Файл: Корпоративная культура в организации (НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в оценке влияния корпоративной культуры на эффективную деятельность любой организации, повышения мотивации к работе, лояльности персонала. Существует потребность руководителей предприятий в четком определении важности корпоративной культуры, а также в практической значимости её совершенствования, диагностики и оценки.
В настоящее время наблюдается повышенная заинтересованность к понятию «корпоративная культура». Это объясняется её прямым воздействием на все производственные показатели компании, оказывая содействие и неоспоримую помощь в определении и решении круга проблем, которые регулярно возникают в организациях. Умелое управление корпоративной культурой способно стать серьезным конкурентоспособным преимуществом предприятия, повлиять на эффективность функционирования организации в целом.
В наше время имидж и репутация подавляющего большинства компаний стали приобретать особенную важность в общей системе эффективности деятельности компаний. В условиях экономического кризиса и нестабильного положения экономики в стране весомое значение приобретает сплочение коллектива. Следовательно, современные компании нуждаются в создании новых методов управления и изменения характера отношений с внутренней и внешней средой.
Объектом исследования является туристское предприятие АО «ЭГО».
Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе создания и поддержания корпоративной культуры АО «ЭГО».
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры АО «ЭГО».
Исходя из цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть научно-теоретические аспекты формирования корпоративной культуры;
- дать общую характеристику деятельности АО «ЭГО»;
- оценить деятельность по формированию и поддержанию корпоративной культуры АО «ЭГО»;
- разработать алгоритм действий по формированию и поддержанию корпоративной культуры АО «ЭГО»;
- разработать организационный план реализации комплекса мероприятий по формированию и поддержанию корпоративной культуры АО «ЭГО»;
- оценить социальную и экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Гипотеза исследования - совершенствование корпоративной культуры будет способствовать росту выручки за счет роста заинтересованности работников предприятия в результатах труда, а также повышению производительности труда работников туристского предприятия.
Корпоративная культура была описана в трудах западных ученых, которые первыми определили взаимное влияние составляющих культуры предприятия на его благополучное развитие. Среди западных исследователей, разработавших теоретические и методические основы развития корпоративной культуры можно отметить труды Д. Эллрилжа и А. Кромби, Р. Килманна, Г. Ховстеде, Э. Шейна и других. Среди отечественных авторов, изучавших корпоративную культуру, следует выделить работы В.А. Спивака, Н. А. Зайцевой, О.С. Виханского, А.И. Наумова, Р.Л. Кричевского, Ю.Г. Одегова, Т.О. Соломанидиной и других.
Для обработки аналитической информации применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез, метод системного анализа и комплексного подхода, обобщение и конкретизация положений и выводов ученых, результатов научных исследований по менеджменту и управлению персоналом.
Теоретическая значимость состоит в обобщении научно-теоретических подходов к изучению сущности корпоративной культуры на предприятиях индустрии гостеприимства и туризма
Практическая значимость состоит в том, что разработанные мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры рекомендованы к внедрению в деятельность АО «ЭГО».
Структура курсовой квалификационной работы сложилась исходя из поставленной цели и задач. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, содержащий 44 источника, 3 приложений.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Научные подходы к определению сущности понятия «корпоративная культура» предприятия
Необходимость научно-теоретического исследования вопросов, связанных с корпоративной культурой предприятия обоснована тем, что корпоративная культура считается одним из методов воздействия на сотрудников с целью создания той модели поведения, которая будет соответствовать принципам и нормам организации, а также разделять традиции, обычаи и ценности. Правильное использование и постоянное развитие корпоративной культуры может оказывать весьма серьёзное влияние на повышение производительности труда, мотивацию, социально-психологический климат, сплочённость коллектива, удовлетворённость работой, и, следовательно, на улучшение всех экономических и финансовых показателей предприятия
Слово «культура» появилось ещё в древние времена и с развитием цивилизации его значение свелось к понятию – обучение, воспитание. С течением времени его смысл стал приобретать более широкое понимание, а именно: влияние человека на всё то, что его окружает и его внутренний мир. В современном мире термин «культура» подразумевает совокупность множества значений в главных аспектах трудовой деятельности и жизни человека [7, с. 55].
Далее рассмотрим основные научно-теоретические подходы к исследованию понятия «корпоративная культура» в таблице 1.1.
Исходя из этого, можно судить о том, что исследователи в своих работах основываются на схожести своих формулировок. Разница состоит только в важности составляющих и их совокупности. Для понимания всей сути корпоративной культуры необходимо рассматривать её на всех трёх уровнях. Лишь полностью исследовав глубинный уровень, который лежит в основе деятельности любой организации, можно познать смысл поверхностного и подповерхностного уровня [13, с. 25].
Таблица 1.1.
Подходы к определению корпоративной культуры разных авторов
Определение корпоративной культуры |
Автор |
Набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения |
В.К. Потёмкин, Н.Н. Покровская |
Система материальных и духовных ценностей, проявлений, представлений, присущих данной организации, взаимодействующих между собой, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды |
Потемкин, Н.Н. Покровская, В.А. Спивак |
Выделение структуры корпоративной культуры по трём уровням: поверхностный, средний (подповерхностный) и глубинный |
Шейн Э. |
В рамках данного исследования будет использоваться следующее определение: «Корпоративная культура - это совокупность правил, норм, процедур, предписаний самой деятельности, правил поведения, которая основана на существующей системе ценностей, традиций, принятая в организации, включая персонал и его руководство».
Главное предназначение корпоративной культуры в том, чтобы согласовать интересы всех категорий персонала фирмы, достижение общего взаимопонимания и компромисса в определении экономической стратегии организации, а также решения текущих производственных и организационных вопросов. Корпоративная культура должна, в том числе помогать и вырабатывать определённую линию поведения во внешней среде.
Далее рассмотрим основные научно-теоретические подходы к исследованию понятия «индустрия гостеприимства и туризма». Различные авторы выделяют различные сущностные характеристики индустрии гостеприимства.
Современная индустрия гостеприимства охватывает предприятия гостиничного хозяйства, а также индустрию туризма, включая предприятия и организации различных видов деятельности в сфере транспортного обслуживания, общественного питания, культурного сектора, бытового облуживания, торгового обслуживания, а также предприятия сферы индустрии развлечений, досуга и спорта [4, с. 64]. Различные определения индустрии гостеприимства представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Подходы к определению понятия «индустрия гостеприимства» разных авторов
Определение понятия «индустрия гостеприимства» |
Автор |
Уточнение индустрии гостеприимства как «заботливого облуживания гостей». Данный подход строится практически на буквальном воспроизведении значения термина «гостеприимство» (от англ. – hospitality) что означает «универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязанность радушия и заботы о госте», которое в свою очередь происходит от старофранцузского «хоспис» (hospice), то есть «места, в котором путники могут получить кров и еду». |
Браймер Р. [7, 14] |
Индустрия гостеприимства определяется как самостоятельный сектор экономики (или отдельная экономическая система). |
Лунева Е.В. [24,8] |
Гостеприимство – обслуживание, опирающееся на принципы гостеприимства, характеризующееся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям. |
Уэбстер Н. [54] |
Индустрия гостеприимства как особая сфера предпринимательской деятельности, отличается интегрированным характером экономических отношений взаимодействия и взаимной зависимостью субъектов производственных и непроизводственных отраслей, предоставляющих универсальный продукт |
Романова М.М. [34, 38] |
Как видно из таблицы 1.2, различные авторы выделяют различные сущностные характеристики индустрии гостеприимства.
Как видно из табл. 1.2 содержательные характеристики индустрии гостеприимства остаются темой научных дискуссий. Кроме того, остается неоднозначным вопрос о соотношении понятий «индустрия гостеприимства» и «индустрия туризма». Даже чаще употребляется «индустрия туризма», чем «индустрия гостеприимства». Для российских исследователей характерен подход, в рамках которого индустрии гостеприимства входит в индустрию туризма являясь ее составной частью, в определенной степени это связано с правовыми рамками закрепления понятия «индустрия туризма», содержащегося в Федеральном законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Для зарубежных исследователей принята более широкая трактовка индустрии гостеприимства, данная сфера экономики понимается шире чем сфера туризма, поэтому в «индустрии гостеприимства объединяются все родственные отрасли экономики, связанные с обслуживанием людей через специализированные предприятия, причем принцип гостеприимства объединяет все эти сферы в единое целое, являясь их общим детерминантом. Кроме того, услугами гостеприимства пользуются не только туристы, но и другие категории путешественников, которые, согласно статистике Всемирной Туристской Организации (ЮНВТО), объединены в понятие «посетителей» (visitors).
В настоящее время существует множество различных подходов к изучению элементов корпоративной культуры, которые помогают более подробно охарактеризовать определенную культуру. Представим некоторые классификации.
А.Ф. Харрис, Р. Моран выделяют следующие характеристики [8, с. 166]:
- осознание себя, своей роли в организации (имеет ценность сотрудничество или индивидуализм, открытое выражение эмоций или сокрытие своих чувств);
- язык общения, коммуникационная система (устная коммуникация, невербальная, письменная, жесты, жаргоны);
- представление себя в организации, внешний вид, стиль одежды (использование косметики, причёсок, наличие униформы, аккуратность);
- что едят и как едят (традиции, привычки людей в сфере питания);
- осознание времени, отношение ко времени и использование его (например, соблюдение распорядка рабочего дня и использование соответствующих поощрений за это);
- взаимоотношения между сотрудниками (по половому признаку и возрасту, лидерству и власти, знаниям и соответствующему опыту, религиозным верованиям);
- ценности (значимость определенных вещей для человека, которые для него особо важны, на что он ориентируется в работе);
- вера во что-то, отношение и расположение к вере (вера в руководителя, в свой опыт и знания, во взаимную помощь, равенство и справедливость);
- развитие работника и его обучение (признание интеллекта над физической силой или наоборот);
- мотивирование, трудовая этика (разделение труда, степень ответственности работника, коллективная или индивидуальная деятельность, качество выполняемой работы, её оценка и поощрение за это).
Проведённые исследования А.Ф. Харриса и Р. Морана существенно расширили структуру корпоративной культуры, так как кроме нематериальных факторов они включили материальные характеристики корпоративной культуры (внешний облик, одежда, организация питания).