Файл: Формы государственного устройства (Форма государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Важность и актуальность изучения института государственного устройства в настоящее время не вызывает сомнений. Это обусловливается огромной важностью данного института в определении территориальной организации государства, а также в вертикальном строении органов государственной власти и управления любой конкретной страны. 
Изучение современных моделей государственного территориального устройства, преобладающих в мировом сообществе, принципов их организации в различных государствах, выявление положительных и негативных моментов различных форм государственного устройства в настоящий период должно помочь уяснению особенностей территориальной организации российского государства и выявлению основных направлений ее реформирования.

Поэтому изучение вопросов, касающихся уровня и степени политико-правового единства, территориальную организацию государственной власти и систему управления в России и в зарубежных государствах выступает на сегодняшний день как одно из самых актуальных и перспективных направлений в юриспруденции.

Объектом исследования выступают публично-правовые отношения, возникающие в процессе организации и функционирования определенных форм государственного устройства в России и других странах. 

Предметом исследования является территориальное государственное устройство как политико-правовое явление, а также основные модели государственного устройства и основные тенденции их развития. 

Цель исследования заключается в выявлении структуры и основных тенденций развития института государственного устройства за рубежом и в современной России. 

Для достижения указанной цели мы поставили следующие задачи:

- охарактеризовать элементы формы государства;

- определить понятие государственного устройства; 

- изучить основные формы государственного устройства;

- рассмотреть особенности государственного устройства Российской Федерации и выявить направления по его совершенствованию.

Степень разработанности темы. Данная тема является одной из фундаментальных в теории государства и права и множество авторов уже высказывали свои точки зрения по исследуемому вопросу в своих публикациях, монографиях, а также учебниках и иных источниках. В юридической литературе представлены разнообразные взгляды на существующую классификацию форм государственно-территориального устройства, принципов их организации и функционирования.


Теоретической основой нашей научно-исследовательской работы послужили труды отечественных ученых-юристов, являющихся выразителями различных взглядов на обозначенную нами тему, опубликованные в научных изданиях и в научной периодике. В работе были использованы труды известных теоретиков права, таких как А.А. Алексеев, А.А Иванов, В.Д. Перевалов, С.А. Авакьян. Заслуживают внимания статьи А.А. Степановой "Еще раз о федеративном устройстве России", А.А. Данько "Коллизионный федерализм в России: проблемы симметрии и асимметрии", где затронуты проблемы российского государственного устройства.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что положения, изложенные в работе, содержат новые подходы в исследовании разрешения проблем, касающихся принципов организации формы государственного устройства Российской Федерации. Сделанные выводы и рекомендации могут быть применены в практической деятельности по совершенствованию института государственного устройства России.
В ходе написания работы нами были использованы методы анализа, синтеза, формально-юридический, логический и системный подход.
Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

1 Форма государства

1.1 Понятие формы государства

Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса [10, с.45].

В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства дает понять нам, насколько слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и образования, какими методами происходит осуществление государственной власти.


Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.

Форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства) [3, с.112].

1.2 Форма государства и политический режим

Иногда в форму государства включают и политический режим. Вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Не вдаваясь в подробности научных дискуссий по этому поводу, укажу лишь, но то что категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:
1) конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).
2) политический режим показывает действительное содержание той или иной формы государства (с точки зрения государственного устройства и СССР, и США относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем отличается от жесткого централизованного государства) [5, с.96].

Можно отметить многообразие форм государств в современном мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов. Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:

1. особенности исторического развития государства;

2. исторические традиции;

3. различные политико-правовые идеи;

4. национальный состав населения;

5. внешние факторы (международное положение и т. д.). Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты


2. Виды форм государственного устройства

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств [8, с.19].

На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:

  1. Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признака суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.
  2. Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
  3. Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.

2.1 Унитарное государство

Унитарное государство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования [12, с.90]. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными не могут быть субъекты федеративного государства, так как они не имеют государственного суверенитета. «Унитарное государство» (от лат. unitas - единство) - одна из форм территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико-правовой статус входящих в государство составляющих частей.

Основные признаки унитарного государства:

  1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
  2. Единые для всей страны высшие органы власти;
  3. Единая система законодательства;
  4. Единое гражданство;
  5. Единая денежная единица;
  6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

  • характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
  • объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Централизованные унитарные государства - это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы [10, с.49]. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, в том числе «социалистических», формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных «партийных» руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной «партийной» власти

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

Например, согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 года, в пределах основных принципов, установленных законами государства, и при условии непротиворечия национальным интересам и интересам других областей область может издавать законодательные нормы по 18 позициям (организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанным конституционными законами. Области также могут наделяться правом издавать нормы для проведения в жизнь общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье оговорки, следует признать, что перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу компетенции государства и областей, а исключительной сферы ведения в отличие от субъектов федераций области не имеют. Напротив, все, что находится за пределами ст. 117, составляет исключительную сферу ведения государства.