Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Что такое авторитет?).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные отличия руководителя – лидера от руководителя – администратора (управляющего):

Менеджеры

  • Ставят цели и задачи;
  • Организуют и контролируют работу персонала;
  • Влияют на людей с позиции занимаемой должности;
  • Избегают рисков, стремятся к предсказуемости, действуют в заданных рамках;
  • Действуют по правилам.

Лидеры

  • Формируют видение, задают направление;
  • Вдохновляют команду на выполнение задач и сверхзадач, заряжают энергией;
  • Влияют на людей с позиции личности и харизмы;
  • Изменяют действительность, бросают вызов, разрушают стереотипы;
  • Действуют правильно.

Бизнесу нужны и руководители-лидеры и руководители-администраторы. На разных этапах развития компании преобладает потребность либо в тех, либо в других управленцах.

Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.

В прошлом быть лидером означало быть впереди. Занимать первое место по продажам. Занимать самую высокую должность, набрать наибольшее количество голосов. Но со временем понятие лидерства меняется. Мы живем в новом мире и должны рассматривать лидерство под новым углом зрения.

Чтобы руководить успешным бизнесом, сегодня требуются совсем иные качества, нежели полвека назад. Твердая рука, жесткая бизнес-модель остались в прошлом[13].

Новые задачи в экономике и политике, считавшиеся приоритетными на рубеже веков, на основе только традиционной модели лидерства реализованы быть не могут. В период глобализации нужны новые подходы, включающие не только стратегии эффективной деятельности организации, но и стратегии, развивающие творческие, рискованные подходы к деятельности организации в качестве нового ресурса для ее развития.

Важнейшая составляющая предпринимательства - умение быть лидером. Но опыт прошлого тут не поможет, потому что мир бизнеса постоянно меняется. Если сегодня руководитель начнет как "большой босс" 50-х кричать на подчиненных (считалось, что часто менять работу - плохо для карьеры), вряд ли он завоюет их симпатии. А панибратство в стиле 90-х не способствует быстрому достижению результатов, что при нынешней конкуренции приведет к отставанию от соперников.

Способность работать эффективно и внедрять инновации, быть для сотрудников образцом для подражания - это всегда ценно. Но одного этого недостаточно, и сегодня формируется новый тип лидера. Он решителен, проницателен и постоянно работает над тем, чтобы в компании появлялись все новые и новые идеи. Он впитывает информацию из всех возможных источников и видит новые бизнес-возможности раньше остальных. Он стремится, во что бы то ни стало достичь поставленных целей и готов к борьбе с конкурентами, с собственными недостатками и организационными недочетами в компании.


Рынок меняется практически ежедневно, так что главы компаний должны быть готовы быстро осваивать все новое и перестраиваться. Перемены - это норма сегодняшнего дня. Самое трудное - понять, что для этого нужно изменить в самой фирме, ничего не испортив.

Прежде чем браться за решение проблем компании, лидерам нужно присмотреться к самим себе. Поняв себя, лидер будет готов руководить командой и всей фирмой. Осознав свои сильные стороны, он сможет нанять на работу тех, чьи достоинства дополнят его.

Лидер должен научиться делать так, чтобы сотрудников на работе все устраивало - иначе он их лишится. Нередко преимущество в этом вопросе на стороне женщин-лидеров, поскольку они в целом больше внимания уделяют выстраиванию отношений с персоналом, нежели мужчины- лидеры.

А еще современный лидер должен помогать, сотрудникам, переживать изменения в бизнесе.

Идеальный для XXI века стиль менеджмента - сплав сильных сторон мужчин и женщин. Лидеру нужны и интуиция, и сосредоточенность на достижении финансовых показателей, умение строить отношения с людьми и аналитические способности.

Проблемы, встающие перед современным бизнесом, невозможно решить, если руководители будут вариться в собственном соку. Поэтому необходимо внедрить практику обмена идеями.

Современные лидеры должны жить в гуще трудящихся, знать их жизнь вдоль и поперек, уметь безошибочно определять по любому поводу и в любой момент их настроения, их реальные потребности, стремления, мысли, степень сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков, уметь завоевать себе безграничное доверие тысяч людей товарищеским отношением к ним, заботливым удовлетворением их интересов.

Экономический спад – сокращение продаж, рост безработицы, тревожные настроения среди сотрудников – это чума, поразившая бизнес по всему миру. От него пострадало немало индустрий, поэтому нужно искать новых лидеров, способных найти нужное решение.

Каждый неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое выражается в различной форме[14].

Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.

1. Вожак – самый авторитетный член группы, обладает даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словами, жестами и даже просто взглядами. Например, греки во времена Гомера считали, что вожак должен обладать такими качествами, как мудрость, справедливость, хитрость и энергичность.

На протяжении ХХ в. были проведены многочисленные исследования личностных характеристик преуспевающих руководителей. Так, американский исследователь Р. Стогдилл предложил нижеуказанные качества руководителя-вожака:


1) физические качества – активный, энергичный, здоровый, сильный;

2) личностные качества – уверенность в себе, приспособляемость, авторитетность, стремление к успеху;

3) интеллектуальные качества – ум, интуиция, творческое начало, умение принять нужное решение;

4) способности – контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

Конечно же, далеко не все подходят под перечисленные требования. Но, это вовсе не означает, что «лидерами рождаются». Хорошим руководителем вполне возможно стать, если привить себе необходимые навыки. И ведь действительно, исследования показали, что имеется прямая связь между совокупностью пяти качеств – авторитет, уверенность в себе, ум, знания и энергичность, с одной стороны, и способность к руководству – с другой. К сожалению, эта совокупность личностных качеств не дает гарантию успеха в управлении, ведь эта зависимость составляет лишь 25 - 35% результата. Также, помимо этих качеств есть целый ряд факторов, которые и составляют эффективное руководство.

2. Лидер. Он имеет меньший авторитет над подчинёнными, чем вожак. Это происходит потому, что ему часто приходится стимулировать к действию своим личным примером. Но, как правило, такое влияние эффективно только к части всей рабочей команды.

3. Ситуативный лидер наделен личностными качествами, которые проявляются только в какой-то вполне конкретной ситуации. Например, торжественное событие в коллективе или любые другие общественные мероприятия в организации, в которых есть возможность проявить себя.

Лидеры, естественно, находятся в любой группе людей, в любом коллективе, и они стоят нашего внимания, так как именно они в полной мере имеют влияние на морально-психологическую обстановку коллектива и так же имеют возможность стать причиной конфликта.

Но именно они же являются ресурсом на выдвижения руководящего состава[15].

Заключение

Лидерство и авторитет, как и управление, является до некоторой степени искусством.

Ситуация в России такова, что нам нужны новые сильные, здоровые лидеры, которые будут отвечать за всех нас, которые знают, как нам попасть туда, куда очень хочется попасть, и знают, что для этого нужно делать.

Предполагается, что российские менеджеры, в отличие от американских и европейских коллег, если и признают то или иное качество лидерства, то это не означает, что они станут строить свои модели поведения управления организацией согласно оптимальным технологиям, которые они осознали. Поэтому российские менеджеры осмысливают эффективные модели менеджмента быстро, а реализуют медленно. Вряд ли в России потеряют значение такие ценности, как личностная харизма, признание статуса, единоначалие, но все равно будет происходить формирование новых ценностей глобального менеджмента.


В российском менеджменте постепенно произойдет переосмысление ценностей, накопится потенциал новых управленческих технологий, которые будут использованы тогда, когда придет время. Поэтому, если сегодня российские менеджеры и отстают в практике управления от западных коллег по коллективному лидерству, то это не означает, что они не смогут применять в будущем технологии глобального менеджмента. Российские менеджеры будут входить в культуру глобального менеджмента по ходу изменения экономических условий деятельности организаций и накопления профессионального потенциала менеджеров на ведущих позициях предприятия.

Список литературы

Основная литература

  1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства. // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 90 – 98.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 373 с.
  3. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. – М., 2016. – 231 с.
  4. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. Монография. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2017. – 76 с.
  5. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: аналитич. обзор. - М.: Флинта, 1998. - 48 с.
  6. Битянова Н.Р. Психология личностного роста.- М.: Межд. пед. академия, 2007. – 311
  7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988. – 332 с.
  8. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. - М., 1983. – 550 с.
  9. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 1992. – 89 с.
  10. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987. – 253 с.
  11. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 226 с.
  12. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 2015. – 85 с.
  13. Деятельность и взаимоотношения детей дошкольного возраста. / Под ред. Т. А. Репиной. - М., 2015. – 489 с.
  14. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Изд-во МГУ, 2015. – 478 с.
  15. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб, 2015 г. – 211 с.
  16. Иванников В.А. Психол. механизмы волевой регуляции. - М.: МГУ, 2016. - 142 с.
  17. Канджеми Дж. П Психология современного лидерства. Американские исследования.- М.: Когито-Центр. 2007. – 288 с.
  18. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. Для учителя. - М., 1992. – 154 с.
  19. Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов.. – Ярославль, «Академия развития», 2016 – 240 с.
  20. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека, т. 1. - Л., 2015. – 624 с.
  21. Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник. / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М., 2002. - 448 с.
  22. Кричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии.// Вопросы психологии. – 2015. – № 6. – С. 119 – 129.
  23. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. -М.: «Аспект Пресс», 2016. – 245 с.
  24. Крутецкий В.А. Психология. – М., 2016. – 319 с.
  25. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.. – Ярославль, «Академия развития», 2015.- 208с
  26. Маклаков А.Г. Общая психология. – М., 2002. – 341 с.
  27. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет / Смирнова Е.О, Мещерякова С.Ю., Галигузова Л.Н. – М.-Воронеж, 2016. – 240 с.
  28. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2017. – 320 с.
  29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2017.- 480 с.
  30. Обозов Н.Н. Типы личности, темперамента и характера. – Спб., 2002. - 170 с.
  31. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.
  32. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского - М.: ПЕРСЭ, 2005. - 251 с.
  33. Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Т. А. Репиной. - М., 2018. – 267 с.
  34. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
  35. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 585 с.
  36. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М., ВЛАДОС, 2003. – Т.1 – 312 с.
  37. Психология индивидуальных различий (тексты). /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М., 2016. – С.153-159.
  38. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 2017. – 146 с.
  39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – 561 с.
  40. Сушков И.Р. Психология межличностных контактов. – М., 2003. – 340 с.
  41. Шалагинова Л.В. Психология лидерства. – М.: Речь, 2007. – 464 с.
  42. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. - СПб-М., 2017. – 436 с.

Allbest.ru

Дополнительная литература

1. Вейл П. Искусство менеджмента. - М.: ЮНИТИ, 2006.

2. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. 4-е изд. -М.: Экономист, 2016.

3.Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2008.

4.Управление персоналом. – 2007.-№ 12.

5. Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. – М.: МЦФЭР, 2002.

6.Богданов С. Роль лидера в организации Социс – 1998. №1.

7.Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М. 2003.

8. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М. 2002.

9. Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2002.

10.Жизнь наверху. Искусство быть лидером. М., 1999.

11.Журнал «Карьера».-2011.- Кэрол Тайс « Лидер XXI века - какой он?»

Ресурсы интернет

  1. Управление персоналом - http://www.top-personal.ru/
  2. Кадровое дело - http://kdelo.ru/div/224
  3. Секрет фирмы. - http://www.kommersant.ru/sf.aspx
  4. Менеджмент в России и за рубежом. - http://www.mevriz.ru
  5. Top-Manager. - http://www.top-manager.ru
  6. Российский журнал менеджмента. - http://www.rjm.ru
  1. 2. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. 4-е изд. -М.: Экономист, 2016.

  2. Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Т. А. Репиной. - М., 2018. – 267 с.

    1. Кричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии.// Вопросы психологии. – 2015. – № 6. – С. 119 – 129.

  3. 2. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. 4-е изд. -М.: Экономист, 2016.

    1. Кричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии.// Вопросы психологии. – 2015. – № 6. – С. 119 – 129.

    1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства. // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 90 – 98.

  4. 2. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. 4-е изд. -М.: Экономист, 2016.

    1. Кричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии.// Вопросы психологии. – 2015. – № 6. – С. 119 – 129.

  5. 2. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. 4-е изд. -М.: Экономист, 2016.

    1. Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Т. А. Репиной. - М., 2018. – 267 с.

    1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства. // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 90 – 98.

    1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства. // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 90 – 98.

    1. Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Т. А. Репиной. - М., 2018. – 267 с.

    1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства. // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 90 – 98.

    1. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 2015. – 85 с.