Файл: otvety_na_ekzamen_po_istorii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2019

Просмотров: 3649

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начало «холодной войны» было ознаменовано речью английского правителя Черчилля, произнесенной в Фултоне в марте 1946 года. Своей первоочередной задачей правительство США ставило достижения полного военного превосходства американцев над русскими. Свою политику США стали претворять в жизнь уже в 1947 году путем внедрения целой системы ограничительных и запрещающих мер для СССР в финансовой и торговой сферах. Кратко говоря, Америка хотела победить Советский союз экономически.

Самыми кульминационными моментами противостояния были 1949-50 годы, когда осуществилось подписание Северо-атлантического договора, произошла война с Кореей, в это же время была испытана первая атомная бомба советского происхождения. А с победой Мао Цзэдуна установились довольно крепкие дипломатические отношения СССР и Китая, их объединило общее враждебное отношение к Америке и ее политике.
Карибский кризис 1962 года доказал, что военная мощь двух мировых сверхдержав СССР и США настолько велика, что при угрозе начала новой войны проигравшей стороны не будет, и стоит задуматься, что же будет с простыми людьми и планетой в целом. В результате с начала 1970-х годов «холодная война» вступает в стадию урегулирования отношений. В США разразился кризис из-за высоких материальных затрат, но и СССР не стал испытывать судьбу, а пошел на уступки. Был заключен договор по сокращению ядерных вооружений под названием СНВ-2.
1979 год еще раз доказал, что «холодная война» еще не закончена: советское правительство ввело войска на территорию Афганистана, жители которого оказали жестокое сопротивление русской армии. И лишь в апреле 1989 последний русский солдат покинул эту непокоренную страну.

В 1988-89 в СССР начался процесс «перестройки», пала Берлинская стена, вскоре социалистический лагерь распался. А СССР даже и не стал претендовать на какое-либо влияние в странах третьего мира.
К 1990 году «холодная война» завершилась. Именно она и способствовала укреплению тоталитарного режима в СССР. Гонка вооружений привела и к научным открытиям: интенсивнее стала развиваться ядерная физика, более широкий размах приобрели космические исследования

Вопрос №40 СССР в первые послевоенные годы. Апогей сталинизма(1945-1953гг)

После победы в Великой Отечественной войне перед СССР встали тяжелейшие экономические проблемы. Прямые потери в экономическом потенциале, причиненные войной, в сумме в 5,5 раза превышали национальный доход страны в 1940 г. В марте 1946 г. был принят пятилетний план восстановления народного хозяйства. Правительство снова решило «прибрать к рукам» крестьянство, усилив над ним кон­троль и приняв «все меры к ликвидации нарушений колхозного устава». Меры принуждения в отношении колхозников 1947—1948 гг. напоминали самые жесткие времена первой пятилетки. Были сильно повышены налоги с доходов на свободном рынке, содержание мелкого скота объявлено нежелательным, личные участки земли возвращены колхозам, а государственные цены на заготовки сельхозпродукции возмещали только х/ себестоимости.


 Инициатором реформ конца 1940-х гг. был тогдашний руководитель украинской партийной организации, а затем секретарь ЦК ВКП(б) Н.С. Хрущев, который рассчитывал через укрупнение колхозов радикально изменить весь уклад крестьянской жизни. Укрупнение сопровождалось новым и значительным уменьшением индивидуальных наделов крестьян. Власти сократили натуральную оплату, которая составляла значительную часть колхозного приработка и давала крестьянам возможность продавать излишки продуктов на рынках по высоким ценам. С экономической точки зрения эти меры были плохо обоснованы, они усилили недовольство крестьян, делая всякий прогресс сельского хозяйства иллюзорным.

 Н.С. Хрущев предложил также проект создания «агрогородов», в которых крестьяне, переселенные из изб, должны были вести городскую жизнь, занимаясь хозяйством на удаленных от места проживания наделах. Тем самым Хрущев рассчитывал искоренить индивидуалистическую психологию крестьян и превратить их в социалистических тружеников. Проект «агрогородов» не был поддержан властью, а Хрущев на некоторое время оказался отстранен от руководства сельским хозяйством, за которое он снова энергично взялся после смерти Сталина.

 После войны перед отменой карточек в 1947 г. была проведена реформа розничных цен. Кажущееся изобилие в магазинах было следствием низкой покупательной способности населения. Резкое ухудшение жизни в деревне, где проживало более половины населения страны, подтверждают следующие цифры: зарплата колхозника составляла 16,4 руб.; пшеницу государство закупало у колхозов по 1 коп. за кг при розничной цене 31 коп., говядину— по 23 коп. при розничной цене 1,5 руб. за кг. Колхозники не имели ежегодных отпусков, не получали выплат по болезни, женщины не знали оплачиваемых отпусков по беременности и родам. Политика государства в аграрном вопросе усиливала внеэкономическое принуждение крестьян.

 Возврат к схеме развития 1930-х гг. И.В. Сталин пытался теоретически обосновать в последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР». План стал выражением командно-волевых методов управления социалистической экономикой. Идея Сталина о том, что в условиях социализма закон стоимости действует в преобразованном виде, послужила теоретическим обоснованием полного искажения системы ценообразования, нарушения пропорций в развитии экономики, когда на практике господствовал продуктообмен. Ограничение товарно-денежных отношений, жесткая централизация управле­ния экономикой создавали благоприятные условия для бюрократизма, произвола власти, когда полностью утрачивался экономический контроль над эффективностью деятельности государственного аппарата, в которой намечалась тенденция к перераспределению общественного богатства в свою пользу. Последующее отставание СССР в сфере научно-технического прогресса не в последнюю очередь было итогом полного огосударствления производства, попыток ограничить рынок, самостоятельность производителя.


В конце 1940-х— начале 1950-х гг. в Ленинграде была сфабрико­вана серия политических дел против ряда видных партийных, советских и хозяйственных работников, так называемое «ленинградское дело». Поводом к открытию дел послужили обвинения в самовольной и незаконной организации в январе 1949 г. Всесоюзной оптовой ярмарки в Ленинграде, организаторы которой допустили якобы разбазаривание товарных фондов, нанеся материальный ущерб государству.

 Главными обвиняемыми были А.А. Кузнецов, П.С. Попков и А.А. Вознесенский — хозяйственники, которым принадлежала видная роль в организации обороны, разработке военно-хозяйственных планов в годы Великой Отечественной войны, сторонники хозрасчета и научно обоснованного планирования социалистической экономики, имевшие свой взгляд на методы восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития социалистической экономики. На «открытом» судебном процессе, проходившем по сценарию 1930-х гг., они обвинялись в срыве государственных планов, распределении материальных фондов между организациями за счет других «в преступных целях», подрыве бюджетной дисциплины «в ущерб экономическим интересам советского государства» при организации оптовой ярмарки. Целью «ленинградского дела» было возвращение партийного и хозяйственного, аппарата к сознанию того, что они — «винтики» в политической системе, а показательным объектом и главной мишенью репрессий стала традиционно автономная ленинградская партийная организация. В 1949—1951 гг. в Ленинграде и области было заменено более 2 тыс. руководящих работников. «Ленинградское дело» можно расценивать как звено в цепи мер, направленных на укрепление личной власти И.В. Сталина, начавшихся в 1920—1930-е гг.

 Складывание С первых месяцев существования советской власти духовной моно- официальная точка зрения на развитие духовной полии в совет- жизни общества заключалась в том, что нужно в реском обществе шении всех вопросов литературы и искусства исхо­дить из интересов классовой борьбы пролетариата.

 23 января 1918 г. был обнародован Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Теперь церковь уже не была юридическим лицом, не имела права на собственность, права получать субсидии и вести обучение в государственных и частных школах. Она могла только бесплатно пользоваться культовыми сооружениями и предметами, а также свободно отправлять религиозные обряды, если они не нарушали общественного порядка.

 В феврале 1922 г. государство для борьбы с голодом конфисковало у церкви драгоценности. Первоначально патриарх Тихон предал коммунистов анафеме, в связи с чем священнослужители были объявлены «классовыми врагами» и стали жертвами репрессий. Но в июле 1922 г. группа священников, стремившихся к сотрудничеству с советской властью, оформилась в течение «живой церкви» и на Соборе 1923 г. провела решение об отмене патриаршества. Раскол вынудил каждого священника сделать для себя политический выбор. В июне 1923 г. патриарх Тихон был вынужден признать законность советской власти.


 В 1925 г. был создан «Союз безбожников», основанный Е. Ярославским, активно издавались атеистическая литература в издательстве «Атеист», газета «Безбожник», журнал «Антирелигиозник». В то время как церковь разделилась по отношению к власти, Декретом 8 апреля 1929 г. был усилен контроль местных властей за церковными приходами, а введение новой рабочей недели (пять рабочих дней и один выходной) по сути упраздняло воскресенья и церковные праздники.

 В годы нэпа основной линией развития культуры стало осуществление «культурной революции», главной задачей которой являлось изменение духовного мира народов России на коммунистических принципах. Культурная революция сочетала неприятие всех небольшевистских идеологий с ускоренным политическим просвещением масс. Первостепенное внимание было уделено утверждению марксистской идеологии в духовной жизни страны. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главполитпросвет во главе с Н.К. Крупской.

 6 июня 1922 г. декрет определил компетенции Главлита (цензуры), обязанного осуществлять контроль за враждебными выпадами в печати против марксизма и культурной революции, пропагандой национального и религиозного фанатизма. В 1923 г. был создан Главрепертком для контроля за репертуаром театров.

В конце августа 1922 г. 160 деятелей культуры по приказу ГПУ были высланы из СССР или отправлены в Сибирь как «особо активные контрреволюционные элементы». С момента ареста и высылки тех ученых и мыслителей, которые не приняли советскую власть, с ликвидации философских обществ и введения запретов на получение высшего образования детьми из семей интеллигенции и имущих классов началось падение уровня развития философской науки. Параллельно шло создание новых идеологических институтов, таких как Социалистическая академия общественных наук в качестве противовеса Российской академии наук и др. Состав, образовательный уровень, идеологические установки философского сообщества того времени демонстрировали явное снижение уровня философской культуры, подпадавшей под жесткий контроль.

 1920-е гг. были периодом расцвета всех сфер духовной жизни. Госиздат уже не обладал монополией на книгоиздательское дело, вновь возникли частные издательства. Нарком просвещения А.В. Луначарский декларировал в 1921 г., что «пролетариат только вырабатывает свой Собственный художественный критерий, и поэтому ни государственная власть, ни профсоюзный союз не должен считать ни одного из них государственным, оказывая содействие новым исканиям». В принятой в 1925 г. под влиянием Н.И. Бухарина резолюции ЦК партии «О политике партии в области художественной литературы» утверждалось, что ни одно литературное направление, школа или группа не могут и не должны выступать от имени партии. Приветствовалось свободное соревнование различных группировок и течений.


 Процветали самые различные художественные течения и союзы, от «лефовцев» .(«Левый фронт в искусстве»), Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), авангардистов, футуристов, пролеткультовцев (с их отрицанием «буржуазного искусства» и утверждением самостоятельной пролетарской культуры, не имевшей связи с прошлым и свободной от партийной опеки), каждый из которых претендовал на звание «самого пролетарского» и монополию в коммунистическомискусстве, до «попутчиков», не причислявших себя ни к одному из направлений.

 Однако искусство постепенно превращалось в функцию идеологии: действия литературных персонажей обсуждались как действия реальных людей, и ответственность за их поступки и мысли приписывалась непосредственно автору произведения, из чего делались соответствующие «оргвыводы».

 В прямой связи с решением задач идеологической пропаганды стояла проблема ликвидации неграмотности. Конечно, говорить о поголовной неграмотности в досоветской России не приходится, но уровень грамотности к 1913 г. (всего 33% населения) был категорически недостаточным для нормального развития страны. Тем более это стало ощущаться после победы большевиков,, провозгласивших задачу воспитания масс в коммунистическом духе. Перед многочисленными создавшимися курсами по ликвидации неграмотности ставилась задача научить не только элементарным навыкам чтения и письма, но и основам политграмоты. По переписи населения 1926 г. 55% сельского населения старше 9 лет (сельские жители составляли более 4/, населения страны) не умели читать. Значительные усилия в этом направлении были предприняты добровольным обществом «Долой неграмотность». Несмотря на различные формы борьбы с неграмотностью, которые охватили более 5 млн человек, в 1920-е гг. 40% деревенских детей от 8 до 12 лет оставались вне школы. Ассигнования на культуру были мизерными: реальная зарплата преподавателей — вдвое меньше, чем до революции. Возможность получить образование по-прежнему была очень мала и в городе, несмотря на рабочие университеты (рабфаки) и фабрично-заводские училища (ФЗУ). В институтах 1/4 мест выделялась для «рекомендованных» от партии или профсоюзов.

 Школа становилась не только образовательным учреждением, но и очагом коммунистического воспитания. Идеологизации и политизации подверглась вся система образования и просвещения снизу доверху. Административно-командные методы начали внедряться в управление образованием последовательно и откровенно.

 В 1930-е гг. резко усилился процесс политизации и идеологизации культуры в целом, ориентиром для развития которой стал «Краткий курс истории ВКП(б)», вышедший в 1938 г. под редакцией ЦК ВКП(б) при участии И.В. Сталина. Очередным постановлением ЦК от 14 ноября 1938 г. «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП (б)»» был положен конец «обилию различных точек зрения и произвольных толкований важнейших вопросов теории и истории партии». Интеллигенция обвинялась в том, что она «политически свихнулась, запуталась и стала добычей иностранных разведок и троцкистско-бухаринской и буржуазно-национальной агентуры». Развитие культуры стало проходить в жестких рамках социалистического реализма — основного художественного метода, призванного сочетать историческую конкретность художественного изображения действительности с воспитанием трудящихся в «духе социализма».