Файл: Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики (Теоретические аспекты механизма финансового регулирования).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты механизма финансового регулирования
1.1. Понятие механизма финансового регулирования
1.2. Структура и содержание механизма финансового регулирования
2. Анализ практических аспектов механизма финансового регулирования
2.1. Характеристика финансового механизма регулирования экономики
2.2. Роль финансового механизма в реализации финансовой политики
Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношении, способы их количественного определения. Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д. Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности. Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов. Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налога с оборота и др.
Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма. Государство, устанавливая способы организации финансовых отношений, закрепляет их в соответствующих актах, издает законы. Так, Верховный Совет России издает законы о налогах, ежегодно принимает Закон о своем бюджете и т.д. Министерство финансов России и территориальные (в составе России) финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений правительства разрабатывают в пределах своей компетенции инструкции по исчислению и взиманию платежей, нормативные акты о правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам и т.д.
Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает страхую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.
В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями. Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.
2.3 Анализ современной финансовой политики Российской Федерации
Государство в зависимости от сферы общественных отношений оказывает воздействие на различные стороны своей деятельности через внутреннюю и внешнюю политику, социальную и культурную, финансовую и техническую.
Финансовая политика - основополагающий элемент в системе управления финансами, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рационального распределения и использования с целью реализации государственной программы экономического и социального развития.
В условиях кризиса российской экономики выработка мероприятий финансовой политики должна быть нацелена на решение комплекса следующих ключевых проблем: - устранение структурных дисбалансов в финансовой системе государства, сокращение частной и суверенной задолженности, а также максимальное уменьшение разрыва между стоимостью реальных активов производительных сил и производных ценных бумаг;
-обеспечение доступа ключевых секторов экономики Российской Федерации к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;
-обеспечение реального сектора экономики необходимым объемом инвестиционных ресурсов посредством улучшения инвестиционного климата и устранения избыточных административных барьеров;
В современных условиях российская экономика находится в состоянии глубокого структурного кризиса, который будет усугубляться по прогнозам ведущих экономистов и достигнет своего пика к 2020 году. Эту проблему необходимо решать уже сегодня и в первую очередь логично начать реализацию комплекса мероприятий финансовой политики с устранения структурной несбалансированности расходной части федерального бюджета и обеспечения более равномерного перераспределения финансовых ресурсов между объектами государственной и социальной инфраструктуры.
Данные меры будут способствовать решению комплекса следующих важнейших задач:
-повышение эффективности государственного управления;
-сокращение дифференциации населения по уровню доходов;
-повышение качества и доступности образования, медицинской помощи;
-достижение сбалансированности социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2015, 2016 годы и плановый период на 2017, 2018 и 2019 годы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура расходов федерального бюджета (млрд руб.)
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
Общегосударственные вопросы |
998 |
1,066 трлн руб. |
1,135 трлн руб. |
1,12 трлн руб. |
1,11 трлн руб. |
Национальная оборона |
1,01 трлн руб. |
1 трлн руб. |
1,12 трлн руб. |
2,7 трлн руб. |
2,8 трлн руб. |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1,35 трлн руб. |
1,31 трлн руб. |
1,27 трлн руб. |
1,9 трлн руб. |
2 трлн руб. |
«Серая зона» (секретные статьи) |
3,08 трлн руб. |
3,01 трлн руб. |
3,1 трлн руб. |
3,12 трлн руб. |
3,1 трлн руб. |
Национальная экономика |
2,03 трлн руб. |
2,53 трлн руб. |
2,2 трлн руб. |
2,2 трлн руб. |
2 трлн руб. |
Охрана окружающей среды |
46,77 |
59,42 |
76,4 |
78 |
80 |
Образование |
579,36 |
557,8 |
586 |
589 |
586 |
Здравоохранение |
371,79 |
475,57 |
377 |
394 |
360 |
Социальная политика |
4,21 трлн руб. |
4,45 трлн руб. |
5,08 трлн руб. |
4,9 трлн руб. |
5,0 трлн руб. |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
119,41 |
74,27 |
58,2 |
30 |
27 |
Культура, кинематография |
90,76 |
94,96 |
94 |
88 |
80 |
Физкультура и спорт |
71,16 |
72,16 |
89 |
55 |
34 |
Средства массовой информации |
72,57 |
79,92 |
73,4 |
68 |
67 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
585,3 |
645,84 |
729 |
848 |
870 |
Исходя из данных, представленных в таблице, объем вложений в национальную экономику уменьшится на 7,5 % за счет прекращения или снижения финансирования некоторых государственных экономических программ. Приостановка федерального субсидирования некоторых корпораций и региональных проектов закрывает дорогу задуманному изначально развитию тех или иных отраслей промышленности и территорий.
Пока наибольшие потери понесли следующие программы: Социально-экономическое развитие Дальнего Востока - 50,3 %; Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы - 30,3 %; Энергоэффективность и развитие энергетики - 27,2 %; Экономическое развитие и инновационная экономика - 22,8 %. При этом продолжится финансирование таких компаний, как Росатом (77 млрд рублей), РЖД (68 млрд рублей), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (14 млрд рублей). Снова получат дотации банки: в первую очередь находящийся на грани банкротства Внешэкономбанк (150 млрд рублей), Россельхоз- банк, реализующий кредитование агропромышленных предприятий, Сбербанк и ВТБ в рамках поддержки ипотечного кредитования. К регионам, которые обеспечены наибольшими субсидиям, в 2017 году относятся Крым, Севастополь, Северный Кавказ и
За несколько последних лет Правительством и Президентом РФ утверждено 45 приоритетных государственных программ. В бюджете на 2017 год нет ресурсов для полноценной реализации каждой из них. Если ранее в соответствии с Бюджетным кодексом дозволялось оставлять около 2,5 процента от всех расходов условно расписанными, они предназначались для распределения по самым важным проектам и программам по решению правительства или Президента, то в нынешнем финансовом документе это правило не действует.
Но расходы на несколько приоритетных проектов предусмотрены:
1) развитие здравоохранения - 3,84 млрд рублей; 2) развитие образования на 2013-2020 годы - 42 млрд рублей; 3) ипотека и арендное жильё - 20 млрд рублей; 4) ЖКХ и городская среда - 10 млрд рублей; 5) международная кооперация и экспорт - 41 млрд рублей; 6) малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы - 14,6 млрд рублей; 7) безопасные и качественные дороги - 30 млрд рублей; 8) комплексное развитие моногородов - 6,5 млрд рублей; 9) экология - 20,19 млрд рублей.
Еще до рассмотрения федерального бюджета на 2017 год было обещано выполнение государством социальных обязательств при любых обстоятельствах. Даже в условиях сокращения всех расходов на социальные выплаты выделено на 620 млрд больше, чем в прошедшем году. Это объясняется тем, что растет количество получателей различных пособий. Основная часть пойдет на выплаты пенсии с учетом двух индексаций, соответствующих фактическому уровню инфляции. При этом закон об опережающем росте пенсий для сельских жителей отложен на 3 года, что затрудняет повышение уровня благосостояния самых малообеспеченных пенсионеров. Остальные 1,4 трлн рублей будут потрачены на все прочие пособия, индексация которых составит 8 %, В этой же статье заложены расходы на реализацию продленной программы материнского капитала. Установленный размер выплаты за рождение второго ребенка остался на уровне 453 тыс. руб. Несмотря на сокращение расходов на здравоохранение, запланировано продолжить строительство перинатальных центров, оснащение детских больниц, оборудование помещений социального назначения для комфортного использования инвалидами. Но многие проекты отложены на неопределенный срок.
Анализируя структуру расходов Федерального бюджета на 2017 год и плановый период до 2019 года нельзя не отметить важную особенность: рост финансирования государственных расходов на оборону, общегосударственные вопросы, правоохранительную деятельность и расходов на обслуживание государственных долговых обязательств. Такая финансовая политика ведет к еще большей разбалансированности расходной части бюджета, которая в свою очередь обеспечивает сдерживание экономическое развитие страны. Таким образом, реализовать цель на ближайшую перспективу по укреплению экономического суверенитета страны, не обеспечив структурную перестройку расходной части Федерального бюджета, не представляется возможным.
Необходимо проанализировать особенности финансовой политики в социальной сфере.
Финансирование социальной политики и социальной сферы осуществляется за счет средств бюджетной системы. В 2015 году расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на социально-культурные мероприятия составили 17 трлн. 151,5 млрд рублей (21,2% к ВВП), в том числе федерального бюджета - 5 трлн 636,9 млрд (7%), бюджетов государственных внебюджетных фондов - 9 трлн 791,6 млрд, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 5 трлн 872,7 млрд (7,3%), бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - 1 трлн 581,9 млрд. Данные о расходах бюджетной системы на социально-культурные мероприятия в 2015 году представлены в таблице 2.
Таблица 2
Расходы бюджетной системы на социально-культурные мероприятия, млрд рублей
Консолиди рованный бюджет Российской Федерации |
в том числе |
||||
Федераль ный бюджет |
Бюджеты государстве нных внебюджет ных фондов |
Консолидированн ые бюджеты субъектов Российской Федерации |
Бюджеты территори альных государст венных внебюджет ных фондов |
||
Образование |
3034,6 |
610,6 |
0,2 |
2472,5 |
- |
Культура, кинематогра фия |
395,6 |
89,9 |
310,6 |
||
Здравоохране |
2861 |
516 |
1638,2 |
1355,8 |
1580,1 |
ние |
|||||
Социальная политика |
10479,7 |
4265,3 |
8153,2 |
1497,1 |
1,8 |
Физическая культура |
254,9 |
73 |
- |
193,1 |
- |
и спорт |
|||||
Средства массовой информации |
125,7 |
82,1 |
- |
43,6 |
- |