Файл: Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей в российских компаниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики роль таких профессий людей как управленцы возрастает. В современном обществе существует множество организаций, руководство которыми осуществляется людьми с разными подходами и разными методами. От такого важного процесса как управление зависят многие сферы жизни человечества, качество производства, качество обслуживания населения, в целом, качество жизни людей. Профессии людей, которые профессионально занимаются управлением глобально можно разделить на две группы - предприниматели (те, кто сам себя наделяет работой) и менеджеры (наемные работники). Людей, которые профессионально занимаются управлением называют менеджерами. От английского manage - быть ответственным за контроль и организацию бизнеса или сотрудников. Менеджмент - это не только деятельность, осуществляемая в крупных многоуровневых корпоративных структурах и государственном аппарате. Менеджмент - это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие. Управление присутствует во всех сферах жизни общества, от спортивного менеджмента, до управления государством, в каждой из них важно, чтобы управленец обладал профессиональными навыками, компетенциями и достаточным уровнем знаний для грамотной реализации своей деятельности. В современной российской экономике большое значение имеет малый и средний бизнес и управление им. Данные понятия тесно связаны с понятием предпринимательство, так как человек, организовавший свое дело может приняти решение самостоятельно управлять им. Предпринимательство - это деятельность по созданию и управлению собственным бизнесом. Из определения данного понятия можно сделать вывод о том, что понятия менеджер и предприниматель схожи, так как в обоих случаях деятельность связана с управлением. Однако, целью данной работы будет установить в чем различия между компетенциями менеджера и предпринимателя, и где их компетенции пересекаются, проанализировать особенности их деятельности. Объектом данного исследования будет служить профессиональная деятельность менеджера и предпринимателя. А в качестве предмета исследования следует рассмотреть профессиональные компетенции двух данных типов руководителей. Задачей, поставленной в данной работе является рассмотрение понятия профессиональная компетенция, и сравнение содержания данного понятия в менеджменте и предпринимательстве. Более того, на примере конкретной организации будет проведен анализ компетенций предпринимателей и менеджеров. Для широкого и глубоко изучения данной темы в данной работе будут использованы методы анализа и синтеза и сравнения.


Содержание

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1.1. Взаимосвязь менеджера и предпринимателя. Их сходства и различия

Для того чтобы рассуждать о компетенциях менеджеров и предпринимателей, стоит обратиться к теоретической основе данного исследования, определить что такое компетенции и какие они должны быть, чтобы управлять современной организацией, а затем стоит отдельно рассмотреть особенности каждого из типов управления.

Американский экономист Дж. Б. Кларк считал, что в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: капитал, капитальные блага - средства производства и земля, деятельность предпринимателя, труд рабочего. При этом каждому фактору присуща специфическая доля выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага - ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Если рассматривать менеджера и предпринимателя с точки зрения Кларка, то менеджер это рабочий, который обеспечен заработной платой, а предприниматель - капиталист, чья деятельность приносит ему прибыль. Однако в этих двух разных факторах производства есть схожие черты.

Предприниматель и менеджер оба занимаются управленческой деятельностью, но их деятельность имеет свои отличительные характеристики. Обратимся к смыслу понятия управления, чтобы рассмотреть данные особенности.

Управление - целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны объекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответсвии с выбранным критерием эффективности. Экономический аспект представляет собой управление процессом производства за счет грамотной координации материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которые необходимы для эффективного достижения целей.


Управление организацией может быть реализовано двумя путями - непосредственное управление компанией собственником фирмы и найм по трудовому договору профессионального менеджера. Однако данный вопрос решает предприниматель, после создания фирмы, организации и после прохождения ей определенных этапов.

Жизненный цикл любой организации начинается с момента ее создания, согласно модели И.Адизеса первая стадия жизненного цикла называется Ухаживание (Courtship). Она характеризуется тем, что у предпринимателя есть идея, поэтому в такой организации функция предпринимательства проявляется ярче других, к следующей стадии жизненного цикла - созданию компании (младенчеству) переход возможен, только если предприниматель возьмет на себя ответственность и риск, а иначе компанию ждет гибель. На следующей стадии - Младенчестве, компания в основном фокусируется на производстве результатов, а управление организацией, не имеет формальной структуры, отсутствуют процедуры, политика и может даже отсутствовать бюджет. Во время данной стадии основатель компании, выполняет и функцию менеджера и предпринимателя и фокусирует свое внимание в основном на краткосрочных задачах, забывая про долгосрочные перспективы, в данный период у компании есть угроза «смерти в младенчестве». По словам Адизеса, «в данный период организация отличается высокой степенью централизации, и летит вперед на всех парусах, плохо осознавая свои слабые и сильные стороны». Переходя на стадию «Давай, давай» , у предпринимателя появляется видение перспективы и сохраняется ориентация на результат. На данной стадии решения принимаются интуитивно, а организационная структура компании непостоянна. Именно на данной стадии компании необходимо выстроить эффективную административную систему и внедрить регулярный менеджмент. Есть опасность попасть в «ловушку основателя», которая подразумевает ситуацию при которой собственники не решаются передать полномочия наемному менеджменту. Далее, если компании удается избежать ловушки, компания переходит на стадию юности. Юность характеризуется несколькими принципиальными событиями: 1) делегированием полномочий (руководитель понимает, что не может являться специалистом по всем вопросам управления) 2) изменения в руководстве (переход от предпринимательского к профессиональному менеджменту) 3) переориентация целей (переход от «работать много» к «работать умнее» ). На данной стадии возрастает значение административной функции, устанавливается кадровая политика в организации. На данной стадии жизненно цикла организации могут возникать конфликты между менеджментом и собственником компании, между основателями и их компаниям, между корпоративными и индивидуальными целями. На данном этапе очень важно собственнику организации определиться с тем, какую позицию он сам готов занимать в компании. Последующие стадии жизненного цикла имеют следующие названия - Расцвет, стабильность, аристократизм, ранняя бюрократизация, бюрократизация, смерть. Для данной работы особое значение имеют первые стадии, на которых можно проследить как в организации меняется предпринимательская деятельность и приближается к менеджменту, а затем и вовсе делегируют полномочия от собственника к профессиональному менеджменту. Выходит, что любой владелец бизнеса в праве сам решать вопрос о распределении между собой и другими представителями менеджмента управленческих полномочий в области планирования, стимулирования, организации и контроля. Помимо передачи управления в руки профессиональных менеджеров, предприниматель (он же создатель фирмы) в праве передать некоторые из областей деятельности фирмы на аутсорсинг, а может сдать свой бизнес целиком во внешнюю аренду. Наиболее распространенной формой управления, которую предпочитают предприниматели, это передача отдельных сфер управления в руки топ-менеджменту, поэтому иногда менеджеров самих отождествляют с предпринимателями, однако между ними есть существенные различия. Так предприниматели занимаются управлением собственным бизнесом, в то время как менеджеры всегда работ в чужом бизнесе, каким бы не был объем полномочий, значимость задач, порученных менеджерам, они не допускаются к командным высотам, не ставят долгосрочные цели в развитии организации. Их управленческая свобода устанавливается владельцем бизнеса, которые сами решают насколько они желают оставаться в управлении своей компании. Передав часть полномочий наемному менеджменту, у владельца компании появляется возможность сконцентрироваться на перспективах развития данного бизнеса или подумать об открытии нового дела. Более того, стоит отметить что именно собственник бизнеса несет юридическую ответственность за действия, которые совершает на рынке его организации. Нанятые менеджеры участвуют во властных вертикалях бизнеса не в качестве создателей всей вертикали, а в роли отдельных исполнительных звеньев, которые, в случаях крупных компаний, в праве формировать свои отдельные штабы (или вертикали подчинения). Предприниматель в праве принимать решение о разделении своего бизнеса и внесении менеджеров в партнерские доли, тогда менеджеры становятся совладельцами компании. Исходя из данной информации, можно выделить одну из отличительных характеристик предпринимательства, которая заключается в том, что у предпринимателя больше свободы выбора, в том, что касается управления и того, как оно будет реализовано, предприниматель шире видит стратегию развития своего бизнеса.


Если предприниматель принимает решение не передавать власть целиком наемному менеджменту, то он сам начинает выполнять, помимо предпринимательских функций, и функции менеджера. В таком случае можно проследить сходство в их деятельности. Основными функциями менеджера являются планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Если компания небольшая, или если предприниматель назначает себя в компании одним из представителей топ-менеджмента, то он сам становится участником этих процессов. Рассмотрим далее кратко в чем заключается их суть, дадим характеристику.

Первостепенной функцией менеджмента является планирование, его суть заключается определении целей организации и поиске наиболее эффективных методов и средств достижения в условиях ограниченных ресурсов и времени. Планирование по периодам времени классифицируется на долгосрочное (5 и более лет), среднесрочное (2-5 лет) и краткосрочное (до 1 года). Следует отметить, что собственник фирмы участвует в формировании долгосрочного плана, так как именно он имеет решающую роль в определении перспективы развития своей компании. При этом он ставит глобальные цели, а за их реализация это функция менеджмента компании, который впоследствии разрабатывает более подробные планы.

Следующей функцией является организация, как процесс организационной деятельности, который заключается в правильном распределении задач, ресурсов, полномочий и ответственности между исполнителями и обеспечении высокой эффективности их совместной работы. Если рассматривать какую роль в данном процессе играет предприниматель и менеджер, то можно увидеть, что предприниматель, в своей компании при реализации данной функции обладает большей свободой и может сам определять даже организационно-правовую форму предприятия, тогда как топ-менеджмент, реализует данную функцию уже находясь под контролем предпринимателя. Безусловно, высококлассный специалист в менеджменте, может разработать нужную организационную структуру для организации, но применена она будет в случае одобрения, предпринимателем.

Обеспечить эффективную работу коллектива, и успешную реализацию целей организации помогает следующая функция менеджмента - мотивация. Мотивация - это активизация деятельности персонала и побуждение его к результативному и эффективному труду для достижения целей организации. Мотивация присутствует в деятельности как предпринимателя так и менеджера, так как ни оба заинтересованы в успехе предприятия. Однако основную функцию мотивации выполняет менеджер который мотивирует своих сотрудников посредством заработной платы или социальных пособий.


Затем следует контроль, процесс в ходе которого управляющий определяет во-первых, достигнуты или нет цели организации, а во вторых верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке. В процессе контроля участвует как собственник компании, проверяя в верном ли направлении идет развитие его бизнеса, а также топ-менеджмент компании, который осуществляет контроль на промежуточных этапах развития.

Важнейшей из функций управления является координация, которая заключается в оперативном обеспечении согласованности действий всех звеньев управления и в поддержании устойчивого развития компании. За координацию в основном отвечает менеджмент, потому что он более точно осведомлен о том, что происходит в компании.

После рассмотрения основных функций управления можно сделать микровывод о том, что в процессе управления организацией участвует как менеджер, так и предприниматель (собственник компании) , однако менеджер больше погружен во внутреннюю среду организации, в случае если предприниматель не занимает в организации никакой руководящей должности, т.е не выполняет функции топ-менеджмента.

1.2. Личная профессиональная компетентность предпринимателя.

Для управления фирмой человек, в любом случае, должен обладать компетенциями. Далее следует дать определение понятию компетенция. Американский психолог Дэвид Мак-Клелланд утверждал, что коэффициент интеллекта человека (IQ) не может говорить о высокой эффективности его работы, в конкретной сфере, именно поэтому он предлагал оценивать сотрудников через компетенции. Компетенция от латинского competentia это 1) круг вопросов и явлений, в которых человек владеет авторитетом, опытом, познанием 2) сфера полномочий, область вопросов и задач, подконтрольных чьему-нибудь ведению. Компетенции включают в себя два параметра - уровень профессионализма человека, т.е его образование, квалификация, опыт; а также личностно-деловые качества, т.е какой человек по своей природе - умный, уживчивый, ответственный, целеустремленный, и т.д. Прежде чем рассуждать о том, какими компетенциями должен обладать каждый из управленцев, стоит отдельно рассмотреть сущность деятельности предпринимателя и менеджера, указать в чем они схожи, чем различаются.

Какими компетенциями должен обладать предприниматель, чтобы осуществлять свою деятельность успешно?

Рассмотрим сначала первый параметр компетенций, все то, что касается профессионализма человека, его знаний и умений. Так для занятия профессиональным предпринимательством необходимы следующие знания: 1) экономических и правовых основ деятельности предпринимательских фирм в России и на международном рынке, чтобы осуществлять свою деятельность в рамках закона, а также знать моменты в которых нужно отстоять свою правоту;2) специфики и закономерностей развития собственных профессиональных интересов и интересов окружения, разделения труда в профессиональном предпринимательстве, видов и инфраструктуры предпринимательского бизнеса; 3) теории и практики конкурентноспособного бизнеса, основанного на конкурентных преимуществах, укрепления конкурентоспособности; 4) специфики и закономерностей развития межфирменной среды бизнеса, рынков, межфирменных конфликтов, стратегии и тактики конкурентного и партнерского поведения, правовых основ деловых отношений и обязательств перед обществом; 5) аспектов приобретения и поддержания предпринимательской власти, схем достижения и поддержания вертикали внутрифирменной предпринимательской власти, методов воздействия на окружение. 6) того как организовать рабочие места, формировать и поддерживать коллективы работников; 7) того, как создаются и внедряются новые бизнес-ориентированные системы производства и сбыта товаров и оказания услуг, выполнения работ; 8) того, как создавать новые теории и концепции бизнеса ;9) умение формировать и поддерживать привлекательный имидж своего бизнеса, своей фирмы; 10) умение получить политическую поддержку интересов своего бизнеса (данное умение крайне необходимо для работы крупных предприятий, которые вносят серьезный вклад в развитие экономики государства). Для приобретения данных знаний необходимо изучение основ экономики, права, социологии, психологи, а также специальных теорий предпринимательства и конкуренции.