Файл: Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей в российских компаниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немаловажны и личные компетенции предпринимателя, которые помогают ему достичь успеха в своем деле, к таким следует отнести: 1) умение нести ответственность за свои действия и за свой бизнес; 2) коммуникативные навыки в деловом взаимодействии; 3) отсутствие страха перед риском 4) профессиональное целеполагание и целедостижение; 5) самоорганизация и стремление к саморазвитию; 6) способность к инновационности, креативности и развитию нестандартного мышления, так Шумптер и Маршал отождествляли предпринимательство и нововведения, а также утверждали, что предприниматели не только создает новый продукт, но и «ломают прежние формы производства и организации жизни общества»; 7) высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности; 8) способность проявлять лидерские качества, чтобы собрать вокруг себя команду единомышленников, чтобы иметь высокий и уважаемый статус в кругах предпринимателей и среди окружения; 9) осуществление маневров управления своим бизнесом под воздействием ожидаемых и неожиданных обстоятельств. Личные компетенции предпринимателя индивидуальны и зависят от той сферы деятельности, в которой работает предприниматель, от того чем занимается его организация и насколько владелец фирмы участвует в ее управлении, однако перечисленные выше компетенции являются общими для всех людей занимающихся предпринимательской деятельностью.

Для обобщения вышеперечисленных компетенций, стоит еще раз упомянуть, что открытие своего дело связано с готовностью взять на себя ответственность и осознанием всех рисков, которые ждут предпринимателя на его пути. Потому предприниматель должен обладать соответствующим уровнем ответственности. Собравшись открыть свой бизнес, предприниматель должен очень четко осознавать цель, которую он преследует, должен уметь осуществлять контроль за тем, как происходит реализация задуманных целей и поставленных задач. Поставленные цели должны быть ясными и конкретными, достижимыми, а также поэтапно возрастающими. Персональные цели и интересы предпринимателя не должны противоречить целям и интересам его компании.

1.3. Компетенции профессионального наемного менеджера.

В данной главе рассмотрим компетенции менеджера, для сравнения с компетенциями предпринимателя, дадим полное определение данному понятию.

Менеджер - это наемный специалист, занятый профессионально управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями. Для формулировки компетенций менеджера применяется их разделение по трем параметрам, а также модель компетенций «20 граней», разработанная на основании результатов исследования менеджмента в России. Хотя стоит отметить, что в каждой организации существует свой набор необходимых компетенций для менеджера, которая формируется исходя из определенных особенностей компании, об этом в дальнейшем еще будет упоминание.


Западные компании, имеющие филиалы в России, придерживаются моделей компетенций, разработанных в их головном офисе, однако они не учитывают культурные особенности России и специфику российского бизнеса. Российские же организации, вынуждены либо разрабатывать свою модель компетенций, разработка которой, к слову, весьма дорогое занятие; либо пользуются одной из существующих общих моделей компетенций, которые разработаны достаточно давно и не всегда отвечают требованиям современного бизнеса. Тогда было проведено масштабное исследование, участниками которого стали 40 ведущих российских и западных компаний. За период исследования было проведено 141 интервью с топ-менеджерами и успешными менеджерами среднего звена в России. В интервью использовались различные методы анализа работы, в рамках которых менеджеры среднего звена делились опытом работы с их руководителями для составления списка качеств способствующих успеху топ-менеджмента, проводились стратегические интервью с топ-менеджерами, чтобы определить какие знания, умения и навыки требуются для реализации задуманной стратегии развития компании, также был использован метод «Критические инциденты», для анализа поведения менеджера в определенных ситуациях, чтобы выявить разницу между успехом и неудачей в работе. По окончании исследования была составлена модель компетенций «20 граней» (приложение 1), которая отражает главные компетенции в 5 пяти различных направлениях: управленческие навыки, мотивация, навыки принятия решений, индивидуальные черты и межличностные навыки.

Из данной модели видно, что менеджер должен обладать широким кругом компетенции в разных категориях. Среди компетенций относящихся к управленческим навыкам в приоритете находятся планирования и организация, управление людьми, развитие подчинены и лидерство. Этот набор характеризует менеджера как человека который должен вести за собой людей, быть для них примером, уделять внимание развитию тех, кто с ним работает, отслеживать их прогресс в развитии, а также должен планировать и организовывать работу в компанию грамотно. В сфере мотивации были выделены такие навыки как инициативность, ориентация на качество, нацеленность на результат и саморазвитие. Это означает что менеджер должен постоянно совершенствоваться, быть открытым к новым знаниям и опыту в условиях постоянно развивающейся бизнес-среды, ставить перед собой и подразделением амбициозные цели, активно стремиться их достичь, при столкновении с препятствиями стараться найти различные пути для достижения результата. Среди навыков и умений относящихся к принятию решений выделили следующие компетенции: умение анализировать проблемы, сбор информации, коммерческое мышление и системность мышления. Это характеризует менеджера как человека, который при нехватки информации для принятия решения умеет и знает где ее найти, умеет формулировать точные вопросы для получения информации, умеет рассматривать ситуацию в широком контексте, умеет находить причины возникновения проблем, умеет предотвратить их в будущем. В индивидуальные черты включили такие компетенции как стрессоустойчивость, адаптивность, ответственность и позитивное мышление (умение концентрироваться на позитивных моментах в сложных ситуациях, уверенность в успешном решении проблемы). И наконец межличностные навыки, к которым относятся межличностное понимание, работа в команде, убедительная коммуникация и построение взаимоотношений. Данная группа компетенций описывает менеджера, как человека который всегда взаимодействует со своим окружением и умеет найти подход к любому человеку, чтобы донести свою мысль.


В теории, при разделении компетенций менеджера на три параметра среди них выделяют следующие: 1) знания и умения в области теории и практики управления (данный параметр включает в себя такие критерии как - уровень знаний в современной экономической теории, теорию и практику управленческих решений, иметь навыки использования информационных и телекоммуникационных технологий, также необходимой характеристикой является постоянное стремление к профессиональному совершенствованию, а также самосовершенствованию и развитию; 2) умение грамотно и эффективно выстраивать коммуникации ( это необходимо для выполнения одной из ключевых функций менеджмента - координации, а также для того чтобы вести собой людей и добиваться от них достижения целей, поставленных самим руководителем); 3) не менее важным является понимание специфики работы своей организации (данная группа компетенций связана со знанием менеджера предпочтений клиентов своей компании, запросов рынка и отрасли экономики, в которой работает его организация).

Проанализировав обе модели компетенций можно сделать следующие выводы: модель менеджмента «20 граней» сформулированная в России более четко отражает требования к компетенциям менеджера, работающего в России, она удобна для применения при поиске кандидатов на должность руководителя, ее можно использовать для анализа деятельности управленца, а также необходимо отметить, что менеджер высшего звена - это человек, у которого должен быть опыт работы на менее высокопоставленных должностях.

Выводы по главе 1.

В данной главе были рассмотрены такие вопросы как: характеристика деятельности предпринимателя и менеджера, их основные сходства и различия, а также в отдельности были рассмотрены вопросы об их компетенциях. В результате анализа данных вопросов было выявлено следующее: менеджер и предприниматель - это не одно и та же профессия. Предприниматель может выполнять основные функции менеджера в своем бизнесе, однако менеджер, являясь наемным работником в компании, рискует своим рабочим местом, а предприниматель, осуществляя деятельность в компании, рискует всей своей организацией (бизнесом). Предприниматель должен обладать такой важной чертой в личных качествах как изобретательность и творческий подход. Менеджер же является более профессиональным управленцем, у него специальное образование, которое специализируется на определенной сфере менеджмента. Однако, несмотря на различия, предприниматель и менеджер должны обладать рядом схожих компетенций, таких как стремление к саморазвитию, коммуникативные навыки, заинтересованность в успехе организации, лидерские качества, мотивация, способность к анализу деятельности, ответственность, умение планировать, а также умение грамотно распределять прибыль.


ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «Р-ФАРМ»

2.1 Сравнительный анализ профессионально значимых компетенций предпринимателя и требований, предъявляемых к наемному менеджеру компании «Р-Фарм» .

В данной главе будут выделены профессионально значимые компетенции предпринимателя и менеджеров в выбранной организации, рассмотрена специфика деятельности данной компании, а также актуальность набора компетенций в конкретной области, на конкретном рынке.

Для начала изучения компетенций предпринимателя и менеджеров компании «Р-Фарм» следует рассмотреть сферу, в которой функционирует компания, ее ОСУ, а также необходимо рассказать главную информацию о собственнике данной организации, и о представителях топ-менеджмента.

АО «Р-Фарм» было основано в 2001 году российским предпринимателем Алексеем Репиком. Изначально компания была сфокусирована на поставке лекарственных средств для стационарной и специализированной медицинской помощи. Затем компания из одного филиала превратилась в сеть с региональными филиалами. В 2005-2008 году компания установила партнерские отношения с ведущими международными производителями лекарственных средств, а также получила сертификат Trace International, который свидетельствует о том, что компания соответствует национальным и международным мерам по противодействию коррупции и базируется на приверженности основополагающим принципам честности, прозрачности информации и финансовой ответственности во всех областях своей деятельности (данный сертификат является важным рыночным инструментом, поскольку он свидетельствует от применении надлежащих стандартов ведения бизнеса и повышает конкурентоспособность, имидж компании и эффективность ее работы с зарубежными и российскими партнерами). В 2009-2011 году компания начала производить готовые лекарственные формы, благодаря построенному заводу в Ярославле, была совершена покупка заводов в Костромской области, Новосибирске, а также была основана компания «R-Pharm overseas» в Сан-Диего, США. 2012-2019 год был ознаменован тем, что компания начала развивать совместные проекты в странах СНГ, начала операционную деятельность в США, основала дочернее предприятие в Турции, развивала сотрудничество с компаниями и университетами Японии, а также продала 10% акций Японской компании «Mitsui & Company, LTD»


Данная компания достаточно быстро развивалась благодаря компетентным руководителям компании, о которых еще будет упоминание позднее, после изучения истории развития, специфики деятельности компании, следует далее рассмотреть вопрос об организационной структуре управления АО «Р-ФАРМ». В данной компании реализуется дивизиональная организационная структура, что говорит нам об обязательном наличии топ-менеджмента и сети филиалов.

Основатель данной компании Алексей Репик - предприниматель, чья карьера в бизнесе и началась с «Р-Фарма». Алексей закончил Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по специальности «Экономика и управление предприятием». На открытие фирмы в этой области он вдохновился, когда какое-то время работал экономистом на фирме «Росмедкомплект», которая занималось поставкой лекарств в лечебные учреждения, а затем уволился уже с идеей о своей компании. На данный момент его компания имеет 40 филиалов, в ней трудятся более чем 3200 высококвалифицированных специалистов. Сам Алексей в компании занимает должность председателя совета директоров, принимает непосредственное участие в управлении компанией посредством контакта с представителями топ-менеджмента на собрании директоров, а также представляет свою компанию на различных фармацевтических форумах и на переговорах с главами других организаций. Помимо деятельности в компании, Алексей является членом Экономического совета при Президенте РФ, а также президентом Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Алексей обладает широкой сферой компетенций, как предприниматель он обладает развитыми навыками коммуникации, такой вывод можно сделать на основе его успешного взаимодействия с представителями других организаций, а также, основываясь на его выступлениях на форумах в качестве модератора пленарных заседаний. Более того, стоит отметить что основатель компании обладает еще одним важным навыком из списка компетенций для предпринимателей - умением получить политическую поддержку интересов своего бизнеса, на наличие данной компетенции нам указывает тот факт, что компания «Р-Фарм» обеспечивает поставку своих лекарств в государственные больницы на условиях, которые выгодны обеим сторонам, а также то, что у Алексея была личная встреча с президентом нашей страны, и тот факт что он был отмечен благодарственным письмом Президента РФ. На основе анализа деятельности предприятия, и основываясь на том, каким быстрым было развитие данной компании с 2001 г. по настоящее время, можно сделать вывод о том, что А. Репик обладает такой компетенцией предпринимателя как знание специфики и закономерностей развития межфирменной среды, межфирменных конфликтов, стратегии и тактики конкурентного и партнерского поведения и правовых основ деловых отношений (на сайте компании можно наблюдать такой документ как «Регламент взаимодействия с деловыми партнерами АО «Р-Фарм», который отражает основные аспекты касающиеся взаимодействия с деловыми партнерами фирмы). Важно отметить наличие у основателя данной компании такой компетенции как - умение формировать и поддерживать привлекательный имидж своего бизнеса - в этом можно убедиться во время посещения сайта данной компании, а также на основе оценки деятельности «Р-Фарма» в области благотворительности, в области поддержки молодых специалистов, участия в форуме Адама Смита и прочих форумах, на которых он представляет свою компанию. Несомненно среди личных компетенций Алексея нужно отметить умение профессионально ставить цели и достигать их в установленные сроки: способность и стремление к саморазвитию - наличие данной компетенции может подтвердить тот факт, что с начала основания компании до нынешнего времени произошло много изменений в мире, прорывных открытий в медицине, а компании удается соответствовать запросам потребителей и выпускать продукцию, отвечающую самым современным требованиям. Немаловажной и безусловно присутствующей у Алексея компетенцией является - способность проявлять лидерские качества, чтобы собрать вокруг себя команду единомышленников, которая помогла достичь его компании таких вершин в фармацевтическом бизнесе. Именно они являются представителями топ-менеджмента компании, чьи компетенции будут выделены ниже.