Файл: Понятие правоприменительной деятельности, её виды и принципы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С учетом вышеизложенного можно сформулировать понятие акта применения права.

Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права отличаются от других правовых актов, в частности, от нормативно-правовых, следующими чертами:

  1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.
  2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям.

Основные требования, которые предъявляются к актам применения, заключается в том, чтобы они:

  1. Строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они принимаются.
  2. Издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица.
  3. Содержали глубокую и всестороннюю характеристику данного дела.
  4. Имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т.п.).

Акты применения, или индивидуальные акты, не являются источниками права. Они не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу.

Правоприменительные акты принимают практически все органы государства в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций, что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

  1. Акты государственных органов и общественных организаций.
  2. Акты главы государства – Президента РФ.
  3. Акты федеральных органов власти и управления.
  4. Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации.
  5. Акты органов правосудия.
  6. Акты органов прокуратуры.
  7. Акты органов надзора и контроля.
  8. Акты коллегиальные и единоличные.

По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают:

  1. Акты конституционно-правовые.
  2. Акты административно-правовые.
  3. Акты уголовно-правовые.
  4. Акты применения материального и процессуального права.

По форме правоприменительной деятельности можно выделить:

  1. Акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения.
  2. Акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также применением мер по их предупреждению.

По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:

  1. Акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения, указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей, предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения.
  2. Правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений; их функции состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.

По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на:

  1. Акты-документы.
  2. Акты-действия.

Правоприменительный акт-документ – это надлежащее оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.

По структуре их можно разделить на акты-документы:

  1. Включающие все четыре его составные части – вводную, описательную (констатирующую), мотивирочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты).
  2. Состоящие из трех частей – вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов.
  3. Содержащие две части – вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий).
  4. Не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнитель» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные.

Словесные акты применения права-действия – это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающий решение субъекта применения права (жесты уполномоченного должностного лица, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия.

Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.

По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные.

Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда).

Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

2.3.Правоприменительная деятельность как элемент реализации юридической ответственности

В современной юридической науке феномен «юридическая ответственность» чаще всего рассматривается в контексте исследования проблемы мер государственного принуждения. В этой связи юридическая ответственность интерпретируется как закрепленная законом обязанность лица претерпевать конкретные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение, обеспеченная мерами государственного принуждения.


Юридическая ответственность обладает рядом специфических признаков: применяется в случае совершения правонарушения; основывается на правовых нормах; реализуется в форме правоприменительных отношений; обеспечивается мерами государственного принуждения; выражается в определенных отрицательных последствиях для конкретного правонарушителя; осуществляется в процессуальной форме.

По нашему мнению, юридическая ответственность выполняет правообеспечивающую, регулятивную, превентивную, карательную и правовосстановительную функции, под которыми следует понимать основные направления регулятивно-охранительного воздействия юридической ответственности на поведение субъектов права.

Теоретическая модель юридической ответственности проецируется на механизм реализации юридической ответственности, представляющий собой систему определенным образом взаимодействующих элементов, функционирование которых носит взаимообусловленный характер и подчинено общей цели - обеспечению прав и законных интересов субъектов права.

Структуру механизма реализации юридической ответственности составляют следующие элементы:

  1. организационный (субъекты, участвующие в реализации юридической ответственности);
  2. нормативный (правовые акты, регламентирующие поведение субъектов, участвующих в процессе реализации юридической ответственности);
  3. инструментальный (юридические средства, при помощи которых реализуется юридическая ответственность);
  4. функциональный (правоотношения, в рамках которых конкретизируется объем субъективных прав и обязанностей субъектов).

На наш взгляд, все перечисленные элементы выступают структурно-упорядоченными составляющими единой системы, тесно взаимодействуя между собой в процессе реализации юридической ответственности.

Функциональная составляющая механизма реализации юридической ответственности имеет двойственный характер, обусловленный функционированием как внутри системы, т. е. отношениями в рамках механизма, связанными с взаимодействием его отдельных структурных элементов и урегулированными соответствующими нормами права (например, в рамках системы МВД внутрисистемное функционирование происходит в форме подбора кандидатов в органы внутренних дел), так и внешним (целевым) функционированием, которое проявляется в оказании определенного регулятивно-охранительного воздействия на общественные отношения.

Функциональный элемент механизма реализации юридической ответственности в подобном понимании предполагает правоприменительные отношения, направленные на достижение определенных результатов, обеспечение стабильности и охрану сложившегося порядка.


Что касается правоприменительной деятельности, то, на наш взгляд, это осуществляемая в специальных формах государственновластная, организующая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и общественных объединений по реализации правовых норм в отношении конкретных жизненных случаев.

С момента наступления определенных юридических фактов и информированности об этих фактах правоприменительных органов возникает правоприменительная деятельность в конкретной ситуации и начинает «запускаться» весь механизм реализации юридической ответственности. До этого времени, пока правоприменительная деятельность не начала осуществляться, остаются неподвижными остальные элементы механизма.

Если говорить о правоприменительной деятельности, к примеру, органов внутренних дел, то её следует понимать как государственно властную деятельность органов и должностных лиц, осуществляемую специфическими методами и средствами в пределах своей компетенции при наличии правообразующего факта, путем перевода общего предписания норм права на конкретную ситуацию, посредством вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний и обращения их к исполнению1.

Правоприменительную деятельность сотрудников органов внутренних дел можно подразделить на три формы: организационноуправленческую; исполнительно-распорядительную; юрисдикционную.

Юрисдикционная деятельность осуществляется при необходимости восстановить нарушенное право, а также при использовании принуждения к участникам общественных отношений, совершившим правонарушение, обеспечивая при этом индивидуализацию и конкретизацию санкции нормы права.

Заключение

Рассмотрев разные подходы к пониманию термина применение права, можно выделить ключевые моменты правоприменительной деятельности и сформулировать следующее определение применения права: правоприменение – это один из важнейших видов государственной деятельности. Форма правореализации, которая представляет собой властную деятельность управомоченных законом субъектов, осуществляющих управленческое воздействие на общественные отношения, путем издания нормативно – правовых актов, неисполнение которых влечет за собой государственное принуждение.

Раскрыв основные принципы применения права, можно прийти к выводу, что существует восемь наиболее важных признаков, характеризующих правоприменительную деятельность.
Выделяют четыре главные стадии правоприменения: установление и исследование фактических обстоятельств дела, установление юридической основы дела (выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; анализ содержания нормы права), принятие решения (издание индивидуального акта), доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.