Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Что такое авторитет?).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
При формальном авторитете степень влияния руководителя на подчиненных может быть незначительной в силу действия ряда факторов, а, именно:
- неспособность влиять на подчиненных, недостаточное умение обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решение;
- отсутствие навыков руководства, практических способностей добиваться результата от работы подчиненных;
- недостаточное понимание особенностей управленческого труда, мотивации работников, негуманные и неуместные представления о роли руководителя.
- неумение обучать подчиненных, отсутствие желания помогать другим, развивать и расширять свои возможности;
- низкая способность формировать эффективный персонал, неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп в подразделении;
- недостаток навыков решать проблемы, отсутствие стратегии, необходимой для принятия решения;
- недостаток творческого подхода, отсутствие способности генерировать достаточно новые идеи и неумение их использовать;
- отсутствие ясности в вопросах о целях своей личной и деловой жизни;
- неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, неумение справляться со стрессами.
Приобретенный или заслуженный авторитет основывается на поведении руководителя. В частности:
- демонстрация личного примера по соблюдению действующих на предприятии правил и указаний;
- болеет за свое предприятие и связывает себя с его целями и контролирует их выполнение;
- забота о своих подчиненных и условиях их работы;
- правильно использует данные ему полномочия;
- берет ответственность на себя за принимаемые решения[6].
6. Поддерживает и совершенствует уровень профессиональных знаний у себя и у подчиненных.
Неразрывное единство формального и приобретенного авторитета - залог успеха руководителя.
Укрепляя авторитет менеджеру необходимо следить за тем, чтобы он не сковывал инициативу подчинённых. Искусственные приёмы формирования авторитета не приводят к успеху; в результате появляется мнимый или, ложный, авторитет: псевдоавторитет:
- авторитет расстояния – руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он «дальше» от подчиненных и держится с ними официально;
- авторитет доброты – «всегда быть добрым» - таков девиз данного руководителя. Такая доброта снижает требовательность. Бывает добрый руководитель оказывает подчиненному «медвежью» услугу;
- авторитет педантизма – в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненным, тем самым сковывая их творчество и инициативу;
- авторитет чванства – руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;
- авторитет подавления – менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепляют его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность.
- В менеджменте самого по себе понятия авторитета нет, оно является только лишь одним из составляющих понятия лидерства. Как ни странно, но авторитет и лидер очень смежные понятия. Лидер является авторитетом, человек-авторитет – лидером.
В менеджменте авторитет имеет разные происхождения, то есть виды:
1) Харизматический авторитет;
2) Традиционный авторитет;
3) Авторитет роли или положения;
4) Юридический (правовой) авторитет;
5) Авторитет квалификации;
Рассмотрим, что представляет из себя каждый из видов.
1. Харизматический авторитет.
Основан на сильных личностных качествах, человек в этом случае обладает харизматическим характером, что несомненно производит положительное впечатление на других людей. О таких говорят, что он «врождённый лидер». Многие, по некоторым предположениям, харизматические лидеры обладают притягательностью и доминантным характером в основном потому, что у них есть четкое представление цели, которую они стараются достичь.
2. Традиционный авторитет.
Основан на традициях, почитании обычаев, правил и определенных образцов поведения. Порой традиционный авторитет мешает развитию и преобразованиям. Хотя, в отдельных случаях традиции могут стать фундаментом для развития организационной культуры и создания имиджа фирмы[7].
3. Авторитет роли, или как его ещё называют, авторитет положения.
Основан на влиянии благодаря положению человека. Например, в хорошо отлаженном бизнесе человека назначают на руководящую должность за его достоинства, давая ему возможность реализации себя как лидера в коллективе.
4. Юридический (правовой) авторитет.
Как и авторитет положения, юридический авторитет основан на влиянии, благодаря занимаемой руководящей должности. Так как менеджер обычно управляет бизнесом, находящимся во владении других людей, то его правовой авторитет будет зависеть формально от должностных связей, а неформально - от отношений с владельцами.
5. Авторитет квалификации.
Основан на личных умениях, практике или познании обладателя. Безусловно, он обладает своими качествами, но не в меру возложенные на него ожидания могут не оправдаться и навредить качественному управлению и при условии успешного расширения бизнеса обязательно преобразовать авторитет квалификации, опирающийся на знании техники в авторитет, основанный на знании управленческих функций.
Таким образом, рассмотрев понятие авторитета, его виды и качества авторитетного руководителя, я могу сделать вывод, что авторитет является главной составной частью лидерства. Руководитель может не иметь авторитета, но лидер, утративший авторитет, перестает быть лидером. Авторитет, в общем и целом, является фундаментальным компонентом эффективного руководства и успешной организации[8].
2. Понятие авторитета в системе менеджмента
2.1 Что такое лидерство?
Одной из важных проблем современного менеджмента является проблема лидерства. Каждый менеджер прекрасно понимает, что помимо полномочий для успешного управления необходимы авторитет и уважение, которые помогают решать проблемы, искусство деловых коммуникаций, взаимоотношений с подчиненными, понимания ими намерений и позиций менеджера. Все это соединяется в проблеме лидерства, которая волнует многих исследователей управления. Проблема лидерства и на Западе и у нас приобретает приоритетное значение в изучении и освоении менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением управления и усилением его зависимости от факторов и ценностей человеческих отношений[9].
Лидерство – это условия формирования, проявления и существования авторитета менеджера, признания его заслуг, квалификации, опыта, благоприятных человеческих качеств.
Лидерство – это добровольное подчинение человеку, пользующемуся уважением и авторитетом, признание его квалификации и опыта независимо от, его полномочий, лидерство – это особый тип отношения к человеку, основанный на признании его способностей к управлению, тех человеческих качеств, которые необходимы менеджеру. Это признание строится, как правило, независимо от того, имеет, или не имеет этот человек полномочия на управления[10].
Лидером может быть каждый, которого признает коллектив в качестве такового.
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека.
Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл). Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (Фридлер).
Лучший вариант лидерства заключается в совпадении менеджера и лидера в одном лице. Но это встречается не очень часто. Бывают случаи, когда формальные полномочия и необходимость их реализации в полном объеме мешают менеджеру стать лидером. Действует фактор формальной ответственности, исполнительства решений более высокого уровня управления. Тогда в коллективе возникает неформальный лидер. В этих условиях может быть два варианта взаимоотношений формального и неформального лидера: либо противоборств и противостояние их, либо установление дружеских взаимоотношений, направленных на достижение общей цели управления. Конечно, второй вариант наиболее приемлем, но его возникновение зависит от искусства управления, от менеджера и самого неформального лидера[11].
Если начнут действовать амбиции, скрытые личные интересы, у менеджера самолюбие и амбиции, а у неформального лидера стремление к формальному закреплению своего лидерства, стремление к полноте власти, тогда возникает, как правило, тяжелый конфликт, в который оказываются втянутыми все сотрудники и который снижает эффективность управления или даже вообще разрушает систему управления.
Лидерство – это ведущее положение отдельной личности либо социальной группы, класса, партии, способность индивида для достижения неких целей воздействовать или влиять на других людей.
Первое отличие в происхождении. Лидерство возникает естественным образом, является результатом внутригрупповых процессов в малой группе, определяющих ее структурирование.
Второе отличие касается способов осуществления лидерских и руководящих функций. Лидерские функции чаще всего носят неформальный характер. Они нигде не прописаны, распоряжения лидера никем не оформляются письменно в приказы. Менеджер же обязан оформлять свои распоряжения, поскольку он подотчетен руководителю. Влияние руководителя велико. Он может отдавать как устные, так и письменные распоряжения.
Третье отличие связано со сферами влияния лидера, менеджера и руководителя. Если человек не считает себя членом какой-либо малой группы, то влияние ее лидера на него не распространяется. Подчиненный же может внутренне не считать себя лояльным по отношению к данному подразделению, но это нисколько не снимает с него обязанности выполнять распоряжения менеджера.
Для того чтобы стать лидером, помимо таланта, необходимо иметь упорство, трудолюбие.
Следует уделять много времени своему развитию, как профессиональному, так и личностному.
Конечно, лидерство – это талант, но без развития он угасает, как и все другие способности.
Специалисты по менеджменту выделяют две группы лидеров: «игроки» и «открытые». Привлекательность первых основывается только на производимом ими внешнем впечатлении, за которым ничего не стоит.
«Игроки» используют свою способность разбираться в людях и управлять окружающими исключительно в собственных целях. За их внешним благородством кроется холодный расчет в личных интересах.
«Игроки» – это карьеристы, которые ни перед чем не остановятся, чтобы добиться высокого положения.
«Открытые» лидеры живут интересами коллектива, общей идеей. В своей работе такие лидеры руководствуются обстоятельствами, в остальном они являются полной противоположностью «игрокам».
Эти люди и есть настоящие лидеры, взаимоотношения которых с людьми, в том числе и их последователями, складываются на основе искренних отношений.
В прошлой главе я разобрала понятие авторитета. Мною было выяснено, что авторитет является неделимым понятия лидерства.
Тема лидерства является главным вопросом в управлении организацией и каждый руководитель им задаётся. Вообще, вопрос лидерства тянется уже очень давно, ещё с древних времен. Однако, полное целенаправленное изучение этого предмета началось со времен Фредерика Тейлора, то есть в начале XX века. К сожалению, учёные так и не достигли согласия в том, что это такое и как следует его изучать. Всё же, я бы хотела разобрать существующее сформированное на настоящий момент понятие лидерства.
Что же такое лидерство?
Лидерство - это вид управленческого взаимодействия, основанный на наибольшей степени эффективном, для данной ситуации, сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Иными словами, лидерство является процессом влияния на людей, созданным системой неформальных взаимоотношений.
Процесс влияния на людей с положения занимаемой в организации должности, называется формальным лидерством. Но, естественно, руководитель в своём влиянии на подчинённых не может опираться только на занимаемую должность. Особенно очевидно это становится на примере, когда обнаруживается, что один из помощников руководителя, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении и решении проблем организации. Он имеет больше уважения и доверия у сотрудников, нежели сам руководитель. Быть руководителем ещё не означает, что этот человек точно лидер. Лидерству как раз таки свойственна неформальная основа.
Неформальным лидерством принято считать использование личностных качеств в основе власти над подчинёнными[12].
2.2 Типы лидеров
По спектру действий менеджмент понятие более широкое, чем лидерство. Менеджмент затрагивает как поведенческие, так и процессуальные аспекты. Лидерство в основном сконцентрировано на поведенческих аспектах. Менеджер (управляющий) планирует, ставит подчинённым задачи, контролирует их исполнение, измеряет производительность, поощряет и наказывает в рамках своих полномочий. Лидер не просто заставляет что-то делать других, а действует так, чтобы люди захотели это сделать. Лидер-человек, чьё право на принятие решений и управление признано группой.