Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере БРПК «Океан»)».pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
В рассматриваемом методе получение экспертной оценки возможно как в результате проведения специальных исследований, так и в результате использования накопленного опыта ведущих специалистов. Учитывая возможность возрастания риска при осуществлении проекта, возникает необходимость в более тщательной оценке критических моментов его реализации.
Большое количество методов оценки риска актуализирует проблему внедрения и использования системы управления рисками в деятельности предприятия. Основными подходами к оценке рисков являются:
- за основу оценки риска используются показатели, характеризующие последствия воздействия рисков;
- за основу оценки риска используются показатели, характеризующие факторы воздействия риска;
- за основу оценки риска используются показатели, отражающие не только последствия, но и возможности проявления воздействия рисков;
- учет вероятности изменения воздействия риска;
- в основе оценки - построение моделей, сценариев развития событий при различных вариантах и условиях внешней и внутренней среды деятельности предприятия[21].
Достаточно простым и широко применяемым подходом к оценке рисков является именно первый подход, применяемый в большинстве своем в целях оценки финального риска. В рамках данного подхода определяется значение показателей, отражающих степень влияния риска на деятельность предприятия. Основными показателями, отражающими характер и степень воздействия риска, являются: величина связанных с ним потерь и прибыль[22]. В подавляющем большинстве случаев воздействие риска соотносят со снижением эффективности производства. Основным вариантом расчета и оценки риска в рамках данного подхода является вычисление разницы между планируемой и фактической величиной показателей[23].
В основе второго подхода лежит оценка действующего или будущего воздействия риска. В данном случае, объектом анализа являются показатели, которые характеризуют факторные риски (факторный анализ риска). В результате оценки показателей, характеризующих факторы воздействия риска, определяются основные причины и источники возникновения рисков, их влияние в рамках сложившейся ситуации. Основными методами ситуационного анализа факторов риска внутреннего характера являются: аудит, анализ хозяйственной деятельности и финансовый анализ[24].
Помимо финансовых коэффициентов в целях оценки финансовых рисков могут применяться и иные показатели. Так, для оценки уровня коммерческого риска с достаточной степенью достоверности могут применяться такие показатели как: уровень дебиторской и кредиторской задолженности; объемы (индексы) реализации продукции; уровень потерь при транспортировке продукции; индексы цен на продукцию[25].
В основе рассмотренных методов оценки рисков лежит анализ факторов или результатов воздействия риска. Данные методы соотносятся с концепцией трактовки риска как ситуативной характеристики деятельности предприятия. Объектом анализа не выступает вероятность изменения воздействия риска, динамичный и нестабильный характер среды функционирования предприятия. Именно рассмотрение риска в качестве количественной, вероятностной экономической категории делает возможным комплексную оценку риска[26].
В целях получения более обоснованного и достоверного результата оценки риска используют экономико-статистические методы. Данный подход нашел отражение в рамках модели Марковица. В его основе лежит характеристика распределения социально-экономических явлений с применением закона нормального распределения. В рамках экономико-статистического метода исследуется статистика показателей, которые отражают воздействие риска в целях определения вероятности события, установления величины риска. Под вероятностью понимается возможность получения определенного результата. При оценке риска используются: математическое ожидание, дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации[27].
На основе подхода, выдвинутого Марковицем, были разработан и другие методы оценки рисков, например, метод VaR (Value at Risk - рисковая стоимость; стоимость под риском). В рамках данного метода дается четкий и однозначный ответ на вопрос, который может возникнуть в рамках осуществления операций финансового характера. VAR – выступает в качестве величины потерь, которую не превысят с заданной вероятностью потери в стоимости портфеля за определенный период времени[28].
Для оценки рисков также применяются имитационные методы и модели, позволяющих моделировать систему, связанную с большим числом взаимодействующих систем и объектов. Имитационная модель представляет собой вычислительную процедуру, в рамках которой описывается анализируемый объект и имитируется его поведение (например, модели, построенные на графах, метод Монте-Карло и др.). Имитирование позволяет использовать определенное устройство для имитации реальной системы, в целях ее исследования, анализа ее свойств, характеристик[29].
При необходимости решения сложных не формализуемых проблемных ситуаций, в условиях недостаточности и недостоверности информации применяются экспертные методы и модели, так как применение в чистом виде формальных математических методов и моделей не представляется возможным.
Методы снижения коммерческих рисков
В результате выявления и оценки коммерческих рисков, а также факторов, оказывающих на них определенное влияние, связанных с ними потерь, становится возможным разработка программы по нейтрализации рисков и уменьшению их влияния на деятельность предприятия. В целях решения данной задачи используются разнообразные методы, выбор и применение которых, осуществляются с учетом специфики деятельности коммерческой организации, внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие, а также личностных качества специалистов, которые принимают соответствующие решения[30].
При осуществлении процесса управления риском учитываются результаты оценки риска, технико-технологического и экономического анализа потенциала и среды деятельности предприятия, действующая и прогнозируемая нормативная базу хозяйствования, результаты применения экономико-математических методов, маркетинговых и других исследований. Разнообразие факторов риск, влечет за собой применение разнообразных способов уменьшения риска, которые оказывают влияние на те или иные сферы деятельности предприятия[31].
Общепризнанным является деление методов управления риском в рамках предприятия на четыре основные группы:
- методы уклонения от риска;
- методы локализации риска;
- методы диссипации риска;
- методы компенсации риска[32].
Наиболее простым и радикальным методом является уклонение от рисков. При применении данного метода нейтрализуется риск, посредством отказа предприятия в рамках своей деятельности от совершения финнсовых операций или от иного вида коммерческой деятельности, сопряженного с высоким уровнем риска. Предприятие может избежать потенциальных потерь, которые связанны с коммерческим риском, в тоже время, становится невозможным получение результатов, которые можно было быть достичь при деятельности в условиях риска. Уклонение от риска во многих случаях, с учетом его неизбежного характера, становится невозможным. К тому же, уклонение от одного риска, может повлечь возникновение другого. В связи с чем, целесообразно применять данный метод только в отношении очень крупных рисков[33].
Принятие решение об уклонении от того или иного вида риска возможно как на стадии принятия решения, так и впоследствии, в форме отказа от последующего осуществления коммерческой деятельности, что может повлечь за собой увеличение финансовых и иных потерь для предприятия, а также вызвать определенные затруднения в сфере договорных обязательств предприятия[34].
Метод уклонения может выступать в качестве эффективного метода снижения коммерческих рисков при соблюдении определенных условий:
- в результате уклонения от одного вида риска не возникнут иные риски такого же или же более высокого уровня;
- уровень риска намного превышает уровень возможных доходов от коммерческой деятельности в целом или конкретного ее вида;
- финансовые потери по данному риску не могут быть возмещены за счет собственных финансовых средств предприятия, так как они слишком высоки[35].
Организация не может уклониться от всех видов рисков, в большинстве случаев предприятие вынуждено сознательно идти на риск и осуществлять коммерческую деятельность до наступления последствий риска в форме невосполнимых убытков. Некоторые риски предприятие принимает ввиду их неизбежности, другие же ввиду возможности получения прибыли.
Применение метода локализации возможно при наличии достаточно четких и конкретных вычленений и идентификации источников риска. Определив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, становится возможным осуществление над ним контроля, что позволяет снизить уровень финального риска предприятия. Данный метод целесообразно применять крупными производственными компаниями, в частности при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, в коммерческом успехе которых есть сомнения, так как они еще могут быть не опробованы в промышленной сфере. В целях обеспечения реализации высокорискованных проектов предприятия создают дочерние, так называемые венчурные (рискованные) предприятия. Именно на базе данных предприятий и локализуется наиболее рискованная часть проекта, в тоже время в рамках самой крупной фирмы сохраняются условия для эффективного подключения научного и технического потенциалов[36].
Более гибким инструментом управления риском являются методы диссипации. Основным методом диссипации является распределение общего риска посредством объединения с другими участниками, которые заинтересованы в достижении положительного результата совместной деятельности[37].
У предприятия появляются возможности уменьшения уровня собственного риска, посредством привлечения к решению общих проблем другие предприятия или же физические лица в качестве партнеров. В данных целях возможно создание: акционерных обществ, финансово-промышленных групп; приобретение предприятиями акций друг друга или обмен ими, формирование различных консорциумов, ассоциаций, концернов[38].
Основными формами диверсификации рисков предприятиями являются:
- Диверсификация предусматривает возможность использования разнообразных способов получения дохода от различных видов деятельности, которые не имеют между собой прямой связи. В данном случае, при убыточности одного видов деятельности, другие могут оказаться прибыльными.;
- Диверсификация поставщиков товаров. При нарушении поставок предприятие может вместо поиска альтернативных поставщиков, увеличить объемы закупок у других.[39];
- Диверсификация покупателей товаров. Осуществляется за счет расширения границ рынка на другие территории и сегменты рынка, увеличения объемов товарооборота посредством разработки и применения эффективных методов формирования спроса и стимулирования сбыта, с учетом результатов маркетинговых исследований.;
- Диверсификация кредитного портфеля. Целью является снижение кредитного риска предприятия, а также увеличение разнообразия покупателей товаров или услуг организации.;
- Диверсификация валютной корзины. Основана на выборе нескольких различных видов валют в рамках осуществления предприятием внешнеэкономических операций, что приводит к возможности снижения валютных рисков.[40];
- Диверсификация портфеля ценных бумаг. Основная цель – снижение инвестиционных рисков, при сохранении уровня доходности инвестиционного портфеля.[41];
- Диверсификация программы инвестирования. В сфере формирования
реального инвестиционного портфеля предприятия рекомендуется использование программам, предусматривающих реализацию нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного крупного инвестиционного проекта[42].
Определенный интерес в рамках деятельности предприятия представляют и упреждающие методы управления коммерческими рисками. Данные методы, как правило, более трудоемки, так как для их реализации требуется существенная предварительная аналитическая работа, полнота и профессионализм которой влияют на эффективность их применения[43].