Файл: Влияние личностных качеств на выбор профессии (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шкала искренности. Высокие значения по этой шкале говорят о неискренности в ответах. Также это может свидетельствовать о некоторой демонстративности поведения, стремлении казаться лучше в глазах окружающих людей, высказывать только социально одобряемое мнение.

Проводя типологию личности как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко. «Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство. Тем самым, на примере школьника А, мы видим как тесно взаимосвязаны личностные характеристики и как они влияют на профессиональное самоопределение.

Удостоверимся в правдивости нашего решения посредством анализа теста по школьнику Б. На графике 4 мы видим, как соотносятся типы темперамента со шкалами опросника. Характеристика данного типа темперамента будет приведена ниже.

График 4. Шкалы экстраверсии-интроверсии и нейротизма школьника Б.

Данный школьник типичный интроверт – он спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Человек, которому присуща личностная интровертированность, контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Нейротизм на средних позициях, говорит о стабильной эмоциональной устойчивости. Испытуемый хорошо реагирует на стрессовые ситуации, в случае ее возникновения, оппонент не покажет негативного настроя, возможно сдержит в себе эмоции. И важный аспект! Наш испытуемый меланхолик см. рисунок 5.

Рисунок 5. Характеристика школьника Б.


Что говорит о его реакции часто не соответствующей силе раздражителя. В нем присутствует глубина и устойчивость чувств, при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Следовательно, факт того, что по второму тесту школьник Б является меланхоликом и строки «может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами», лишний раз подтверждают, прямое влияние личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте, т.к. сделанный нами ранее тест Дж. Голланда на профессиональное самоопределение указывает на реалистичный тип профессиональной ориентации.

Вывод по второй главе

По результатам проведенного мною исследования можно сделать следующие выводы:

- по результатам первого этапа исследования у испытуемых выявлены явные склонности и способности интеллекта к тем видам профессии, которые показала методика профессионального самоопределения Дж. Голланда. Их типы личности оказались кардинально разными, что дало нам возможность до конца изучить влияние личностных характеристик человека на профессиональное самоопределение.

- по результатам второго этапа исследования: у испытуемых выявлены такие темпераменты как сангвиник и меланхолик.

У испытуемого А, по профессиональному самоопределению тип личности «предприимчивый» предрасположенность к профессиям типа «директор, журналист, администратор, предприниматель и др.», выявлен темперамент сангвиник, у которого личностные характеристики очень подходят к тому профессиональному самоопределению что указано выше.

И точно такая же ситуация со вторым испытуемым «Школьник Б». Являясь меланхоликом и имея такие личностные характеристики как: «глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами», по профессиональному самоопределению относится к Реалистическому типу, которому идеально подходят профессии: механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.


Все это доказывает прямую взаимосвязь и факт того что личностные качества влияют на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как я и говорила в самом начале своей курсовой работы, проблема профессионального самоопределения в современном мире стоит острым вопросом. Анализ проф. пригодности мало кто проводит для подростков так, что бы рекомендации данные юноше соблюдались.

В большинстве своем, это проведенное анкетирование, про которое подросток на следующий же день забывает, а родитель даже и не помнил, что проходил его ребенок.

Профессиональное самоопределение во многом зависит от внешних условий развития личности в юношеском возрасте. Кроме того, выбор профессии в юношеском возрасте в значительной мере определяется личностными качествами и проявлениями, которые определяют не только мотивационную сторону профессионального самоопределения, но и способы и средства овладения той или иной профессией и дальнейшую деятельность в ней.

Процесс профессионального самоопределения представляет собой существенный фактор становления личности в юношеском возрасте, поскольку затрагивает развитие интеллекта и познавательных функций, способствует становлению самосознания личности, формированию адекватной самооценки. Исходя из этого, можно сказать, что воздействие профессионального самоопределения на личность в юношеском возрасте имеет комплексный характер.

Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте тесно связано с моральным самоопределением и находится под влиянием социальной среды, окружающей молодого человека. Помимо этого профессиональный выбор в юношеском возрасте происходит в условиях недостаточной информированности о круге выбираемых профессий и базируется, в основном, на знании своих индивидуально-психологических особенностей.

Результатом профессионального самоопределения для самого молодого человека является относительно определённый, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план, как минимум, ближайших шагов на профессиональном пути. Профессиональное самоопределение постоянно подвержено влиянию разнообразных внешних и внутренних факторов. Регулирование со стороны ряда факторов может быть успешным, если развитие профессионального самоопределения осуществляется и фиксируется в деятельности, специально задаваемой обществом через системы профориентации. В такой деятельности молодой человек не просто испытывает определенное воздействие на себя общества, а развивается как личность, у него формируются профессионально важные качества.


В моей работе рассмотрены: подходы авторов к понятиям «самоопределение» и «профессиональное самоопределение», основные характеристики юношеского возраста, как периода, в течение которого происходит становление «Я», обретение новой социальной позиции.

Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте - это готовность к выбору профессии, обдумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. На профессиональное самоопределение в юношеском возрасте оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы к которым относятся личностные качества.

По результатам проведенного мною исследования я выявила четко прослеживающуюся взаимосвязь влияния темперамента и личностных характеристик на выбор профессии у юноши. Данное исследование показало мне, какие профессии могут выбрать эти два школьника, которых я буду видеть на протяжении всего периода их взросления, тем самым, я смогу сделать вывод по прошествии многих лет, на сколько данное исследование было верно. Что может повлиять, допустим, если они выберут другой вид деятельности, отличный от того, который я могла бы им посоветовать сейчас.

Это очень увлекательное исследование, которое может повлиять на судьбы школьников и их дальнейшие жизни.

Я считаю, что цели и задачи исследования выполнены мною полностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Барчук, О. Выбор профиля: детско-родительская профориентационная игра для девятиклассников / Ольга Барчук // Школьный психолог. - 2011. -№4. - С. 8-9.

Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие/ В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ., 2006. - 284 с.

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 411 с.
  2. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. — М.: Педагогика, 1998.- 543с.
  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. — М.: «Контур», 2000. — 159 с.
  4. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. Учеб. Пособие для пед. ин-тов. - М., 1976. - 175 с.
  5. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений: Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, — 2003.- 688с.
  6. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: Учебное пособие / Л.Г. Почебут. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000.-320с.
  7. Резапкина Г.В. «Психология и выбор профессии», Москва:, Генезис, 2005 – 208с.
  8. Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии». – Москва.: Генезис, 2005 – 140с.
  9. Самоукина Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии. - М., 1989, с. 69-77
  10. Социальная работа: Словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко.— М.: «Контур», 1998. – 480 с.
  11. Спасскова Н.В. Социально-психологический тренинг как форма моделирования и развития личности в целях активизации профессионального и личностного самоопределения // Психологический вестник Урал. Гос. Ун-та. Вып. 5. - Екатеринбург: изд-во Урал. Ун-та, 2005, с. 74-87.
  12. Талызина Н.Ф., Практикум по педагогической психологии, М.: «Академия», 2002. – 321 с.
  13. Твоя профессиональная карьера: Учебник /Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. - М., 2000.-83 с.
  14. Толочек, В.А. Современная психология труда: Учеб. пособие/ В.А. Толочек. - СПб.: Питер, 2005.- 96 с.
  15. Титова И.П. К вопросу о классификации профессий // Вопросы теории и практики профориентации. - М., 1972, с.77-83
  16. Филлимонова О. «Как научиться выбирать профессию», Москва.: Чистые пруды, 2008 – 32с.
  17. https://psytests.org/eysenck/epiA.html - Психологические тесты онлайн

Приложение 1

Методика определения профессионально ориентированного типа личности (Дж. Голланда)

Назначение: определение профессиональной направленности личности. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентаций – Дж. Холланд выделил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду.

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных попарно вариантов профессий (специальностей) выберите ту, которой Вы отдаете предпочтение. В бланке ответов найдите выбранный вариант ответа и отметьте его. Если Вы плохо представляете себе, чем занимаются специалисты названных профессий, обратитесь за помощью к психологу (профконсультанту, учителю). Ответы необходимо дать на все высказывания. Время диагностики не ограничено» .

А)- Инженер Б )-Социолог

А)-Кондитер Б)-Священнослужитель

А)- Повар Б)-Статистик

А)- Фотограф Б)Торговый администратор

А)- Механик Б)- Дизайнер

А)-Философ Б)-Врач

А)-Эколог Б)- Бухгалтер

А)-Программист Б)-Адвокат

А)- Кинолог Б)- Литературный переводчик

А)-Страховой агент Б)- Архивист

А)-Тренер Б)-Телерепортер

А)-Следователь Б)-Искусствовед

А)-Нотариус Б)-Брокер

А)-Оператор ЭВМ Б)-Манекенщица

А)-Фотокорреспондент Б)-Реставратор

А)-Озеленитель Б)-Биолог-исследователь

А)- Водитель Б)- Бортпроводник

А)-Метролог Б)-Картограф

А)-Радиомонтажник Б)-Художник по дереву

А)-Геолог Б)-Дипломат

А)- Журналист Б)- Режиссер

А)-Библиограф Б)-Аудитор

А)-Фармацевт Б)-Юрисконсульт

А)-Генетик Б)-Архитектор

А)- Продавец Б)- Оператор почтовой связи

А)-Социальный работник Б)-Предприниматель

А)-Преподаватель вуза Б) Музыкант-исполнитель

А)-Экономист Б)-Менеджер

А)- Корректор Б)- Дирижер

А)-Инспектор таможни Б)-Художник-модельер

А)-Телефонист Б)-Орнитолог

А)-Агроном Д)-Топограф

А)- Лесник Б)- Директор

А)-Мастер по пошиву одежды Б_-Хореограф

А)-Историк Б)-Инспектор ГАИ

А)-Антрополог Б) Экскурсовод

А)- Вирусолог Б)- Актер

А)- Официант Б)- Товаровед

А)- Главный бухгалтер Б)- Инспектор уголовного розыска

А)-Парикмахер-модельер Б)-Психолог

А)- Пчеловод Б)- Коммерсант

А)- Судья Б)- Стенографист