Файл: Влияние личностных качеств на выбор профессии (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Именно в подростковом периоде процесс выбора профессии является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности.

В нашей стране достаточно развита система информационного обеспечения абитуриентов, поэтому каждый желающий может обратиться в понравившееся высшее учебное заведение и получить необходимую сводку фактов по той или иной специальности. Но, как показывает практика, из года в год подростки выбирают будущую стезю совершенно спонтанно, не руководствуясь какими - то профориентационными консультациями.

Как правило, две трети абитуриентов не могут определиться до последнего с выбором специальности, ну а оставшаяся часть глубоко убеждена в своих взглядах, которые зачастую основываются на мнении старших и ближайшего окружения.

В этот переходный, критический момент лежит огромная ответственность за будущее, на педагогах, психологах, родителях и, прежде всего, на самих учащихся, входящих в жизнь молодых людях. Миссия представителей старшего поколения состоит в том, чтобы помочь подрастающему человеку правильно выбрать свой профессиональный путь.

Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, мечты, интересы, способности, характер, темперамент, состояние здоровья и др. В этом и заключается актуальность выбранной темы: «Особенности влияния личностных качеств на выбор профессии в юношеском возрасте».

Объект: выбор профессии подростков.

Предмет: влияние личностных качеств на выбор профессии.

Цель: выявить, влияют ли и как, личностные характеристики на выбор профессии юноши.

Задачи:

  1. Изучить понятие и сущность профессиональной ориентации подростков;
  2. Выявит факторы, влияющие на выбор профессии
  3. Определить особенности развития личности и профессиональной ориентации в юношеском возрасте;
  4. Рассмотреть факторы, влияющие на выбор профессии у подростков;

Методы: теоретический анализ источников литературы по проблеме профессиональной ориентации подростков.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 «Муки выбора» или факторы, влияющие на выбор профессии

  "Для того, чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование".

Хуан Уарте, испанский ученый (1575)

         Выбор профессии – основополагающий фактор успешности личности, ее самореализации, возможности принести наибольшую пользу обществу. Выбранная профессия основа психологического комфорта отдельного индивидуума, позитивного психологического климата, как какого-либо коллектива, так и общества в целом.

У каждого в жизни наступает такой этап, когда ему приходится делать важный выбор, определяющий все дальнейшее будущее. Уже в подростковом возрасте мы сталкиваемся с необходимостью принимать ответственное решение о выборе профессионального пути, по сути, не имея для этого определенной подготовки и нередко совершаем ошибки. Получается, мы тратим огромные бесценные ресурсы, время и деньги на то, что, по сути, не пригодится, чем не будем заниматься в будущем. Несколько лет жизни уходят в никуда, и это большая проблема.

Какие факторы влияют на выбор профессии, если подросток недостаточно зрел, чтобы самостоятельно принимать судьбоносные решения? Можно выделить целый ряд ключевых факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения:

  1. наличие определенных качеств, интересов и склонностей;
  2. уровень развития способностей, необходимых в интересующей профессиональной сфере;
  3. престижность выбираемой профессии;
  4. уровень информированности о ней;
  5. мнение родителей;
  6. мнение одноклассников, друзей и сверстников;
  7. учет потребностей производства или рынка труда
  8. навыки построения определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей.

Наш мир изменился, как и сами дети. Факторы, влияющие на нас в подростковом возрасте могли остаться теми же, но сами они видоизменились. Ранее, благодаря школьным предметам, дети могли определиться с выбором пути по жизни исходя из гуманитарных либо точных наук, опираясь на то, что им нравится в обучении. Сейчас же, начиная с 2009 года, в школах введена система ЕГЭ, что в корень поменяла процесс обучения. Начиная с 9 класса, школьник начинает натаскивать обязательные предметы для сдачи, плюсом выбирая 1-2 предмета дополнительно, и буквально два года живет в страхе «А что, если я не сдам?». Тем самым, наблюдается тенденция выбора профессии исходя из тех предметов, которые легко сдать на ЕГЭ, и это является большой проблемой, приводящей к серьезным кризисам в дальнейшем.


Существенным фактором может стать и желание родителей. Довольно часто подросток, не понимая своих возможностей, толком не зная пространства мира профессий, ориентируется в большей степени на советы родителей, которые в свою очередь тоже недостаточно хорошо осведомлены в этом вопросе, а иногда вообще пытаются реализовать за счет детей собственные несбывшиеся надежды, тем самым нарушая процесс становления личности своих детей, делая их несчастными. Причем важную роль здесь играет и финансовая зависимость от родителей, так как на обучение определенной профессии требуются средства. Что делает деньги скрытым или даже открытым средством манипуляции.

Мнение сверстников, друзей, приятелей родителей, является так же не маловажным фактором. Ребенок при осуществлении осознанного выбора может думать не о том, что принесет ему удовольствие, или о том, к чему он имеет физиологическую предрасположенность. Часто, выбор рабочей профессии основывается на банальном нежелании расставаться с близкими друзьями. Для подростка окончание средней школы – это всегда психологическая травма, в той или иной степени. Поэтому если близкий друг желает стать известным доктором и покидает родной город для дальнейшего обучения, ваш ребенок может поехать за ним лишь по причине косвенной боязни одиночества. Пример данной ситуации доказывает тот факт, что родители должны вмешиваться в процесс профессионального самоопределения ребенка, но объективно.

Зачастую каждому из нас мешают жить так называемые мифы – устоявшиеся стереотипы, как правило, не имеющие ничего общего с реальностью. Это огромный ком полученной информации, который накапливается со временем и совершенно не претендует на роль истины в том или ином вопросе[1].

Поэтому мотивы выбора профессии зачастую основываются на этих самых мифах. Часто случается, что подросток (или даже его родители, что во много раз плачевней) не имеют четкого набора данных о той или иной специальности. В результате чего мнение о профессии может складываться исходя из собственных субъективных умозаключений. Подобные выводы не имеют ничего общего со статистическими данными, поэтому ребенок идет учиться той профессии, которая, лишь, по личному мнению, его родителей, общественности, является престижной, более востребованной на рынке труда и прибыльной.

Решить задачу выбора профессии максимально корректно, не так то просто. Злую шутку играют с подростком психологические блоки и установки, неуверенность в собственных силах, боязнь не оправдать ожиданий родителей или выглядеть хуже своих сверстников в глазах общества.


Для современных родителей не новость, что в пределах 15-17 лет практически у каждого подростка случается первая любовь, сердечные переживания, а вместе с ними и драмы. Увы, сейчас так много информации для современной молодежи, что, уже будучи в столь нежном возрасте, многие из них задумываются над тем, а не встанет ли их будущая профессия на пути стремления к совершенному семейному счастью?

Масса сериалов, Интернет-ресурсов, литературы – все это заставляет задуматься подростка над тем, позволит ли ему любимое дело быть счастливым не только на работе. И снова же хочется каждого уверить, что все эти домыслы – лишь очередной миф. Доктор доктору рознь, а юрист – юристу. Будет ли чадо трудоголиком, как много оно будет отдавать работе – на этот вопрос сможет ответить лишь время. Поэтому не стоит даже задумываться о взаимодействии личной жизни и работы при выборе будущей профессии ребенка.

Доктор Е. А. Климов на протяжении долгих лет занимался изучением вопроса подростковой психологии и трудовой ориентации, поэтому у него свой взгляд на то, какие факторы влияют на выбор профессии подростка.

Он вывел ряд движущих факторов, которые прямым образом оказывают влияние на самоопределение ребенка относительно своей дальнейшей деятельности[2].

Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.

Социально–экономические весь спектр профессий; перспективное развитие той или иной профессии; социальная необходимость в определенной профессии; престиж профессии, статус, который она дает; материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.

Социальные: Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.

На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы: материальные, выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам; социальные, когда подросток желает занимать достойное место в обществе; моральные, связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения; мотивы престижности, когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей; профессиональные и познавательные, целью, которых является глубокое освоение профессии; утилитарные, позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т.д.; творческие, дающие волю фантазии и креативности; эстетические, учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.


Психологические. Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка. Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.

Психофизиологические особенности. Особенности темперамента; специфика нервной системы; общее состояние здоровья школьника.

Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но они могут подойти в профессии окулиста, где вероятность экстренной ситуации практически нулевая. Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным противопоказанием к выбору профессии, но учитывать это стоит обязательно.

Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности[3].

Итак, мне удалось рассмотреть влияние различных факторов на личность, в процессе выбора. Все вышеперечисленные факторы необходимо учитывать в комплексе, что они могут быть всевозможные иначе ошибки в выборе профессии неизбежны.

1.2 Психологические особенности развития личности в юношеском возрасте

Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и зрелостью. В общепринятых схемах возрастного развития специалистами различных направлений юношеский возраст был определен как 17-21 г. - для юношей и 16-20 лет - для девушек. Возраст 22-23 г. считается поздней юностью. Психологи, однако, расходятся в определении возрастных границ юности. Для западной психологии характерно объединение подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называется он периодом взросления (англ. adolescence; «отрочество» или «подростковый возраст», либо - «юность»). Содержанием данного периода является переход от детства к взрослости, а границы могут варьироваться от 12-14 до 25 лет. В отечественной психологии юношеский возраст рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. В.С. Мухина определяет юность как период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15- 16 до 21-25 лет). И называет этот отрезок жизни периодом, «когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления». Мухина В.С.[4]