Файл: Социально-психологический климат организации (Теоретические аспекты социально-психологического).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях современного мира, где ежедневно совершаются различные открытия, прогресс занимает ведущие позиции. Сегодня многое доступно, изучено и понятно.

Но в этой связи необходимо отметить, что с ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического происхождения.

Человек в современном обществе и его поведение в различных ситуациях остаются самым непредсказуемым и сложным к научному изучению и обоснованию аспектом. Особенно интересным выступает поведение индивида в различных коллективах, так как именно от этого зависит мироощущение и восприятие человеком самого себя, своего образа; успех человека и его самореализация в личностном и профессиональном планах, а также в других сферах жизни и общества.

Кроме того, формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива – одно из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество деятельности организаций.

Социально-психологический климат – показатель уровня социального развития коллектива и его психологических резервов. Другими словами, от уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологического состояния индивида, и к тому, как он будет проявлять себя в трудовой деятельности.

Совершенствование социально-психологического климата коллектива – путь к реализации социального и психологического потенциала общества и каждой отдельной личности, создание наиболее полноценного образа жизни людей.

Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. От социально-психологического климата организации зависит результат деятельности самой организации.

Социально-психологический климат будет выступать также в качестве показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива.


Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации как личностных, так и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только будет продуктивно влиять на ее результаты, но и перестраивать человека, формировать его новые возможности и проявлять потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в создании и усовершенствовании определенного стиля межличностного взаимодействия.

Социально-психологические методы представляют собой совокупность приемов и способов социально – психологического воздействия на трудовой коллектив.

Кадры являются основой любой организации. Без людей нет организации. Организация живет и функционирует только по тому, что в ней есть люди. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации и внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. Люди, работающие, в организации очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение и т.п. все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведения других членов организации.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении социально-психологического климата организации в теоретической форме и сопоставлении полученных знаний с действительностью, выработке рекомендаций.

Для достижения данной цели необходимо последовательное решение следующих задач:

  1. Обобщить теоретические аспекты формирования социально-психологического климата в организации;
  2. Рассмотреть методики исследования психологического климата в организации;
  3. Провести анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления;
  4. Осуществить теоретический анализ статей и литературы по данной проблеме.
  5. Составить перечень рекомендаций по формированию благоприятного психологического климата в коллективе организации.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического


климата в коллективе

1.1. Понятие социально-психологического климата

Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей в коллективе, возникает на основе симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Климат в организации между людьми строится на основе трех составляющих. Первое – социальный климат – представляет собой осознание общих целей и задач организации. Второе – моральный климат, он характеризуется принятыми моральными ценностями организации. Третье – психологический климат, представляет собой неофициальные отношения, складывающиеся между работниками. В целом эти составляющие принято называть социально-психологическим климатом в коллективе организации.[7]

Взаимодействие членов рабочей группы происходит в условиях, которые влияют на успешность совместной деятельности, на то, как коллектив удовлетворен процессом и результатами труда. В пример можно привести природно-климатические условия, в которых развивается и живет растение. В одних условиях растение цветет, а в других – чахнет. Возвращаясь к социально-психологическому климату можно сказать то же самое: в одних условиях люди чувствуют себя комфортно и готовы развивать свои трудовые способности; а в других наоборот чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, а в связи с этим замедляется личностный рост. [2]

Формирование благоприятного социально-психологического климата (СПК) трудового коллектива является одним из важнейших факторов успешности и конкурентоспособности организации на рынке труда. Рассматривая роль социально-психологического климата в коллективе, необходимо проанализировать основное понятие – «социально-психологический климат» (таблица 1):

Таблица 1 - Определение понятия социально-психологический климат

Автор

Определение

Машков, В.Н.

СПК - суммарный эффект от воздействия многих факторов, которые сказываются на персонале организации. Этот эффект можно наблюдать в трудовой мотивации и общением между сотрудниками .[9]

Парыгин, Б.Д.

СПК – это климат коллектива, представляющий собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который проявляется во всей его жизнедеятельности. [12]

Жданов, О.

СПК – это совокупность социально-психологических характеристик группы, преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива, характер взаимоотношений в коллективе и интегральная характеристика состояния коллектива. [5]

Андреева, Г.М.

СПК - качественная сторона отношений между сотрудниками, проявляется в виде совокупности психологических условий, которые способствуют или препятствуют продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе. [1]

Бодалев, А.А.

СПК – это интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, которая отражает комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития. [4]


Согласно информации, представленной в таблице, видно сходство мнений авторов о понятии СПК. В основе понятий лежит прежде всего настрой коллектива, так как именно от настроя коллектива зависит уровень деятельности организации.

Важным компонентом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. В ней отчетливо проявляется наличие двух основных подразделений – отношение людей друг к другу и их отношение к труду (рисунок 1).

Следующий этап – отношения друг к другу делятся на отношения между коллегами по работе и отношениями в системе руководства и подчинения. В конечном итоге многообразие отношений принято рассматривать по двум основным параметрам психологического настроя – предметный и эмоциональный.

Предметный настрой – направленность внимания и характер восприятия человека разных сторон его деятельности. Эмоциональный – эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

СПК показывает отношение друг к другу и к общему делу, сказывается и на то, как человек относится к миру в целом. В последствие это может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности. Исходя из вышесказанного, климат влияет на отношение в коллективе и к самому себе.

Рисунок 1 - Схема структуры социально - психологического климата коллектива.

В результате создается определенная структура проявлений социально-психологического климата. То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов.

Образ жизни человека, включая все сферы, и отношение человека к самому себе формируют отношение человека к целому миру. Что же касается работников организации, здесь каждый сотрудник коллектива создает соответствующее социально-психологическому климату: отношение к труду, стиль поведения, оценку своей деятельности.[14]

Самосознание человека формируется на протяжении всей жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости и от его статуса, в трудовом коллективе, и от семейно-бытового положения, и физического здоровья индивида. На то, как чувствует себя личность в коллективе, влияют отношения сотрудника в группе в целом, а вместе с тем и степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями. Каждый из работников группы на основе всех других параметров психологического климата закладывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной организации.


1.2. Понятие организации

Психология управления предоставляет знания, которые возможно использовать при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.

Особенностью психологии управления является то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность – это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

Организация – это пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной.

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

Эффективность организации определяется по ряду показателей. Оценить эффективность работы фирмы только по ее экономическим достижениям – например, по прибыли, полученной в результате деятельности, - недостаточно. Огромную прибыль можно получить и на основе жесточайшей эксплуатации работников, и на основе современных методов организации производства с использованием социально-психологических факторов. Важно изучение второго, гуманного пути достижения эффективности.

Эффективность организации оценивается комплексно, по показателям двух блоков.

Понимание организации как средней социальной группы позволяет выявить социально-психологическую специфику данного типа групп. Организации, объединяющие работников в одну структуру, играют важную роль в экономической, политической, идеологической жизни общества. Их роль проявляется в следующем:

  1. В организациях происходит включение большинства членов общества в совместную социально значимую деятельность.
  2. В организациях человек получает возможность работать на современных средствах производства, например, на сложных станках с числовым программным управлением.
  3. В процессе овладения специальностью, приобретения профессиональных знаний, умений и навыков формируется субъект общественно значимой деятельности.
  4. В процессе общения в организации происходит формирование целей и ценностей личности, направленных на удовлетворение потребностей общества.
  5. В процессе совместной трудовой деятельности создаются условия для развития творческой активности личности.
  6. Социально организованная деятельность предполагает возможность коллективного обсуждения и совместного решения вопросов деятельности предприятия, оценки работы должностных лиц, использования гласности, информированности, контроля за их деятельностью.