Файл: Формы социальной защиты населения (Формы социальной защиты населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Выбранная мною тема актуальна для Российской Федерации. Десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите. Следует концентрировать внимание на состояние работы социальных органов в современной России, так как в государстве не самая благополучная социально-демографическая ситуация.

Организация и совершенствование системы социальной защиты населения России находится на одном из первых мест по значению для формирования государства.

Право граждан РФ на социальную защиту закреплено в Конституции РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

В связи с социально-экономической ситуацией в стране за последние годы увеличилось количество социальных сирот, т.е. детей, оставшихся по тем или иных причинам без обеспечения родителей. Для этой категории населения оказание социальной помощи также является достаточно актуальной задачей.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия и системы социальной защиты населения в Российской Федерации.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность социальной защиты населения;
  • рассмотреть формы социальной поддержки и защиты населения;
  • выявить основные направления социальной защиты населения в России;
  • рассмотреть зарубежный опыт социальной защиты;
  • определить проблемы социальной политики РФ;
  • рассмотреть пути совершенствования инструментов социальной защиты населения в РФ.

Объект исследования – система методов управления социальной защитой населения, составляющих основу модели социальной политики.

Предмет исследования – система социальной защиты населения государства.

Работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованных источников.


1. Формы социальной защиты населения

1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения

Прежде чем раскрыть перспективы развития социальной защиты необходимо дать определение данному понятию и раскрыть его основные направления, раскрыть какие органы осуществляют данную деятельность.

Социальная защита населения в широком смысле - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Основные цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход у семьи ниже прожиточного минимума, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности .

Основными предпосылками ее развития является:

1. изменение форм собственности;

2. изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества;

3. потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и др.);

4. социальное расслоение общества;

5. обеспечение законодательной основы зашиты прав и свобод человека.

Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.


В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

  • государс∙твенную, опирающуюся на при∙нцип социальной заб∙оты государства о соци∙ально уязвимых чле∙нах общества и социа∙льной благотворительности (о∙на предусматривает дифференц∙ированный подход к опред∙елению малообеспеченных гр∙упп населения по сте∙пени нуждаемости и льго∙тное предоставление им социа∙льной помощи);
  • част∙ную, базирующуюся на прин∙ципе ответственности каж∙дого члена обще∙ства за св∙ою судьбу и суд∙ьбу своей се∙мьи с использ∙ованием зарабатываемых собст∙венной трудовой и предприни∙мательской деятельностью дохо∙дов, доходов от собстве∙нности, а та∙кже личных сбере∙жений (эта сис∙тема ориентирована на распре∙деление по тр∙уду и вклю∙чает частное социа∙льное страхование).

Оказание государ∙ственной социальной пом∙ощи осуществляется в след∙ующих видах:

1) дене∙жные выплаты (соци∙альные пособия, субс∙идии, компенсации и дру∙гие выплаты);

2) натур∙альная помощь (топ∙ливо, продукты пита∙ния, одежда, обу∙вь, медикаменты и дру∙гие виды натур∙альной помощи).

Социальная пом∙ощь выполняет фун∙кцию вспомоществования по бедн∙ости отдельным гру∙ппам населения в экстре∙мальных условиях; но∙сит характер период∙ических и единовр∙еменных денежных доп∙лат к пен∙сиям и посо∙биям, натуральных вы∙дач и ус∙луг в це∙лях нейтрализации крити∙ческих жизненных ситу∙аций, неблагоприятных эконом∙ических условий. Социа∙льная помощь (подд∙ержка) осуществляется за сч∙ет местных орг∙анов власти, предп∙риятий (организаций), внебюд∙жетных и благотво∙рительных фондов в це∙лях оказания адре∙сной, дифференцированной пом∙ощи нуждающимся.

Проблема социа∙льной защиты насе∙ления по-разному реша∙ется в рам∙ках определенной социально-э∙кономической формации, конкр∙етной страны.

Чтобы обесп∙ечить такую защ∙иту, государство, пре∙жде всего, дол∙жно в законод∙ательном порядке устан∙овить основные социа∙льные гарантии, меха∙низм их реали∙зации и фун∙кции предоставления социа∙льной поддержки.

Формой реали∙зации государственной поли∙тики занятости на вс∙ех уровнях управ∙ления являются федера∙льная, территориальная и мес∙тные (городские, райо∙нные) программы. Федер∙альные программы име∙ют, как прав∙ило, региональный асп∙ект, но в регион∙альных программах содей∙ствия занятости насе∙ления даже не упоми∙наются федеральные и ин∙ые региональные прогр∙аммы, не гов∙оря уже об отра∙жении показателей движ∙ения рабочих ме∙ст. В наст∙оящее время пе∙ред разработчиками прог∙рамм всех уро∙вней остро ст∙оит проблема увя∙зки показателей движ∙ения рабочих ме∙ст и раб∙очей силы, исполь∙зуемых в прогр∙аммах с уче∙том параметров важн∙ейших отраслевых, межотра∙слевых, региональных и межреги∙ональных программ.


1.2. Формы социальной поддержки населения

В сос∙тав предоставляемого граж∙данам из чи∙сла категорий наб∙ора социальных ус∙луг включаются след∙ующие социальные усл∙уги:

1 дополни∙тельная бесплатная медиц∙инская помощь, в том чи∙сле предусматривающая обесп∙ечение необходимыми лекарст∙венными средствами по реце∙птам врача (фельд∙шера), предоставление при нал∙ичии медицинских пока∙заний путевки на санаторно∙-курортное лечение, осущест∙вляемые в соотве∙тствии с законода∙тельством об обязат∙ельном социальном страхо∙вании;

2 беспл∙атный проезд на приго∙родном железнодорожном транс∙порте, а та∙кже на междуг∙ородном транспорте к ме∙сту лечения и обра∙тно.

Граждане, име∙ющие ограничение спосо∙бности к труд∙овой деятельности III степ∙ени, и дети-и∙нвалиды имеют пр∙аво на полу∙чение на тех же усло∙виях второй пут∙евки на санаторно∙-курортное лечение и на беспл∙атный проезд на приго∙родном железнодорожном транс∙порте, а та∙кже на междуг∙ородном транспорте к ме∙сту лечения и обр∙атно для сопрово∙ждающего их ли∙ца.

Перечень лекарс∙твенных средств, а та∙кже перечень санаторно∙-курортных учреждений, в кот∙орые предоставляются путе∙вки, утверждается федер∙альным органом исполни∙тельной власти, осущест∙вляющим выработку государ∙ственной политики и норма∙тивное правовое регули∙рование в сф∙ере здравоохранения и социа∙льного развития.

Учет пр∙ава граждан на полу∙чение социальных ус∙луг осуществляется по ме∙сту жительства гражд∙анина с да∙ты установления ему ежеме∙сячной денежной выпл∙аты. Периодом предост∙авления гражданам социа∙льных услуг явля∙ется календарный го∙д. В слу∙чае, если граж∙данин в теч∙ение календарного го∙да приобрел пр∙аво на полу∙чение социальных ус∙луг в соотве∙тствии с наст∙оящей главой, пери∙одом предоставления ему социа∙льных услуг явля∙ется период с да∙ты приобретения гражд∙анином права на полу∙чение социальных ус∙луг до 31 дек∙абря текущего го∙да.

В слу∙чае, если граж∙данин в теч∙ение календарного го∙да утратил пр∙аво на полу∙чение социальных усл∙уг, периодом предост∙авления ему социа∙льных услуг явля∙ется период с 1 янв∙аря до да∙ты утраты гражд∙анином права на полу∙чение социальных усл∙уг.

Гражд∙анин, имеющий пр∙аво на полу∙чение социальных ус∙луг может отказ∙аться от их получ∙ения, обратившись с заявл∙ением в террито∙риальный орган Пенси∙онного фонда Росси∙йской Федерации, осущест∙вляющий ему ежеме∙сячную денежную выпл∙ату.


Допускается от∙каз от полу∙чения набора социа∙льных услуг полно∙стью, отказ от полу∙чения социальной усл∙уги.

Порядок предост∙авления гражданам социа∙льных услуг в соотве∙тствии с наст∙оящей главой устанав∙ливается федеральным орг∙аном исполнительной вла∙сти, осуществляющим выра∙ботку государственной поли∙тики и норма∙тивное правовое регули∙рование в сф∙ере здравоохранения и социа∙льного развития.

Лица, подвер∙гшиеся воздействию ради∙ации вследствие катас∙трофы, а та∙кже вследствие яде∙рных испытаний на и прирав∙ненные к ним кате∙гории граждан им∙еют право обрат∙иться за предост∙авлением им наб∙ора социальных усл∙уг.

Получателями государ∙ственной социальной пом∙ощи могут бы∙ть малоимущие се∙мьи и малои∙мущие одиноко прожи∙вающие граждане, кот∙орые имеют средне∙душевой доход ни∙же величины прожит∙очного минимума. Пор∙ядок определения вели∙чины прожиточного мини∙мума малоимущей се∙мьи или малои∙мущего одиноко прожив∙ающего гражданина устанав∙ливается субъектом с уче∙том величин прожи∙точных минимумов, устано∙вленных для соответ∙ствующих социально-демографических гр∙упп населения.

Социальное обслуж∙ивание осуществляется на осно∙вании обращения гражд∙анина, его опек∙уна, попечителя, дру∙гого законного предста∙вителя, органа государ∙ственной власти, орг∙ана местного самоупр∙авления, общественного объеди∙нения.

Каждый граж∙данин вправе полу∙чить в государ∙ственной системе социа∙льных служб беспл∙атную информацию о возмож∙ностях, видах, пор∙ядке и усло∙виях социального обслуж∙ивания.

Материальная пом∙ощь так же отно∙сится к чи∙слу социальных усл∙уг. Материальная пом∙ощь предоставляется гражд∙анам, находящимся в тру∙дной жизненной ситу∙ации, в ви∙де денежных сред∙ств, продуктов пита∙ния, средств сани∙тарии и гиги∙ены, средств ух∙ода за дет∙ьми, одежды, об∙уви и дру∙гих предметов пер∙вой необходимости, топл∙ива, а та∙кже специальных трансп∙ортных средств, техни∙ческих средств реабил∙итации инвалидов и ли∙ц, нуждающихся в посто∙роннем уходе.

Основания и пор∙ядок предоставления матери∙альной помощи устанав∙ливаются органами исполни∙тельной власти субъ∙ектов Российской Федер∙ации.

Социальной усл∙угой является и социа∙льное обслуживание на до∙му осуществляется пу∙тем предоставления социа∙льных услуг гражд∙анам, нуждающимся в посто∙янном или врем∙енном нестационарном социа∙льном обслуживании.