Файл: Влияние личностных качеств на выбор профессии (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
Таким образом, развитие в юношеском возрасте определяется задачами формирования мировоззрения, жизненных планов, определения места собственной личности в мире и в профессии, реализации потребности в понимании и самораскрытии. В отношении учебной (учебно-профессиональной) деятельности обращает на себя внимание становление субъектных качеств и способностей юноши как автора, творца, «хозяина», управляющего собственной деятельностью. Все это выстраивает «человека зрелого», со своими устоями, ценностями, характером, личностными качествами, которые на протяжении жизни и дальнейшего профессионального развития остаются с человеком до конца, лишь видоизменяясь по причине меняющихся обстоятельств.
1.3 Особенности влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение
Проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности.
Анализ психологической литературы по этой проблеме показывает, что большинство исследований направлено на изучение факторов и условий выбора профессии, а также на сам процесс выбора: изучаются профессиональная направленность личности, склонности, намерения и т.п. Безусловно, эти аспекты важны, и их следует изучать. Однако эти работы в большей степени затрагивают социологический план проблемы и, как правило, ограничивают рассмотрение профессионального самоопределения главным образом анализом подготовки выпускников школы к выбору профессии.[16] Но процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии. По замечанию Е. А. Климова, вопрос об уточнении выбора профессии время от времени возникает в течение всего активного периода жизни человека. Кроме того, результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию случайно, затрудняясь сколько-нибудь обоснованно мотивировать свой выбор.
С другой стороны, даже мотивированный выбор будущей профессии далеко не всегда гарантирует успешность профессионального самоопределения. Поэтому ограничиваться выявлением факторов самоопределения недостаточно.
В меньшей степени в психологической литературе представлены работы, направленные на выявление личностных, характерологических особенностей, то есть собственно психологических факторов, опосредствующих профессиональное самоопределение юноши.
Проблеме формирования и развития личности в онтогенезе посвящено много работ, но, тем не менее, всё ещё отсутствует единый подход к определению понятия личности, основных её структурных образований. Попытку свести воедино разные подходы к личности предпринял Б.Ф. Ломов: «Несмотря на различие планов анализа в изучении личности, все подходы выделяют в качестве главной характеристики личности её направленность. В разных концепциях направленность характеризуется по-разному: «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразный мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили) и т. д. По мнению Л.С. Выготского, отправной точкой развития психики применительно к психологии личности служит представление о психологических системах как возникающих и закрепляющихся в ходе онтогенеза новых группировках высших психологических функций. Личность, с этой точки зрения, также представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. В центре формирования личности лежит процесс развития аффективно-потребностной сферы, который проходит тот же культурно-исторический путь, что и познавательные процессы.
Понятием «личность» обозначают такой уровень психического развития человека, который позволяет ему принимать самостоятельные решения, управлять и обстоятельствами своей жизни, и самим собой. Человек, достигший полного развития своей личности, приобретает способность ставить перед собой жизненно важные цели и достигать их, у него вырабатываются собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, которые делают этого человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды.
Целостная структура личности, центром которой является мотивационно - потребностная сфера, обусловлена, прежде всего, её направленностью. Иерархическое строение этой сферы определяют устойчиво-доминирующие мотивы.
Характеризуя предмет психологии личности, А.Н. Леонтьев писал: «Личность, индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целостности - отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и потому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный индивид со всеми его порождёнными и приобретёнными свойствами».[17]
Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.
А.В. Петровский так определял понятие «личность»: - «Личностью в психологии обозначается социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде».[18]
А.В. Петровский выделил три составляющие структуры личности: «В первую очередь, в структуру личности входит системная организация её индивидуальности, то есть внутрииндивидуальная (интраиндивидуальная) подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности... Личность в системе своих «действительных» отношений как бы обретает своё особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать в «пространстве» вне органического тела индивида, которое составляет интериндивидуальную подсистему личности. Интраиндивидуалъная и интериндивидуальная подсистемы не покрывают все проявления личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуру личности - метаиндивидуалъную (надиндивидуалъную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами».
А.В. Петровский определял направленность как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций». По мнению А.В. Петровского, направленность личности определяется мотивами, интересами, убеждениями и психологической установкой личности.
Л.Д. Столяренко определяла направленность как «важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения».
Д. Голланд выделил следующие типы социальной направленности личности:
реалистический тип - несоциальный, ориентирован на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами;
ителлектуальный тип - несоциален, аполитичен, рационален, независим, оригинален, преобладают теоретические ценности;
социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах;
конвенциональный тип - предпочитает строго структурированную деятельность, характер конкретный, практичный;
предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, любит переключения, признание;
артистический тип - опираясь на эмоции, воображение, интуицию, имеет сложный взгляд на жизнь, независим в решениях, оригинален.
Б. Басе выделил следующие типы направленности:
- направленность на себя (Я)
- направленность на общие (О)
- направленность на дело (Д).
Егорычева И.Д. отмечала, что направленность личности является одной из личностных характеристик, которые являются ведущими, определяющими формирование личности в юношеском возрасте в целом.
По мнению И.Д. Егорычевой в отечественной психологии существуют два основных подхода к классификации типов направленности: направленность рассматривается с позиции отношения субъекта к «миру вещей» через главные сферы предметной деятельности; а также в плане отношения субъекта к «миру людей» (коллективистическая, общественная, индивидуалистическая, эгоистическая, личная, а в отдельных исследованиях выделяют и другие типы направленности - групповая, аффективно-личностная, потребительская и др.), однако в значительной части работ эти подходы совмещаются.
И.Д. Егорычевой была предпринята попытка рассмотрения направленности только с точки зрения отношения личности к самой себе и другим. В соответствии с этим, направленность понимается как система доминирующих отношений личности, проявляющихся в двух позициях: отношение личности к себе и её отношение к обществу. При всей противоречивости отношения человека к самому себе (Я) и другим, обществу (О), И.Д. Егорычева выделяет следующие типы направленности:
гуманистическая направленность (Я+,О+) - положительное отношение человека к себе и другим, обществу;
социоцентрическая направленность (Я-,О+) - отрицательное отношение человека к себе при положительном к другим, обществу;
негативистическая направленность (0-,Я-) - отрицательное отношение человека к себе и другим, обществу;
эгоцентрическая направленность (Я+,О-) - положительное отношение человека к свое при отрицательном к другим, обществу.
С позиции личностного подхода В.Т. Кудрявцевым выделяется четыре стадии процесса профессионального самоопределения.
Первая стадия — возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда. Эта стадия соответствует старшему школьному возрасту.
Вторая стадия — профессиональное обучение как освоение выбранной специальности, осуществляемое в ПТУ, техникуме, вузе.
Третья стадия — профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индвидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.
Четвертая стадия - личность частично или полностью реализует себя в самостоятельном труде, что характеризуется как уровнем овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, так и уровнем сформированности определенного отношения к труду. На этой стадии выявляется выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связывались человеком с профессиональным трудом.
Обращаясь к поиску факторов, детерминирующих динамику формирования профессионала на всех стадиях, В.Т. Кудрявцев и А.В. Сухарев в своих исследованиях исходили из гипотезы о связи характерологических черт личности с профессиональным самоопределением. В частности, они рассмотрели влияние особенностей личности на стадиях формирования профессиональных намерений и профессионального обучения, а также выяснили связь черт личности с успешностью обучения в различных сферах профессиональной деятельности.
Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. П.А. Шавир всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения сводит к двум основным группам:
1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.
2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях. Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.
В профессиональном самоопределении личности ведущую роль играет самооценка - оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии. Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно, и рассматривать ее нужно в возрастном аспекте. Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в самооценке - залог успешного ее формирования при соответствующих условиях. У старшеклассников самооценка служит двум целям: самовоспитанию и прогнозированию будущей профессии. Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств. Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности. Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки: Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий. Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности. Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно.