Файл: Нормативный договор (Нормативный договор как источник права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, обозначим следующие признаки нормативного договора: правовой акт, посредством которого выражаются обособленные согласованные воля и волеизъявление различных субъектов права; в договорных отношениях участвуют стороны, обладающие равным объемом прав и обязанностей (характерно равенство сторон); договор предполагает соглашение сторон по всем существенным его аспектам; стороны несут взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; в нормативном договоре в качестве хотя бы одной из сторон предполагается участие государства и его органов, то есть субъектов публичной власти; предоставительно – обязывающий характер, нормативного договора; нормативный договор содержит правила поведения общего характера; согласно договоренности – субъекты, чьи отношения регулирует нормативный договор, должны издать правовые акты, заключить соглашения, совершить юридически значимые действия; особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров и специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением; официальное опубликование нормативного договора.

1.2. Классификация и содержание нормативного договора

Особенностью нормативно – правового договора является то, что он регулирует отношения по управлению различного уровня, что отражается на его субъектном составе.

Сторонами нормативно – правового договора могут быть:

  1. Государство или иное публично – правовое образование в лице своих органов;
  2. Международные организации или транснациональные корпорации;
  3. Работодатель;
  4. Иные лица, уполномоченные на согласование и установление норм права.

Отличительной особенностью международно – правового договора является то, что он, будучи одним из основных источников международного права, одновременно выступает источником права ряда отраслей права в зависимости от предмета и метода правового регулирования. В нем наиболее ярко отражается признак согласования воль сторон.

В конституционно – правовых договорах выражается такая особенность, что иногда более корректно говорить не о нормативно–правовом договоре как об акте в целом, определяя его в качестве источника права, а о «частях» нормативно–правового договора, поскольку источниками права являются, по сути, не акты, а конкретные нормы.


Отличительной особенностью административного договора является наиболее яркое проявление признака публичного характера по сравнению с другими видами нормативно – правовых договоров, в связи с тем, что административное правоотношение является публичным по своему характеру и характеризуется спецификой характера юридических связей между субъектами, основанном на властном подчинении одной стороны другой.

В самом общем плане можно выделить три стадии договорного правотворческого процесса:

  1. Подготовка и согласование проекта договора;
  2. Заключение договора;
  3. Введение договора в действие.

и согласование проекта – первая стадия правотворчества. Инициатива проекта до может быть как одним, так и несколькими субъ предполагаемого договора. исходного проекта также быть осуществлена из сторон самостоя, но более представляется все же совместная . Чем раньше субъекты к согласованию взаимных , а следовательно, текста проекта, тем вероятность, что их условия в установления, которые не впоследствии "множественных толко". Тем более что конечный проекта в любом будет на основе различных процедур (консультаций, и т.п.)[11].

На стадии договора подписание соответствующих , что является выражением , достигнутого сторонами . Возможны и формы выражения – к примеру, обмен , образующими договор (в договорном ).

Третья стадия правотворчества – введение ора в действие – включает процедуры, с уже заключенными договорами для их в юридическую силу: , утверждение, принятие – для договоров; , регистрация – для отдельных внутригосударственных и т.п., а также официальное или иные доведения содержания его до адресатов.

  1. Международный;
  2. Централизация государства – «договоры между племенами, родами, общинами, суверенами, сословиями;
  3. «При сильно развитой государственной власти и упрочнившейся монополии государственного законодательства» предусматриваемые диспозитивными законодательными нормами возможности для субъектов права определить свои отношения взаимным соглашением[12].

В последнем Ф.В. Тарановский, вероятно, в виду использование при санкционированном нном правотворчестве.

Ю.И. Гревцов нормативно – правовые дные договоры, договоры Федерации и – правовые договоры организаций. Отметим, что от дого он отделял нормативно – акты, совместно органами и общественными и кооперативными [13].


Другие авторы и предпочитают овать договоры по отраслевой принадлежности.

По классификаций договоров высказать два . Во – первых, как уже отмечалось, способ правотворчества при всех формах деятельности, референдумного правотворчества. Во – вторых, проекция договорного на формы правотворческой не должна с конкретными целевыми, ин, отраслевыми и прочими . Подобное смешение способно запутать вопрос.

договоры можно по нескольким основаниям. критерий мы уже : форма право деятельности, при которой договор.

Следовательно, существуют при группы нормативных договоров:

  1. Между государственными субъектами права (непосредственно государственное правотворчество);
  2. Между государственными и негосударственными субъектами права (совместное правотворчество)
  3. Между негосударственными субъектами права (санкционированное негосударственное правотворчество).

В качестве договорных актов, к первой группе, привести договоры, ко второй – о социальном партнерстве, к – коллективные договоры (в праве).

договорного правотворчества, характером договорного как оформления выражения нных волеизъявлений права, актуализирует о классификации нормативных по составу субъектов. можно равностатусные и разностатусные (сные) договоры.

заключаются между права, формально или фактически правовым статусом: государствами, между федеративных , между государственными . Вторые – между права, изначально (вплоть до подчинения) по своему статусу: федеративным государством и его , между субъектом государства и образованием, между органом и профессиональными и т.п.

Как пишет А.С. Автономов, " участниковдо отнюдь не означает их неравноправия в конкретных имеются ситуации, , к примеру, йская Федерация и ее способны выступать в равноправных договаривающихся соответствующие могут заключаться в ст. 72 Конституции РФ"[14].

Действительно, договоры – и конкретизирующие уционное разграничение ведения и полномочий по пред совместного ведения Федерации и Российской Федерации – считать равноправными. Но при соглашения, заключаемые в таких (на основании ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции[15]), – о органами исполнительной Российской Федерации части полномочий органам власти субъектов Рос Федерации – по определению не быть ыми. Не вызывает сомнений, что органы исполнительной при передаче осуществления полномочий осуществлять контроль за органов исполнительной субъектов Федерации в этих , вплоть до отмены их [16].


Обобщив изложенное, к выводу: разностатусные договоры быть как равноправными, так и .

В качестве оснований разграничения также использование критериев, отражающих те или аспекты действия актов. По предметному нормативные можно разделить на ьные (Соглашение о создании СНГ г.), статусно – компетенци (Устав ООН г.), процессуальные (Венская о праве международных 1969 г.) и т.п., в зависимости от , какой аспект деятельности тех или субъектов права нормами договоров.

Но классификация условна, поскольку , как и любым иным нор актом, могут одновременно и нормы – правила, и нормы, и организационно – ионные нормы и т.д.

По действию в нормативные договоры на межгосударственные и внутригосударственные. последних следует общегосударственные ( договор 1992 г.), (Договор об основах тношений Красноярского и Эвенкийского округа 1997 г.), (договоры между государственной субъектов Федерации и органами самоуправления). По критерию в отношении круга : договоры действия (Договор Федерации и Республики 1994 г.) и различные ьные договоры ( о разграничении полномочий Правительством РФ и администрацией края в сфере угольной на территории Красноярского 1999 г.). По критерию во времени: срочные и договоры.

, нормативные договоры можно делить по принадлежности: международные, – правовые (" – правовые"), административные, хо, финансовые, налоговые, , трудовые и т.д.

Таким , после ряда оснований его ификации для указанной исследования выбран, отраслевой . Такой подход рассмотреть тот или иной вид договора более , комплексно, а показать его место в вышеуказанных классификаций.

В возрастающего многообразия в законодательстве договоров, комбинации , используемых в : договорного правоотношения, существовать зависимость формы отношений от их содержания, а сторон – от этих . В настоящее можно констатировать единообразия в использовании договора и связи с содержанием. Как , использование наименований тся сложившейся практикой, применения, видовой длежностью, но в четкости правоотношений стремиться к их унификации.

того или иного нормативного необходимо отчетливо и учитывать в процессе их отовки, принятия, . Поэтому использовать классификацию договоров, позволяющую тот вид договора, который отражает и обязанности каждой и содержание регулируемых им .

В итоге можно вывод, что нормативный договор, занимая то или место в рамках классификации, приобретает ему свойства и верное соотношение с нормативными договорами.

1.3. договор как форма


Договор как конструкция используется в овой системе широко и . Так, существует федеративный , гражданско–правовые, , брачные и иные до. Не все эти договоры представляют форму права. отделять ненормативные и нормативные. разновидность представлена договорами, как гражданско–правовые, , трудовые и , которые распространяют действие на определенный, круг лиц. Эти договоры не формами .

Формой права только нормативные , которые представляют собой двух и сторон, в резуль которого устанавливаются, или отменяются нормы . Основная нормативного договора как права заключается в том, что он собой добровольное сторон. В от нормативного акта, является актом волеизъявления, договор агает добровольности в принятии на обязанности следовать правовым нормам.

роль как источника права в и международном праве. отметить, что союзы также на договорной основе. Так, , конфедерации и являются чаще результатом , которые устанавливают порядок, и, следовательно, значение формы . Такого договоры называют ительными. В частности, значение имеет в Конституцию Федерации Федеративный . Он был подписан 31 марта 1992. полномочными представителями Федерации и Федерации.

Формами могут являться соглашения как разновидности . В Российской в современных условиях возрастает роль в. регламентации различных общественной и жизни. Так, многие отношений между , областями и входя в них автономиями именно соглашениями.

роль договоров в международных отношений. договор — это выраженное соглашение двумя или несколькими относительно , изменения или их прав и обязанностей. могут быть (например, Договор о нераспространении оружия; о Содружестве Независимых ).

Международные договоры по разным основаниям и на: двусторонние и ; политические, договоры и договоры по вопросам. Каждый из них в себе правила поведения и как результат согласования субъектов — участников или иного . Международные договоры государств, включая , рассматриваются как составная правовой .

1.4. Нормативные договоры как и конституционного права

Как источников конституционного конституционно–правовой является соглашением или нескольких субъектов права. Конституционно–правовой представляет публичных норма договоров, заключаемых органами государ власти с государственной власти РФ либо органами власти субъектов между собой. конституционной практике три вида таких : федеративный договор, и международные , соглашения. Федеративный – это договор между государственной власти РФ и ами государственной субъектов Федерации по разграничения ведения и полномочий. договор тем источником, с которым Конституция связывает федеративных отношений. Конституции (ч. 3 ст. 11) предметов ведения и очий между органами власти РФ и ее субъектов на основе Основного Закона РФ, вными и иными о разграничении предметов и полномочий.