условиях, исходя из особенностей исторического развития данного общества. Но в настоящее время политические режимы и их характеристика, описанные в учебниках, не существуют в чистом виде и подразделяются на подвиды[31].


Рассмотрим разновидности политических режимов на примерах конкретных стран.

Разновидность тоталитарного режима – фашистский режим возник
впервые в Италии и Германии. Фашизму итальянскому, возникшему в 1922
году было характерно стремление к возрождению Великой Римской империи.

Германский фашизм возник в 1933 году, целью которого была установка
господства арийской расы, нацией высшего уровня провозглашалась
немецкая. Фашизм в Италии и Германии прекратил свое существование и был извергнут в 1945 году в результате победы держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне[32].

В Иране существует клерикальный режим (тип авторитарного режима),
основывающийся на господстве религии и ее деятелей над властью и
обществом. Государственный руководитель является и одновременно и
религиозным лидером, который имеет ни светскую и духовную власть.

Примерами военных (военно-диктаторских) режимов являются военные правления в Мьянме (бывшая Бирма), Ираке при Саддаме Хусейне, в ряде государств Тропической Африки[33]. Данный политический режим основывается на установлении власти военной этилы, которая образовалась во время переворота в результате свержения гражданских лиц.

Военный режим осуществляет власть или коллегиально (как хунта) или
лидером является один из военных чинов, чаще это генерал или офицер.

Внутренние и внешние функции реализует армия, как господствующая
социально-политическая сила. Конституция и многие другие законодательные акты заменяются актами военных властей[34].

Наибольшую популярность в современном мире имеет демократический
режим, к которому стремятся преимущественно все страны. Например, в США - жесткий демократический режим. Там нет премьер-министра. Центральная американская власть действует жестко по отношению к внешней и внутренней политике. Существует легально около 200 политических партий.

В аргентинской республике Форма правления - президентская
республика с элементами парламентаризма, а политический режим – демократический. Так как это федерация, существуют также конституции и органы власти провинций, подчиняющиеся государственной Конституции и федеральным властям[35].

Законодательная власть в Аргентине осуществляется двухпалатным
Национальным конгрессом, состоящим из Палаты депутатов и Сената. Палата (257 депутатов) и Сенат (72 сенатора) избирается по округам населением.


Высшую исполнительную власть отправляет президент, который
избирается напрямую народом на 4 года[36].

Президенту подчиняется Кабинет министров. Глава кабинета министров отчитывается о работе правительства Конгрессу. Правовая система Аргентины берет начало в романо-германской ветви, в ее латиноамериканской подгруппе. Многие страны повлияли на правовую систему страны – Испания (исторически), США (в части конституционного права), а также законодательный уклад Германии и Франции.

Грузия тоже является республикой, глава государства – также
президент. В отличие от Аргентины, государство сильно централизовано[37].

Конституция в стране была принята в 1921 году. Примечательно, что в
последней редакции (1995 год, поправки 2010 года) в ней не прописаны
вопросы о государственном устройстве и местном самоуправлении – сказано,
что порядок его будет определен после восстановления целостности
государства. Общий тренд конституции – к западным либеральным ценностям. Тогда же были приняты различные кодексы.

В целом, функции президента страны соответствуют функциям
президента Аргентины. Важная деталь – в том, что в Грузии правительство является администрацией президента, а не самостоятельным органом[38].

Источник схожести правовых систем Грузии и Аргентины – в их общем
источнике - романо-германском праве (но Грузия принадлежит «евразийской» ветви).

Россия прошла по пути и авторитаризма и тоталитаризм. В настоящее
время Российская Федерация стремиться выйти на новый путь – это развитая
демократическая система. Но это достаточно сложный долгий процесс,
который включает в себя изменение законодательства и воспитания людей в
духе демократии.

Конституция РФ, принятая всеобщим голосованием 12 декабря 1993
г., провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, а
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –
обязанностью государства[39].

Никакая идеология, никакая религия не могут быть признаны в качестве
государственных. Отсюда можно сделать вывод, что Россия находится на переходном этапе, то есть на этапе демократического режима, преходящего из авторитарного.

Такой политический режим имеет свое название: смешанный или гибридный. Такому режиму присущи свои черты. Так, Россия имеет своего лидера в лице Президента РФ, которому в некоторых обстоятельствах
общество готово делегировать свои полномочия. Парламентское большинство современной России является лояльным исполнительной власти, поддерживает Президента РФ, но официально должно поддерживать, а в некоторых аспектах и стимулировать деятельность оппозиции. Так, следует вывод, что Политический режим РФ имеет множество противоречий, которые как раз обуславливают, что Россия находится на этапе перехода от
авторитарного режима к демократическому[40].