Файл: Влияние личностных качеств на выбор профессии (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 3
- реалистический - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств;
- интеллектуальный - на умственный труд;
- социальный - на взаимодействие с социальной средой;
- конвенциональный - на четко структурированную деятельность; предприимчивый - на руководство людьми и бизнес;
- художественный - на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.
Приведенная методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (модификация А. А. Азбель, при участии А.Г. Грецова) позволила определить, к какому из этих типов принадлежит испытуемый (приложение 1). Давалась инструкция: предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. В таблице приведены группированные по парам специальности, из каждой пары надо выбрать одну, которую ты считаешь более подходящей для себя. Рядом с названием специальности стоит ее код – цифра от 1 до 6, это коды специальностей, их нужно выбирать.
Чтобы определить свой тип профессиональной ориентации, следует подсчитать количество (не сумму, а именно количество) выборов каждого из кодов: сколько раз выбраны профессии с кодом «1», сколько раз с кодом «2» и так далее по всем шести группам. Таким образом, мы понимаем, лучше всего будет соответствовать та характеристика, по которой набрано наибольшее количество баллов. Описания характеристик представителей различных типов профессиональной ориентации описаны следующим образом:
- Реалистичный тип.
Ты – практик, склонный заниматься конкретными делами. Предпочитаешь работу, дающую ощутимые результаты для себя и для других. Тебя не пугает физический труд. Тебя интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, сформированных двигательных умений и навыков. Ты хорошо умеешь подчиняться и исполнять инструкции. Твоя сильная сторона – практическая исполнительность.
- Интеллектуальный тип.
Ты, скорее, теоретик, чем практик. Тебе нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Ты предпочитаешь работу, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия; работу, требующую абстрактного мышления, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора. В подчинении работаешь хуже, чем самостоятельно. Твоя сильная сторона –способность проявлять творческий подход к решению различных проблем.
- Социальный тип.
Ты – «коммуникатор». Любишь работать с людьми и для людей, поэтому тебя, вероятно, заинтересует работа, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи, нуждающимся и т. п. Тебе интересна эмоционально насыщенная, живая работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться. Твоя сильная сторона – умение убеждать, объяснять, влиять на поведение людей.
- Конвенциональный тип.
Тебе нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютерных средств. Подходит работа спокойная, без особого риска, с четким кругом обязанностей. Она может быть связана с обработкой информации, с расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Тебе хотелось бы избежать частого общения, необходимости управлять другими людьми и отвечать за их действия. Твои сильные стороны – спокойствие, терпеливость, желание и способность к логической обработке информации и к глубокому изучению вопросов.
- Предприимчивый тип.
Ты – организатор, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Ты предпочитаешь работу, дающую относительную свободу, самостоятельность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рискованную, требующую инициативности, предприимчивости, воли, умения брать ответственность на себя. Твоя сильная сторона – лидерские качества, смелость и решительность в решении различных вопросов.
- Художественный тип.
Ты, вероятно, склонен быть «свободным художником». Тебе подходят виды деятельности, дающие возможность творческого самовыражения в ситуациях, где нет жесткого режима, формальностей. Тебе нравится работа, дающая простор фантазии, воображению, требующая развитого эстетического вкуса, творческих способностей (художественных, литературных, музыкальных). Твоя сильная сторона – оригинальность восприятия действительности, умение видеть жизнь не так, как все.
Вторая методика, которую мы применяли в исследовании, это методика Г.Айзенка, для определения типов темперамента юношей и девушек. Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997). Сами черты состоят из многочисленных привычных. реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций, к примеру, человек, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. В свою очередь мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями, такими как: склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности. На уровне черт общительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения (Морозов А.В., 2000). В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.
Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме. Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди, в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип личности».
Опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл. Г.Айзенк разработал два варианта данного опросника (А и В), что позволяет, например, проводить повторное исследование после тех или иных экспериментальных процедур, исключив возможность запоминания ранее данных ответов.
Содержание методики: испытуемому предлагается 57 высказываний, с которыми он может согласиться или не согласиться (см. Приложение 2). Для определения типа темперамента Г. Айзенк предложил использовать следующую систему координат:
Шкала «интроверованный – экстравертированный» показывает степень обращенности сознания и внимания человека на то, что происходит вокруг него. Шкала «стабильный - нестабильный» показывает степень устойчивости и адаптивности нервной системы человека к внешним факторам. В соответствии со степенью выраженности экстраверсии и невротизма определяется тип темперамента человека.
Тем самым, объединив эти две методики: профессионального самоопределения и типов темперамента, нам удастся изучить взаимосвязь влияния темперамента человека и его личностных качеств с его профессиональным самоопределением на тот момент времени, в котором он находится.
-
- Анализ результатов исследования влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
Влияние личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте исследовали с помощью 2 учеников 10 класса.
После проведения методики профессионального самоопределения Дж. Голланда (модификация А. А. Азбель, при участии А.Г. Грецова), направленной на соотнесение склонностей, способностей и интеллекта с различными профессиями для благополучного выбора профессии, мною были получены следующие результаты по выявлению профессиональной ориентации личности. Для наглядности представлю полученные данные ниже в табл. 1, школьник А это будет мой брат, школьник Б это его одноклассник.
Таблица 1.
Выраженность типов профессиональной ориентации учащихся
Результаты теста |
|
Школьник А |
Школьник Б |
Реалистический тип: 4 (26.67 %) Интеллектуальный тип: 8 (53.33 %) Социальный тип: 5 (33.33 %) Конвенциальный тип: 9 (64.29 %) Предприимчивый тип: 12 (85.71 %) Артистичный тип: 5 (38.46 %) |
Реалистический тип: 12 (80 %) Интеллектуальный тип: 11 (73.33 %) Социальный тип: 10 (66.67 %) Конвенциальный тип: 6 (42.86 %) Предприимчивый тип: 2 (14.29 %) Артистичный тип: 2 (15.38 %) |
Исходя из полученных данных, можно увидеть, что реалистичный тип профессиональной ориентации превалирует у школьника Б – это друг моего брата. О нем я могу сказать следующее: испытуемый является практиком, склонным заниматься конкретными делами, свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами, работа должна давать ощутимые результаты для себя и для других. Их не пугает физический труд, интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, сформированных двигательных умений и навыков. Хорошо умеют подчиняться и исполнять инструкции. Сильная сторона – практическая исполнительность.
Профессии – механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.
Второй тип личности предприимчивый, составил 85.71 % у школьника А. Это говорит о том, что, этот человек способен выбирать цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли, в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив. Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель и др.
Итого, мы получаем два абсолютно разных типа личности, где один мечтает быть управленцем, а другой скорее подчинённым. В ходе проведения данного теста, бы проведен и устный опрос, что лишний раз подтверждает характеристику данных юношей, их желания и место которое они могут занять в социальной иерархической структуре, ссылаясь просто на данный тест. Но на этом исследование не окончено, и мы идем дальше. Для проведения теста Айзенка, мною был использован сайт[19] На данном сайте я нашла юношеский вариант опросника, предназначенный для детей и подростков 10-15 лет. Этот вариант мне очень подошел, т.к. школьнику Б 15 лет а школьнику А только исполнилось 16.
Первым для исследования был взят школьник А. Мы помним, что его характеристика по методике профессионального самоопределения «реалистичный тип» и ему очень хорошо пошла бы работа директором, журналистом, администратором и т.д. И как не странно, следующий тест подтверждает его сильный тип личности.
По определению темперамента Айзенка школьник А является сангвиником см. (рис 2)
Рисунок 2. Характеристика школьника А.
Используя данные обследования по шкалам экстраверсии-интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).
На графике 3 можно увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкалами опросника. Так же приведена краткая характеристика каждого типа темперамента.
График 3. Шкалы экстраверсии-интроверсии и нейротизма школьника А.
Экстраверсия и интроверсия - характеризуя типичного экстраверта, можно отметить его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Интровертность - набор прямо противоположных качеств личности. Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Человек, которому присуща личностная интровертированность, контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм храктеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.