Файл: Формы социальной защиты населения (Формы социальной защиты населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бесплатное социа∙льное обслуживание в государ∙ственной системе социа∙льных служб в объе∙мах, определенных государс∙твенными стандартами социа∙льного обслуживания, предоста∙вляется:

1 гражд∙анам, не спос∙обным к самообсл∙уживанию в св∙язи с прекл∙онным возрастом, боле∙знью, инвалидностью, не име∙ющим родственников, кот∙орые могут обесп∙ечить им пом∙ощь и ух∙од, – ес∙ли среднедушевой до∙ход этих гра∙ждан ниже прожит∙очного минимума, установ∙ленного для субъ∙екта Российской Федер∙ации, в кот∙ором они прожи∙вают;

2 гражд∙анам, находящимся в тру∙дной жизненной ситу∙ации в св∙язи с безраб∙отицей, стихийными бедст∙виями, катастрофами, постра∙давшим в резул∙ьтате вооруженных и межэтн∙ических конфликтов;

3 несоверше∙ннолетним детям, наход∙ящимся в тру∙дной жизненной ситу∙ации.

2. Социальная защита населения в Российской Федерации

2.1. Основные направления социальной защиты населения в России.

В Росси∙йской Федерации оформ∙ление социальной раб∙оты, как самодост∙аточного профессионального инст∙итута стало проис∙ходить в ко∙нце 1980-х г, ко∙гда специалисты сред∙него звена, - социа∙льные работники, нач∙али обслуживание пож∙илых людей и инва∙лидов на до∙му. В 19∙91 г. в квалифик∙ационный справочник внос∙ится новая проф∙ессия - специ∙алист по социа∙льной работе и с эт∙ого времени начин∙ается становление сис∙темы социального обслуж∙ивания.

В 199∙4-96 гг. в Минист∙ерстве социальной защ∙иты населения Рос∙сии разрабатывается и прини∙мается концепция разв∙ития этой но∙вой отрасли, отрабат∙ываются типовые поло∙жения различных ви∙дов социальных слу∙жб.

С 19∙95 г. прини∙маются Федеральные зак∙оны «Об осн∙овах социального обслуж∙ивания населения в РФ∙», «О социа∙льном обслуживании гра∙ждан пожилого возр∙аста и инвал∙идов». В разв∙итие этих законод∙ательных актов прини∙маются нормативные и методи∙ческие документы по норма∙тивам и станд∙артам социального обслуж∙ивания населения. Учит∙ывая конституционное поло∙жение о разгра∙ничении социальных полно∙мочий, формируется законод∙ательная основа эт∙ого направления деятел∙ьности в реги∙онах России. В стр∙ане повсеместно созд∙аются различные ти∙пы социальных учреж∙дений, разрабатываются и реали∙зуются федеральные и регион∙альные социальные прогр∙аммы, финансируемые из бюдж∙етов различных уров∙ней. Активизируется формир∙ование негосударственных орган∙изаций социальной направл∙енности.


Российская Феде∙рация в наст∙оящий момент переж∙ивает переходный пер∙иод, который характе∙ризуется экономическим криз∙исом, безработицей, повыш∙ением цен на прод∙укты питания и медика∙менты. Безусловно, насел∙ению, а особ∙енно его са∙мым незащищенным сло∙ям, необходима пом∙ощь.

Помощь со сто∙роны государства дол∙жна оказываться пу∙тем комплексного содей∙ствия человеку в реш∙ении его актуа∙льных проблем и предотв∙ращения появления нов∙ых.

Конституция Росси∙йской Федерации 19∙93 года провоз∙гласила Россию социа∙льным государством. Поэ∙тому в ста∙тье 7 закре∙плены основные напра∙вления политики Росси∙йской Федерации, кот∙орые заключаются в созд∙ании условий, обеспеч∙ивающих достойную жи∙знь и своб∙одное развитие чело∙века. В ча∙сти 2 той же ста∙тьи перечислены обяза∙нности Российской Феде∙рации как социа∙льного государства:

  • охрана тр∙уда и здор∙овья людей;
  • установление гарантир∙ованного минимального раз∙мера оплаты тру∙да;
  • обеспечение государ∙ственной поддержки матери∙нства, отцовства, инвал∙идов, пожилых люд∙ей, семьи и детс∙тва;
  • развитие сис∙тем социальных слу∙жб;
  • установление государ∙ственных пенсий, пос∙обий и ин∙ых гарантий социа∙льной защиты.

Согласно опреде∙лению, данному в Социа∙льной энциклопедии, «соци∙альная политика – это сф∙ера практического осущес∙твления важнейшей фун∙кции государства по созд∙анию условий, обеспеч∙ивающих каждому чл∙ену общества реали∙зацию его потреб∙ностей с уче∙том одобряемой обще∙ством системы ценно∙стей». Таким обра∙зом, именно чел∙овек является цел∙ью, предметом и субъ∙ектом социальной поли∙тики государства, то ес∙ть ее центр∙альной фигурой.

Социальная поли∙тика является важн∙ейшей частью об∙щей политики Росси∙йской Федерации, так как он∙а:

  • регулирует отно∙шения между обще∙ством и его член∙ами, а та∙кже между разли∙чными социальными груп∙пами;
  • способствует ро∙сту благосостояния гра∙ждан и улуч∙шению качества их жиз∙ни;
  • занимается удовлет∙ворением не тол∙ько материальных, но и духо∙вных потребностей люд∙ей;
  • способствует улуч∙шению образа жи∙зни граждан [4].

На совре∙менном этапе разв∙ития общества, социа∙льная работа явля∙ется главенствующим направ∙лением социальной поли∙тики нашей стр∙аны. Это обусл∙овлено тем, что социа∙льная защита насе∙ления представляет со∙бой систему мето∙дов, принципов, а та∙кже социальных гара∙нтий, которые законод∙ательно закреплены госуда∙рством.


Также в сис∙тему социальной защ∙иты населения вклю∙чены мероприятия и учреж∙дения, которые заним∙аются обеспечением оптим∙альных условий жиз∙ни, удовлетворением потреб∙ностей и т.∙д., совокупность сред∙ств, действий и мер обще∙ства и госуда∙рства, которые напра∙влены на миним∙изацию ситуаций ри∙ска в жи∙зни граждан.

1. На совре∙менном этапе разв∙ития система социа∙льной защиты насе∙ления включает в се∙бя социальное обеспе∙чение.

Выделяют чет∙ыре функции социа∙льного обеспечения:

1) Эконом∙ическая – оказ∙ание материальной подд∙ержки людям, оказа∙вшимся в тру∙дной жизненной ситу∙ации; поддержка разв∙ития каких-либо отра∙слей народного хозя∙йства или общест∙венного производства в це∙лом и т.∙д.

2) Демогра∙фическая – стимули∙рование роста чи∙сла населения стр∙аны, роста продолжи∙тельности жизни и т.∙д.

3) Полити∙ческая – сбли∙жение социального уро∙вня разных сл∙оев населения; обесп∙ечение достойной жи∙зни каждому гражд∙анину; стабилизация общест∙венных отношений в сф∙ере социальной защ∙иты населения.

4) Социально-реа∙билитационная – удовлет∙ворение специфических потреб∙ностей нетрудоспособных и прест∙арелых граждан, кот∙орое выражается в созд∙ании определенных усло∙вий, способствующих сохра∙нению их прав∙ового статуса и охр∙ане здоровья вс∙ех людей.

По мне∙нию К.Н. Гусл∙овой, социальная защ∙ита выполняет еще од∙ну функцию – защи∙тную. «Прежде все∙го, именно эту зад∙ачу ставят пе∙ред собой обще∙ство, предоставляя социа∙льное обеспечение св∙оим гражданам, ибо защ∙ита их в тру∙дной жизненной ситу∙ации, помощь в реш∙ении различных про∙блем (материальных, психолог∙ических, возрастных и т.∙д.) являются осно∙вным назначением социа∙льного обеспечения» [1]

2. Социа∙льное страхование – это разраб∙отанная и реали∙зуемая государством сис∙тема поддержки нетрудос∙пособных и прест∙арелых граждан за сч∙ет средств государс∙твенного страхового фон∙да, а та∙кже частных ли∙бо коллективных стра∙ховых фондов.

Существует два ви∙да социального страхо∙вания: обязательное и добров∙ольное.

Обязательное социа∙льное страхование предст∙авляет собой разнов∙идность государственных социа∙льных гарантий, кот∙орые обеспечиваются с пом∙ощью целевых внебюд∙жетных (общественных или государс∙твенных) фондов по прин∙ципу неполного самофинан∙сирования. При нехв∙атке средств в дан∙ных фондах госуд∙арство оказывает им финан∙совую помощь за сч∙ет государственного бюдж∙ета.


Обязательное социа∙льное страхование быв∙ает двух вид∙ов: обязательное об∙щее страхование и обязат∙ельное профессиональное страхо∙вание.

На обязат∙ельное общее страх∙ование имеют пр∙аво все лю∙ди, работающие по конт∙ракту или труд∙овому договору, а обязат∙ельное профессиональное тол∙ько на тех люд∙ей, чья труд∙овая деятельность кот∙орых связана с повыш∙енным травматизмом, неблагоп∙риятными либо ос∙обо опасными тр∙уда [18].

Добровольное медиц∙инское страхование не им∙еет бюджетной подд∙ержки государства и осно∙вано на доб∙рой воле работо∙дателя или сам∙ого человека.

3. Социа∙льная помощь (подде∙ржка). Является од∙ним из важ∙ных элементов социа∙льной защиты насел∙ения. Государственная социа∙льная помощь мо∙жет быть выра∙жена:

  • в дене∙жных выплатах (компе∙нсации, денежные посо∙бия, субсидии и дру∙гие выплаты);
  • в предост∙авлении натуральной пом∙ощи (обувь, оде∙жда, лекарства, прод∙укты питания и т.∙д.) [11].

Одной из наиб∙олее важных состав∙ляющих социальной защ∙иты населения счит∙ается институт орг∙анов социальной раб∙оты, основной це∙лью деятельности кото∙рого является прове∙дение такой поли∙тики государства, кот∙орая направлена на устано∙вление прочной св∙язи между разли∙чными уровнями организ∙ационной системы. Та∙кже органы социа∙льной работы заним∙аются формированием социа∙льных отношений в обще∙стве, обеспечением лю∙дей потенциальными жизне∙нными благами и т.∙д.

Органы социа∙льной работы функци∙онируют на чет∙ырех уровнях:

1. Федер∙альный или республ∙иканский уровень. На дан∙ном уровне орг∙аны социальной раб∙оты выполняют след∙ующие функции:

1) Социа∙льная помощь се∙мье и дет∙ям.

2) Разра∙ботка социальных норма∙тивов.

3) Медико-с∙оциальная экспертиза.

4) Социа∙льное обслуживание.

5) Орган∙изация обеспечения пособ∙иями.

6) Орган∙изация пенсионного обесп∙ечения и дру∙гие.

2. Регион∙альный или мес∙тный уровень. Фун∙кции социальной раб∙оты на эт∙ом уровне вклю∙чают в се∙бя:

1) Реш∙ение экономических проб∙лем.

2) Созд∙ание разнообразных фон∙дов социальной пом∙ощи.

3) План∙овая и финансово-э∙кономическая деятельность и т.∙д.

3. Уро∙вень трудового колле∙ктива. На дан∙ном уровне выпол∙няются следующие функ∙ции:

1) Социа∙льная.

2) Воспита∙тельная.

3) Полити∙ческая и т.∙д.

4. Уро∙вень благотворительных негосуда∙рственных общественных орган∙изаций выполняет след∙ующие функции:


1) Прав∙овая помощь соци∙ально нуждающимся люд∙ям.

2) Социа∙льная реабилитация инвал∙идов.

3) Социально-∙медицинская помощь прест∙арелым гражданам и дру∙гие [17].

Социальная защ∙ита населения в Росси∙йской Федерации вед∙ется по чет∙ырем основным направ∙лениям:

1. Социа∙льная защита дет∙ей, детства и отроч∙ества. Она напра∙влена на созд∙ание условий для луч∙шего развития и воспи∙тания детей, на сохра∙нение их физиче∙ского, психического и психолог∙ического здоровья, на гармо∙ничное духовное разв∙итие и т.∙д. Данное напра∙вление базируется на Федер∙альном законе «Об осно∙вных гарантиях пр∙ав ребенка в Росси∙йской Федерации», прин∙ятом 24 ию∙ля 1998 го∙да. В дан∙ном Федеральном зак∙оне даются опред∙еления ребенка, социа∙льной адаптации и реабил∙итации детей и т.∙д. Также в нем закре∙плены основные це∙ли и прин∙ципы государственной поли∙тики в инте∙ресах детей. Федер∙альный закон «Об осно∙вных гарантиях пр∙ав ребенка» устана∙вливает «основные гара∙нтии прав и зако∙нных интересов ребе∙нка, предусмотренных Консти∙туцией Российской Федер∙ации, в це∙лях создания прав∙овых, социально-экономических усл∙овий для реали∙зации прав и зако∙нных интересов ребе∙нка» [9].

Социальная защ∙ита детей и подро∙стков имеет множ∙ество направлений, кот∙орые затрагивают все сф∙еры их жиз∙ни, но главен∙ствует в дан∙ных направлениях все же раб∙ота с дет∙ьми и подрос∙тками, которые им∙еют какую-либо сте∙пень социальной дезада∙птации, девиантное повед∙ение, больны нарко∙манией и т.∙д.

2. Социа∙льная защита трудосп∙особного населения. Дан∙ное направление социа∙льной защиты предусм∙атривает создание та∙ких условий, чт∙обы трудящийся был уве∙рен в завтр∙ашнем дне и в то∙м, что госуд∙арство окажет необх∙одимую поддержку в слу∙чае его боле∙зни, потери раб∙оты и т.∙д.

В прав∙овом аспекте социа∙льная защита трудосп∙особного населения базир∙уется на Конст∙итуции Российской Федер∙ации, Федеральном зак∙оне «Об осн∙овах охраны тр∙уда в Росси∙йской Федерации» и дру∙гих законах и нормативн∙о-правовых актах Росси∙йской Федерации и ее субъе∙ктов.

3. Социа∙льная защита нетрудос∙пособных граждан. Это напра∙вление занимается защ∙итой прав и интер∙есов, инвалидов, гра∙ждан пожилого возр∙аста. Оно наце∙лено на гуман∙изацию всех сф∙ер жизни дан∙ной части насел∙ения, на их акти∙вное участие в социа∙льной жизни обще∙ства, на предост∙авление им возмож∙ностей пользоваться вс∙еми благами и т.∙д.