Файл: Понятие правоприменительной деятельности, её виды и принципы.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
Каждая из этих проблем по своей актуальности, научной и практической значимости заслуживает глубоких коллективных исследований. Они должны занять приоритетное положение в перспективных планах научных исследований академических и учебных заведений. Возьмем хотя бы такую острейшую современную проблему, как проблема системы принципов процесса, связанную с проблемой истины, состязательности и тенденцией формализации процессуального права. Без их решения невозможно эффективно осуществлять правовую деятельность как в сфере правотворчества, так и правоприменения.
Отношение к этим принципам как абстрактным категориям, а не базовым правовым ценностям, произвольное жонглирование ими приводит к тяжелым деформациям процессуальной деятельности.
В настоящее время фундаментальные исследования по этим проблемам отсутствуют. Кандидатские диссертации по отдельным принципам и отраслям правоприменения страдают неполнотой, односторонностью и отсутствием анализа внутрисистемных связей. Каждый отдельный принцип, даже такой, как принцип состязательности, не может рассматривается как «вещь в себе». Его истинные роль и значение могут быть поняты только в общей системе принципов с учетом его места в иерархических и функциональных отношениях с другими принципами. Если телегу поставить впереди лошади, то она не побежит вскачь. А ведь именно это произошло, когда принцип состязательности поставили выше принципа истины.
Глава 2. Стадии процесса применения права, понятие и виды юридического процесса. Правоприменительные акты
2.1 Стадии процесса применения права. Понятие и виды юридического процесса
Возникновение человечества, порождение мира, начало новой эры представляют собой процессы. В настоящем времени данный термин употребляется достаточно часто и повсеместно (например, процесс становления личности, жизненный процесс и так далее) и ассоциируется с продолжительным, зачастую непрерывным явлением.
Процесс буквально переводится как «движение вперед». В юридической практике он означает порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов. Близким ему по значению является термин «процедура» - официально установленный порядок при обсуждении, ведении какого-либо дела.
Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что он урегулирован процессуальными нормами, а направлен на реализацию норм материального права.
Поэтому чтобы понять, что такое юридический процесс, его место и назначение в правовой практике, необходимо помнить, что роль материальных и процессуальных норм в правовом регулировании различна.
Нормы материального права определяют субъективные права, юридические обязанности, юридическую ответственность граждан и организаций, т. е. составляют основное содержание права. Существенными признаками права, как уже отмечалось, являются его обеспеченность возможностью государственного принуждения, связь с государством. Это означает, что органы государства активно включаются в деятельность, направленную на реализацию права, на проведение его в жизнь. Подобная разнообразная деятельность и обозначается термином «юридический процесс».
В современной правовой науке юридический процесс получил широкую трактовку и связывается не только с правоприменением, но и с правотворчеством. Законодательный процесс осуществляется на основе соответствующего регламента и рассматривается как разновидность юридического процесса, поскольку регламент содержит процессуальные нормы, регулирующие порядок законодательной деятельности.
При исследовании диссертационной работы «Исполнительное производство как разновидность юридического процесса» П.В. Уваров выразил мнение о том, что юридический процесс подразумевает собой «…юридически значимую, осуществляемую в определенной последовательности, в строго регламентированной форме деятельность компетентных органов, направленную на достижение конкретного, имеющего документальное закрепление, результата».[9] Как итог, автор предлагает отождествлять данное понятие с правоприменительным процессом, в том числе включить в его содержание термин «юридическая процедура». Не составляет особых усилий понять, что юридический процесс тесно связан с применением права, поскольку, будучи выраженным в профессиональной деятельности компетентных должностных лиц, состоит в исполнении, соблюдении, использовании и применении последними правовых норм. Касательно создания норм права, стоит отметить, что данный вопрос - это область нормотворчества (как частное – законотворчества). Несколько обратная позиция просматривается у М.С. Смольянова, который утверждает, что юридический процесс - юридическая процедура, то есть эквивалентные друг другу понятия; вместе с тем «сфера применения юридической процедуры как гарантии прав человека - публично-правовая деятельность преимущественно государственных органов и должностных лиц по признанию (официальному установлению), реализации и защите права».[10] Наблюдается аналогичность идей авторов, признающих юридический процесс действиями уполномоченных лиц от имени органов публичной власти.
Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.
В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е. по заранее установленным юридическим правилам.
Особенности юридического процесса заключаются в следующем. Во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами; в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.
Юридический процесс – это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах.
Например, в ходе расследования уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т.д., и выносит различные процессуальные решения — постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п. При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные действия, руководствуется требованиями уголовно-процессуального закона. На законодательном уровне регламентируются также принятие законов в парламенте, рассмотрение дел об административных правонарушениях, работа комиссий по назначению пенсий, деятельность всех иных органов правотворчества и правоприменения.
По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.
Результат правотворческого процесса – нормативные правовые акты.
Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.
Результат правоприменительного процесса – принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решении многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и иные).
Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:
- производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Такая процедура предусмотрена, например, нормами ГПК РФ (ст. 247-251);
- процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);
- процесс определения мер юридической ответственности (так, Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» содержит раздел «Производство об административных правонарушениях» производство по уголовным делам осуществляется по нормам Уголовно-процессуального кодекса).
В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического процесса – праворазъяснительный. Для этого есть некоторые основания: в ходе право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения – интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.
Специфические особенности имеет также производство по исполнению правоприменительных решений: судебных приговоров, решений по гражданским делам, постановлений об административном аресте и других решений о применении мер государственного принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность государственных органов следует рассматривать как особую разновидность правоприменительного процесса.
Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку.
В системе российского права существуют различные процессуальные отрасли; наиболее распространенные из них: гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие, соответственно, гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по административным делам, связанным с применением мер юридической ответственности, мер пресечения, предупредительных и иных мер государственного принуждения. В отечественной юридической науке высказано мнение о том, что формируется новая отрасль – административное процессуальное право. С этим следует согласиться, если учесть, что совершенствование процессуального законодательства укрепляет правовые основы деятельности должностных лиц и органов Российского государства, способствует формированию административной юрисдикции.
Несомненно, что при реализации правоприменительной деятельности следует соблюдать определенные правила, подразделяемые автором М.Л. Давыдовой на две группы: внешние, устанавливающие определенные критерии оценки результата юридической деятельности (справедливость, демократизм, законность, гуманизм и т.п.), и внутренние, характеризующие процесс осуществления юридической деятельности (экономичность, обоснованность, целесообразность, рациональность и др.).[11]
Подводя итог теоретическому осмыслению процесса применения права, необходимо отметить основные требования правильного применения правовых норм, принципы правоприменительной деятельности. К их числу можно отнести следующие:
- Законность (необходим правильный выбор правовых норм, принятие решения только в соответствии с ними; данное требование обращено к надлежащему и правильному установлению юридической основы для решения дела);
- Объективность, всесторонность (необходимо установление истины по делу; эти требования относятся к установлению фактической основы для решения дела);
- Обоснованность, целесообразность, справедливость (принимаемое решение должно быть обоснованным и в каждом конкретном случае наиболее эффективным).
Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.
Эта разновидность правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, а именно:
- Во-первых, акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений.
- Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства.
- В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную законом форму. Несоблюдение формы издания такого акта может повлечь его отмену или необходимость изменения. Надлежаще оформленный документ издается в форме приказов, постановлений, распоряжений и т.д.
- В-четвертых, акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц, исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения права регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.