Файл: Современные политические режимы (Понятие и сущность политического режима).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В теории государства категория «политический режим» определяет совокупность приемов и методов, с использованием которых осуществляется государственная власть. В основном она применяется для характеристики формы государства, а также при анализе основных направлений государственной деятельности, раскрывающих сущность и социальное назначение государства.

Термин «политический режим» употребляют в качестве понятия, категории, а также государственно-правового и политического института.

Политический режим – это главное политико-правовое явление
современности.

Именно политический режим обозначает характер реализации политической власти, взаимодействие «государство-общество-личность», гарантии реализации основных прав человека и многое другое.

Понятие «политический режим» отражает признаки способа осуществления власти в государстве. Они, будучи общими для всех государств, выделяют политический режим конкретного государства как совокупность приемов осуществления власти из других явлений государственности (исторический тип, сущность, содержание, функции государства и т.д.).

Политический режим тесно связан с такими понятиями как «тип государства», «форма государственного правления», «форма государственного устройства» и т.д.

Понятие политического режима является весьма востребованным не только в политической науке, но и в политической публицистике и аналитике.

К понятию политического режима обращаются в историческом знании, в правоведении. И в силу того, что само по себе политическое очень многогранно, имеет изменчивые границы, объемлет разные сферы общества, то и содержательное наполнение понятия «политический режим» тоже разнообразно.

При этом нередко можно заметить, что очень активно используются и близкие понятия: «государственный режим», «политическая система». В силу этого представляется важным обозначить содержательную специфику данных понятий.

Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.

Цель работы – исследование современных политических режимов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить понятие политического режима;

2. Выявить соотношение политического режима и государственного режима;

3.Охараткеризовать основные политические режимы;

4.Рассмотреть гибридные политические режимы.

В первой главе курсовой работы представлены понятие и сущность политического режима. Во второй главе охарактеризованы политические режимы.


Теоретической основой курсовой работы являются работы таких авторов, как Бредихин А.Л., Горбуль Ю.А., Залимханов У.М., Ивлев О.Ю., Кирпичева Е.М., Коваль А.А., Кожевникова Ю.С., Кузьмина Е.А. Лазарев В.В., Липень С.В., Мадатов А.С., Матузов Н.И., Миронов В.О., Михайлова Э.М., Нерсесянц В.С., Перевозчикова Е.Ю. Понявина М.Б., Попова Ю.В., Савенко С.В., Саидов А., Советкина А.С., Стегний В.Н., Тирских М.Г., Хропанюк В.Н., Чернышева Ю.А. и др.

1.Понятие и сущность политического режима

1.1.Понятие политического режима

Категория «политический режим» определяет не только его существенные признаки, но и наиболее общие закономерности и свойства, определенный тип отношений. Она «в рамках государствоведения отражает формы движения социально организованной материи (в данном случае государства)»[1].

Политический режим – не только понятие, категория, но и межотраслевой институт, закрепленный в наиболее социально значимых нормах большинства отраслей права. Как особый институт политический режим представляет систему юридических норм различных отраслей права.

Однако политический режим не может быть понят только через нормы права. Поэтому режим, существующий в государстве, оценивают не только с этих позиций, но и как политический институт[2].

«Для политического режима очень важно сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей с действительной политикой. Наряду с государственным и правовым оформлением, политический режим проявляется и в фактической жизнедеятельности политических и правовых институтов, общей направленности политического и правового развития общества»[3].

Политический режим формируется в результате не только организованных и регулируемых государством действий и процессов, но и как результат деятельности оппозиционных режиму сил и движений: «…происходит совмещение нормативной регуляции социальных отношений с институтами политической системы, с общественной саморегуляцией». Режим здесь выступает как саморегулируемая модель функционирования политической системы общества, выстроенная в соответствии с условиями существования конкретного государства, обеспечивающая его функционирование и развитие[4].


Правовые нормы и государственные институты образуют санкционированные государством нормативно-институциональные границы политического режима. Однако органы государства, политические партии, другие общественные объединения, граждане могут иногда выходить за эти границы, формируя предпосылки эволюции режима.

В теории государства преобладают два направления в осмыслении политических режимов. Первое связано с политико-институциональным подходом, а второе – с социологическим[5].

Ученые, представляющие политико-институциональное направление, отождествляют понятие «режим» с понятием «форма правления»: «Политический режим есть система или форма правления».

Представители этого направления выделяют режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества властей (парламентская республика)[6].

Однако такая классификация является не классификацией политических режимов, а классификацией «типов правительственных структур».

Г.Н. Манов полагал, что политический режим тождественен понятию формы государства, а формы правления и государственного устройств выступают в качестве его элементов или составных частей[7].

Б.А. Стародубский также писал, что «чаще всего политический режим служит синонимом государственного строя»[8].

Понимание политического режима Г. Лассуэлом связано с тем, что такой режим рассматривался им как способ узаконения политической системы: «Режим функционирует для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе». Он связывал режим, прежде всего, с правовыми нормами и действиями, отказывая авторитаризму и тоталитаризму в праве называться политическим режимом[9].

Сторонники социологического направления в оценке политических режимов обращают внимание на связи между обществом и государством, индивидом и властью, сформировавшиеся в реальности. По их мнению, режимы не могут эволюционировать только путем изменения юридических норм.

Согласно Ж.Л. Кермонну «под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию и функционированию политической власти данной страны на определенный период». То есть такой режим у него является характеристикой политической системы в целом[10].


Отечественные сторонники аналогичной точки зрения Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин считают, что «для определения политического режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей с действительной политикой». По их мнению, здесь важны ответы на следующие вопросы: «Какие группировки господствующего класса находятся у руководства государством; каким методам господства и управления отдается предпочтение – прямым, насильственным, или косвенным, демократическим; какие партии или партийные коалиции выступают в качестве руководящей силы; допускается ли и в каких пределах деятельность институтов социальной борьбы и давления, в частности оппозиционных революционных партий, профсоюзов и других форм объединения трудящихся; каково положение личности в государстве и т.п.»[11].

В российской научной литературе сегодня присутствуют такие определения политического режима:

– «политический режим есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в рамках политической системы общества и преследуют цель ее стабилизации, опираясь на социальные интересы и используя специфические методы»;

– «политический режим – совокупность характерных для определенного типа государств политических отношений, применяемых властью средств и методов регулирования сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры»;

– «политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в государстве».

– «политический режим можно рассматривать как выражающую сущность политики государства тактику правящих классов или кругов, воплощенную в реально функционирующей системе государственного правления, в значительной степени определяющую основные условия существования человека»[12].

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что политический режим по своему содержанию близок к политической системе общества. Он призван решать проблемы взаимоотношений между государством и гражданским обществом, властью и индивидом. Институты гражданского общества, многообразие общественной жизни, права и свободы человека и гражданина
являются наиболее важными в характеристике типа политического режима в конкретной стране[13].


Режим обеспечивает динамизм, стабильность политической системы. «…Эта задача решается им успешно лишь в том случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей
развития социальных структур». Он использует различные методы осуществления власти, обладая определенными временными характеристиками: «Режим есть специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы»[14].

Политический режим обладает динамикой, так как изменчив во времени, пространстве и индивидуален для определенного государства. Он отражает соотношение сил внутри государства. «Это… разделение власти между государством и обществом, предполагающее в… демократических модификациях стремление к формированию системы сдержек и противовесов, направленных на поиск баланса между ними с целью обеспечения социальной стабильности»[15].

1.2. Соотношение политического режима и государственного режима

Государственный режим традиционно определяется как совокупность наиболее существенных приемов, методов и способов осуществления государственной власти, закрепленных в праве[16].

Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод, что у ученых нет единой позиции по данному вопросу. Так, например, А.Л. Бредихин дает в своей научной статье качественно отличающееся определение. По его мнению, государственный режим следует рассматривать как закрепленную в
основном законе и реализуемую через систему законодательства и правоприменительные акты модель организации государственной власти, которая характеризует степень регламентированности общественных отношений и методы реализации властных предписаний в отношениях власти, общества и личности[17].

В.С. Нерсесянц, отождествляя государственный, государственно-правовой и политический режим, предлагает следующее определение: государственный (политический) режим - это по сути своей всегда государственно-правовой режим, определенный правовой порядок функционирования государства, те или иные правовые формы, процедуры, приемы, способы и методы осуществления государственной власти[18].