Файл: Формы социальной защиты населения (Формы социальной защиты населения).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формы социальной защиты населения
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2. Фо∙рмы социальной подд∙ержки населения
2. Социа∙льная защита насе∙ления в Росси∙йской Федерации
2.1. Осно∙вные направления социа∙льной защиты насе∙ления в Рос∙сии.
2.2. Заруб∙ежный опыт социа∙льной защиты
2.3. Проб∙лемы и пу∙ти реформирования социа∙льной защиты насе∙ления в Рос∙сии
Социальное обслуж∙ивание граждан пожи∙лого возраста и инва∙лидов основана на деятел∙ьности по удовлет∙ворению их потреб∙ностей. То ес∙ть заключается в предост∙авлении такого ви∙да услуг, ка∙к:
- уход;
- содействие в полу∙чении правовой, медици∙нской, социальной пом∙ощи;
- организация пита∙ния;
- содействие в трудоуст∙ройстве;
- профессиональная подго∙товка и перепод∙готовка и т.∙д. [10]
4. Социа∙льная защита сем∙ьи. Данное напра∙вление способствует созд∙анию и сохра∙нению семьи; сохра∙нению института сем∙ьи; обеспечению вс∙ем женщинам пр∙ава на макси∙мально возможное колич∙ество услуг в сф∙ере планирования сем∙ьи; созданию мер по сниж∙ению детской и матер∙инской смертности и т.∙д.
Именно в се∙мье в пол∙ной мере отраж∙аются все социа∙льные проблемы соврем∙енного общества, поэ∙тому социальная защ∙ита семьи явля∙ется наиболее развив∙ающимся направлением социа∙льной защиты насел∙ения.
Таким обра∙зом, основным направ∙лением государственной поли∙тики Российской Феде∙рации является социа∙льное. Деятельность ее напра∙влена на регули∙рование общественных отнош∙ений, социальную защ∙иту граждан, удовлет∙ворение их потреб∙ностей и совершен∙ствование образа жиз∙ни. Социальная защ∙ита в Рос∙сии охватывает все пробл∙емные группы граж∙дан, а та∙кже способствует предотв∙ращению возникновению тру∙дных жизненных ситу∙аций.
2.2. Заруб∙ежный опыт социа∙льной защиты
В стр∙анах ЕС и дру∙гих странах Зап∙ада используется социа∙льное страхование на слу∙чай социального ри∙ска и оказы∙вается социальная пом∙ощь людям, наход∙ящимся за чер∙той бедности.
Системы социа∙льного страхования и социа∙льной помощи в эт∙их странах мо∙гут быть разд∙елены на чет∙ыре группы:
1. стр∙аны, где домин∙ируют страховые прин∙ципы, где раз∙меры выплат и пос∙обий связаны с индивид∙уальными страховыми взно∙сами;
2. стр∙аны, где стра∙ховые принципы социа∙льной защиты насе∙ления менее выра∙жены, где раз∙меры пособий и вып∙лат более соотве∙тствуют индивидуальным потреб∙ностям, а финанси∙рование осуществляется в осно∙вном из нало∙говых фондов;
3. стр∙аны, занимающие промеж∙уточную позицию ме∙жду первыми дву∙мя;
4. стр∙аны, где сис∙темы социальной защ∙иты населения, как тако∙вой, пока не∙т, она тол∙ько формируется.
К пер∙вой группе отно∙сятся Германия, Фран∙ция, Бельгия и Люксе∙мбург. В эт∙их странах сис∙темы защиты насе∙ления базируются на договорно∙-страховых принципах. Нае∙мные трудящиеся выпла∙чивают определенную ча∙сть своих дох∙одов в стра∙ховой фонд, что да∙ет им пр∙аво воспользоваться услу∙гами фонда, ко∙гда им понадо∙биться помощь в разм∙ерах, соответствующих накоп∙лениям в стра∙ховом фонде. Одновр∙еменно работодатели от им∙ени своих нае∙мных рабочих та∙кже отчисляют опреде∙ленные суммы в эт∙от страховой фо∙нд.
Основная це∙ль этой сис∙темы - подде∙ржать уровень жи∙зни человека в слу∙чае его боле∙зни, инвалидности и пот∙ери работы. Та∙кая система позв∙оляет перераспределить дох∙оды человека на протя∙жении его физич∙еской жизни. Во вс∙ех европейских стр∙анах страховые отчис∙ления являются осно∙вным источником финанси∙рования социальной защ∙иты.
Здравоохранение в осно∙вном финансируется та∙кже за сч∙ет страховых взно∙сов, однако мин∙имум медицинского обслуж∙ивания гарантирован за сч∙ет бюджета.
Вторая гру∙ппа стран, к кот∙орой относятся Великоб∙ритания, Дания, Ирла∙ндия, отличается от пер∙вой тем, что социа∙льная защита в мен∙ьшей степени свя∙зана со страх∙овыми накоплениями. В эт∙их странах бол∙ьшую роль в финанси∙ровании социальной сф∙еры играет государ∙ственный бюджет. Социа∙льная помощь дол∙жна быть оказ∙ана, исходя из потреб∙ностей человека, социа∙льные выплаты обязат∙ельны, на них им∙еет право претен∙довать каждый граж∙данин по зак∙ону, а пос∙обия даются дал∙еко не вс∙ем, в завис∙имости от нужда∙емости и хара∙ктера социального рис∙ка.
К тре∙тьей группе ст∙ран относятся Нидер∙ланды и Ита∙лия, представляющие смеш∙анную систему социа∙льного обеспечения. Их сис∙темы более бли∙зки к сист∙емам первой гру∙ппы стран. Но в Ита∙лии, например, госуд∙арство не бе∙рет на се∙бя обязательства по вып∙лате гарантированного социа∙льного минимума дохо∙дов. Такие гара∙нтии дают ли∙шь некоторые мес∙тные власти в отде∙льных областях. В Нидерл∙андах, наоборот, социа∙льное обеспечение нахо∙дится на оч∙ень высокой сту∙пени развития, и сис∙тема охватывает каж∙дого жителя стр∙аны.
К четв∙ертой группе ст∙ран относятся Испа∙ния, Португалия, Гре∙ция. Системы социа∙льной защиты насе∙ления этих ст∙ран находятся по∙ка в зачат∙очном состоянии. В эт∙их странах нет гарантир∙ованного минимального дох∙ода, и социа∙льное обслуживание дост∙упно далеко не вс∙ем гражданам.
Во вс∙ех европейских стр∙анах социальная защ∙ита многофункциональна. Как прав∙ило, она выпо∙лняет 11 функ∙ций, соответствующих осно∙вным социальным рис∙кам, которым подвер∙гается человек в теч∙ение жизни:
- Риск заболе∙вания: выплаты соотве∙тствуют полной или част∙ичной компенсации дохо∙дов; покрывают полн∙остью или част∙ично медицинское обслуж∙ивание.
- Риск инвали∙дности: выплата пен∙сий и пос∙обий лицам, полн∙остью утратившим спосо∙бность трудиться и ве∙сти нормальную жи∙знь в соци∙уме; медицинское обслуж∙ивание, связанное с инвалид∙ностью; расходы по реабил∙итации.
- Риск производ∙ственного травматизма и професси∙онального заболевания: вып∙лата пенсий и посо∙бий, компенсаций и дру∙гие формы пря∙мых выплат; специф∙ическая медицинская пом∙ощь; расходы, связ∙анные с производ∙ственной реабилитацией и дру∙гие формы социа∙льного обслуживания.
- Риск пот∙ери кормильца: пен∙сии и пос∙обия в слу∙чае потери корми∙льца, посмертное посо∙бие, ритуальные усл∙уги.
- Риск безраб∙отицы: пособие, связ∙анное с пол∙ной или част∙ичной безработицей; опл∙ата временного или эпизоди∙ческого труда, организ∙ованного властями, не замен∙яющей пособие.
- Риск мигр∙ации: расходы, связ∙анные с переме∙щением трудовых ресу∙рсов, обучением, переквали∙фикацией; пособия, связ∙анные с пере∙ездом на но∙вое место жител∙ьства бывших безраб∙отных.
- Риск пот∙ери жилья: субс∙идии на опл∙ату жилья и коммун∙альных услуг неко∙торым категория насел∙ения.
- Риск матери∙нства: расходы на вып∙лату пособий по береме∙нности и род∙ам; расходы на медиц∙инское обслуживание мат∙ери и реб∙енка и дру∙гие формы обесп∙ечения беременных и роже∙ниц.
- Семейные посо∙бия: пособия на детей-иж∙дивенцев, натуральная пом∙ощь в ви∙де продовольственных това∙ров, оплаты путе∙вок, помощь на до∙му и пр.
Очевидно, что рас∙ходы на те или ин∙ые выплаты и пос∙обия в раз∙ных странах, вес∙ьма, различны.
2.3. Проб∙лемы и пу∙ти реформирования социа∙льной защиты насе∙ления в Рос∙сии
Социальной защ∙ите населения все∙гда отводится огро∙мная роль. От сост∙ояния социальной сфе∙ры, эффективности прово∙димой государством поли∙тики в сф∙ере социальной подд∙ержки граждан зав∙исит стабильность обще∙ства, его устой∙чивое развитие, а в ит∙оге его национ∙альная безопасность.
В Росси∙йской Федерации сущес∙твует программа под назва∙нием: «Социальная подд∙ержка граждан».
В ней наме∙чены основные орие∙нтиры и зад∙ачи, которые необх∙одимо выполнить до 20∙20 года: это выпол∙нение обязательств на∙шей страны по социа∙льной поддержке граж∙дан, обеспечение потре∙бности граждан в социа∙льном обслуживании, созд∙ание благоприятных усл∙овий для функцион∙ирования института се∙мьи и повы∙шение значимости негосуда∙рственных некоммерческих орган∙изаций в предост∙авлении социальных ус∙луг населению.
До насто∙ящего времени в Росси∙йской Федерации не прои∙зошло формирования доста∙точно четких подх∙одов к реформи∙рованию сложившейся сис∙темы социальной защ∙иты, а осно∙вной проблемой государ∙ственной социальной подд∙ержки населения явля∙ется отсутствие еди∙ного Федерального зак∙она, который мог бы полн∙остью регулировать государ∙ственную поддержку росси∙йских семей.
В посл∙еднее время на∙ше государство предп∙риняло целый комп∙лекс мер, кот∙орые могли бы улуч∙шить материальное поло∙жение пенсионеров, се∙мей с дет∙ьми, безработных и инвал∙идов, в обл∙асти социального обесп∙ечения все та∙кже имеется ряд ост∙рых наболевших проб∙лем.
Одной из про∙блем является сост∙ояние и персп∙ективы развития пенси∙онной системы. Выдви∙гаются различные предл∙ожения по разв∙итию пенсионной сис∙темы путем отм∙ены обязательных пенси∙онных накоплений, пере∙хода на добров∙ольные накопления, кот∙орые будет стимул∙ировать государств. Реш∙ение этих про∙блем зависит не тол∙ько от сост∙ояния экономики стр∙аны, но и от но∙вой концепции пенси∙онного обеспечения.
Также актуа∙льной проблемой явля∙ется оказание социа∙льной поддержки люд∙ям, оказавшимся в сло∙жных жизненных усло∙виях. К та∙ким людям мо∙жно отнести бездо∙мных, беженцев, мигр∙антов и пересе∙ленцев. Для реш∙ения названной проб∙лемы необходимо совме∙стными усилиями террито∙риальных органов социа∙льной защиты с про∙чими заинтересованными служ∙бами решить воп∙росы организации до∙мов ночного пребы∙вания, а та∙кже социальных при∙ютов и гост∙иниц.
Кроме эт∙ого в Рос∙сии присутствует проб∙лема, которая свя∙зана с предост∙авления ряда мер социа∙льной поддержки насе∙лению по категор∙иальному признаку. То ес∙ть, в соотве∙тствии с имею∙щимся статусом гражд∙анина, который опре∙делен как федера∙льным, так и регион∙альным законодательством.
Так, напр∙имер, при та∙ком подходе ме∙ры социальной подд∙ержки предоставляются вете∙ранам труда, труже∙никам тыла, жер∙твам политических репре∙ссий, а та∙кже отдельным катег∙ориям сельских специа∙листов и про∙чим. Предоставление ин∙ых мер социа∙льной поддержки осущест∙вляется с уче∙том нуждаемости, кот∙орая основывается на оце∙нке доходов, имущ∙ества или потре∙бности в жил∙ье. Большинство мер социа∙льной поддержки финанс∙ируется из сре∙дств бюджетов субъ∙ектов Российской Федер∙ации. При эт∙ом наблюдается регион∙альная дифференциация удел∙ьного веса мер социа∙льной поддержки, предост∙авляемых за сч∙ет бюджетов субъ∙ектов Российской Феде∙рации в об∙щем числе предост∙авляемых мер социа∙льной поддержки.
Правительство Росси∙йской Федерации план∙ирует ввести неко∙торые меры по повы∙шению эффективности социа∙льной помощи насе∙лению до 20∙20 года:
- модерн∙изация рынка тру∙да. В на∙шей стране относи∙тельно низкая безраб∙отица. Это тре∙бует более эффек∙тивных мер по задейст∙вованию имеющихся труд∙овых ресурсов, распре∙деление их в точ∙ках экономического рос∙та. Чтобы доби∙ться этого, необх∙одимо снизить зат∙раты на пер∙еезд к но∙вым местам раб∙оты, а та∙кже обеспечить досту∙пность инфраструктуры на вс∙ей территории стр∙аны.
- созд∙ание новых возмож∙ностей для разв∙ития отраслей челове∙ческого капитала, а име∙нно образования и здравоох∙ранения.
- оказ∙ание семьям с дет∙ьми интенсивную подде∙ржку. Например, матер∙инский капитал, кот∙орый стал важ∙ным инструментом социа∙льной политики. Правит∙ельство расширило сф∙еры его приме∙нения и продл∙евает сроки реали∙зации этой прогр∙аммы.
- продо∙лжение выплат ежеме∙сячных пособий много∙детным семьям, вкл∙ючая дотации на жилищно-ко∙ммунальные услуги.
- ликви∙дация очереди на земе∙льные участки для много∙детных семей или предост∙авление им жил∙ья. Данную це∙ль Правительство план∙ирует выполнить за три го∙да.
- выра∙ботка комплексной прог∙раммы помощи пож∙илым людям. Та∙кая программа бу∙дет направлена на полу∙чение адекватной медиц∙инской помощи.
- модерн∙изация системы здравоох∙ранения, поскольку уро∙вень ее разв∙ития определяет каче∙ство жизни люб∙ого гражданина. Дан∙ная задача доста∙точно сложна в испол∙нении. Как мин∙имум это свя∙зано с боль∙шими затратами.
- чет∙кие формулировки государ∙ственных гарантий беспл∙атного оказания медиц∙инской помощи. В приор∙итете развитие перв∙ичной санитарной пом∙ощи, телемедицина, внед∙рение единой элект∙ронной карты паци∙ента.
- обесп∙ечение доступности и каче∙ства лекарственных препа∙ратов. Эта зад∙ача является наиб∙олее значимой для госуда∙рства. Необходимо, чт∙обы лекарственными препа∙ратами могли восполь∙зоваться даже малообес∙печенные пациенты. Государ∙ственная гражданская слу∙жба должна ст∙ать открытой и професси∙ональной.
Таким обра∙зом, можно сде∙лать вывод, что в на∙шем государстве сущес∙твует достаточное колич∙ество проблем, связ∙анных с социа∙льной поддержкой насел∙ения. Однако уже наме∙чены пути их реше∙ния. Государство на дан∙ный момент дел∙ает акцент на социа∙льной сфере на∙шей страны, ве∙дь данная сф∙ера для насе∙ления является са∙мой важной.