Файл: Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики (Теоретические аспекты механизма финансового регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов для финансирования социальной политики и социальной сферы предусмотрено соответственно 5 трлн. 983 млрд 607,5 млн; 5 трлн. 935 млрд 270,56 млн и 6 трлн. 154 млрд 284,2 млн рублей. В абсолютных цифрах после уменьшения объема финансирования в 2019 году планируется его увеличение. Вместе с тем уменьшается доля расходов в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта (6,13%; 5,74% и 5,57%) в общем объеме расходов федерального бюджета (36,19%; 36,24% и 35,86%). Данные о финансовом обеспечении социальной политики и социальной сферы за счет средств федерального бюджета представлены в таблице 3.

Таблица 3

Финансирование социальной политики и социальной сферы за счет средств федерального бюджета

2018

2019

2020

Объем расходов, тыс. рублей

Социальная политика

4 702 011 582

4 728 842 046,8

4 867 380 358,8

Образование

663 629 812,6

647 462 163,2

663 707 390,7

(ультура, кинематография

97 737 297,3

94 492 253,6

86 507 299,8

Здравоохранение

460 059 062,8

426 658 833

497 530 970,2

визическая культура и спорт

60 169 774,6

37 815 272

39 158 214,4

В % к прогнозируемому объему ВВП

Социальная политика

4,82

4,58

4,41

Образование

0,68

0,63

0,6

(ультура, кинематография

0,1

0,09

0, 78

Здравоохранение

0,47

0,41

0,45

визическая культура и спорт

0,06

0,036

0,035

В % к общему объему расходов федерального бюджета

Социальная политика

28,45

28,88

28,37

Образование

4,01

3,95

3,86

(ультура, кинематография

0,59

0,577

0, 5

Здравоохранение

2,78

2,6

2,9

визическая культура и спорт

0,364

0,23

0,228

Таблица 3 показывает, что увеличиваются в абсолютных цифрах расходы на социальную политику, при снижении расходов в 2019 году они возрастут в здравоохранении, примерно на одинаковом уровне останутся в образовании, уменьшатся в культуре, кинематографии. После проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году объем расходов по финансированию физической культуры и спорта значительно уменьшится. Доля расходов в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта по всем социальным разделам федерального бюджета сокращается. Незначительно изменяется доля расходов в общем объеме расходов федерального бюджета.


В социальной политике финансируется пенсионное обеспечение (3 трлн 232 млрд 958,39 млн; 3 трлн 273 млрд 888,23 млн и 3 трлн 403 млрд 808,67 млн), социальное обслуживание населения (15 млрд 593,97 млн; 16 млрд 017,75 млн и 16 млрд 523,84 млн), социальное обеспечение населения (954 млрд 314,76 млн; 1 трлн. 005 млрд 387,99 млн и 1 трлн 027 млрд 619,49 млн), охрана семьи и детства ( 449 млрд 846 млн; 426 млрд 136,25 млн и 412 млрд 059,57 млн).

Осуществляется финансирование государственных программ Российской Федерации в области социальной политики и социальной сфере. Данные об их финансовом обеспечении представлены в таблице 4.

Таблица 4

Финансирование государственных программ Российской Федерации в области социальной политики и социальной сфере, тыс. рублей

Государственная программа РФ

2018

2019

2020

Развитие здравоохранения

311 066 464,7

275 626 975

348 281 071

Развитие образования

502 349 655,7

498 873 078

508 614 464,9

Социальная поддержка граждан

1 327 779 765

1 313 160 793,2

1 316 869 279,6

Доступная среда на 2011 - 2020 годы

50 764 959,5

50 683 114,5

51 120 510

Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации

97 885 278,5

73 148 822,1

71 731 175,6

Содействие занятости населения

44 735 081

45 331 239,6

45 999 556,9

Развитие культуры и туризма на 2013 - 2020 годы

94 750 983,7

88 638 781,2

80 703 913,7

Развитие физической культуры и спорта

58 741 896,4

35 423 845,1

35 482 743,6

На развитие пенсионной системы выделяется 3 трлн 072 млрд 451 млн 270,2 тыс.; 3 трлн 106 млрд 994 млн 056,9 тыс. и 3 трлн 235 млрд 636 млн 469,9 тыс.

Следует иметь в виду, что социальные расходы также предусмотрены в государственных программах Российской Федерации по социально-экономическому развитию некоторых регионов - Дальнего Востока и Байкальского региона, Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года, Калининградской области, арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года.

В федеральном бюджете предусмотрены ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств, включая социальную политику и социальную сферу. Это относится к таким государственным программам Российской Федерации, как: Развитие образования (по 20 млн на каждый год), Социальная поддержка граждан (58 млрд 238 млн 793 тыс.; 60 млрд 494 млн 498,3 тыс. и 62 млрд 677 млн 011,5 тыс.), Развитие культуры и туризма на 2013 - 2020 годы (35,5 млн на каждый год), а также к развитию пенсионной системы (700 млрд 581 млн 120,3 тыс.; 731 млрд 372 млн 974 тыс. и 760 млрд 531 млн 424,9 тыс.).


За счет средств федерального бюджета финансируются федеральные целевые социальные программы - Культура России (2012 - 2018 годы) (20 млрд 477,85 млн), Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы) ( 3 млрд 506,87 млн). Объем финансирования федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» составляет 6 млрд 543,2 млн; 8 млрд 055,6 млн и 7 млрд 735,4 млн. Социальные расходы предусмотрены в федеральных целевых социальных программах развития регионов - Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы, Калининградской области на период до 2020 года, Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года, Республики Карелия на период до 2020 года.

Для финансирования социальной политики и социальной сферы используются средства Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Общий объем бюджетов фондов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов составляет 11 трлн 170 млрд 560, 36 млн; 11 трлн 531 млрд 568, 57 млн и 11 трлн 929 млрд 536,1 млн., доля в объеме валового внутреннего продукта 11,45%; 11,16% и 10,82%. Данные о расходах бюджетов государственных внебюджетных фондов представлены в таблице 5.

Таблица 5

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов

Общий объем расходов, тыс. рублей

Фонд 2

2018

2019

2020

Пенсионный фонд Российской Федерации

8 439 861 756,5

8 694 848 504,8

8 979 996 360,2

Фонд социального страхования Российской Федерации

736 603 500,1

775 393 314,2

654 611 051,7

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

1 994 095 111,7

2 061 326 751,6

2 138 522 677

В % к прогнозируемому объему ВВП

Пенсионный фонд Российской Федерации

8,659

8,42

8.146

Фонд социального страхования Российской Федерации

0,755

0,75

0,735

Федеральный фонд обязат ельного медицинского страхования

2,04

1,996

1,939

Таблица 5 показывает, что в государственных внебюджетных фондах увеличиваются расходы в абсолютных цифрах, одновременно сокращается доля в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта.

Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предназначены для пенсионного обеспечения (7 254 528 750 тыс.; 7 556 551 325,1 тыс. и 7 867 012 581,8 тыс.), социального обеспечения населения (534 830 400,2 тыс.; 548 902 323,5 тыс. и 563 001 342,4 тыс.), охраны семьи и детства (341 387 404,4 тыс.; 311 135 343,1 тыс. и 292 553 617,4 тыс.). Эти данные свидетельствуют, что сокращаются расходы на финансирование семьи и детства. Ассигнования бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации предназначены для расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (589 037 446,4 тыс.; 623 896 375,6 тыс. и 654 611 851,7 тыс.), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (99 429 311,4 тыс.; 103 954 494,3 тыс. и 109 044 149.3 тыс.). Средства бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предназначены для финансирования здравоохранения - базовой программы обязательного медицинского страхования.


Не следует суммировать расходы федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов на социальную сферу и социальную политику, поскольку их доходы включают межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы другому бюджету бюджетной системы. В прогнозируемый общий объем доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации входят межбюджетные трансферты, получаемые из федерального бюджета (3 345 850 848,3 тыс.; 3 339 580 468,5 тыс. и 3 433 769 479,7 тыс.), из бюджетов субъектов Российской Федерации (3 323 300 тыс.; 3 045 695,6 тыс. и 3 158 656,4 тыс.). Фонд осуществляет предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации - межбюджетных трансфертов для софинансирования целевых расходов. Субсидии предназначены для финансового обеспечения региональных социальных программ, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, с оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам - получателям страховой пенсии по старости и по инвалидности, с обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров. Субсидии предоставляются за счет бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на эти цели.

Направления финансового обеспечения социальной политики и социальной сферы разнообразны, в каждом из них существуют приоритеты. В качестве примера приоритетного направления следует привести поддержку семьи и детей. На заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в ноябре 2017 года Президент Российской Федерации предложил меры по поддержке семьи и детей, демографии, о которых он также высказался на ежегодной пресс-конференции. Меры предполагают введение ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребёнка до достижения им полутора лет в размере прожиточного минимума ребёнка, которая будет выплачиваться семьям со среднедушевым доходом ниже полуторакратного прожиточного минимума трудоспособного населения. В регионах размер пособия будет варьироваться. Средний его размер в 2018 году - 10 523 рубля, 2019 г. - 10 836, 2020 г.- 11 143. Расходы на реализацию этой меры составят за три года 144,5 млрд рублей. Продлевается действие программы материнского (семейного) капитала до 31 декабря 2021 года и расширяются возможности для использования средств. Средства материнского (семейного) капитала можно будет получать и тратить в виде ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением второго ребенка до достижения им полутора лет и использования для оплаты услуг в сфере дошкольного образования с двухмесячного возраста ребёнка. Предлагается расширить число регионов с 50 до 60, которые получат софинансирование из федерального бюджета на выплату пособия на третьего ребёнка. Вводится субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам. Процентная ставка свыше 6% будет субсидироваться государством с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. Сроки субсидирования при рождении второго ребёнка - три года с выдачей кредита, третьего - пять лет.


Это в ближайшие годы охватит 500 тысяч российских семей. Вводится в действие программа по созданию дополнительных мест в яслях для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет. В 2018-2019 годах предполагается обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в этом возрасте, создать более 326 тысяч ясельных мест. Планируется повысить доступность медицинского обслуживания детей и улучшение его качества. Для реконструкции и дооснащения оборудованием детских поликлиник потребуется более 50 млрд. рублей. По 10 млрд. каждый год будет выделяться из федерального бюджета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовый механизм государственного регулирования, что, по сути, представляет собой совокупность методических, организационных, нормативных и правовых форм, методов, инструментов, рычагов и положений, на основе которых разрабатываются мероприятия, при условии соответствующего нормативно-правового и информационного обеспечения, определяющих функционирование финансово-экономических отношений в государстве, практическое применение которых направлено на достижение определенных целей и задач, в процессе формирования, распределения и использования целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов.

Финансовый механизм регулирования характеризуется присущими ему чертами, которые позволяют определенным образом отличать его от других механизмов управления:

1.Характеризуя сферу использования объективно существующих распределительных отношений, он выступает составным звеном общей системы управления экономикой, занимая в ней ведущее место.

2.Финансовый механизм регулирования с одной стороны обусловлен реально существующими финансовыми отношениями, а с другой - он активно влияет на них.

3.По мере развития рыночных финансово-экономических отношений финансовый механизм меняется и совершенствуется.

4.В зависимости от направлений и целей государственного регулирования, финансовый механизм предусматривает применение различных, внутренне обусловленных инструментариев влияния на социальноэкономические процессы.

5.Инструменты влияния финансового механизма государственного регулирования комбинируются и взаимодополняются в зависимости от задач финансовой политики государства.

Основными и наиболее действенными формами государственного регулирования экономики в современных условиях являются макроэкономическое планирования и прогнозирования, использование механизма государственного заказа и соответственно регулирования уровня расходов бюджета и предприятий государственного сектора экономики, разработка и реализация государственных программ социально-экономического развития.