Файл: Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики (Теоретические аспекты механизма финансового регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время развитие социально ориентированной экономики подразумевает вмешательство государства не только в социальные, но и в экономические процессы в стране, так как в связи с существующей монополизацией рынка и бездействием профсоюзов, процесс саморегулирования не действует на благо граждан. Поскольку не всегда можно и нужно применять какие-либо административные меры, то в таком случае основным инструментом регулирования экономических и социальных процессов в обществе выступают государственные и муниципальные финансы.

Таким образом, финансовое регулирование в современном мире играет важную роль в обеспечении развития социальной сферы страны, а государство является основным субъектом данного регулирования. Финансирование и поддержание развития социальной сферы, а именно образования, здравоохранения, культуры и т. д., должно происходить в первую очередь со стороны государства посредством государственных и муниципальных финансов (формирование доходной части бюджета, использование межбюджетных трансфертов и др.).

Объектом исследования является государственное финансовое регулирование в Российской Федерации.

Предмет исследования составляют анализ элементов механизма государственного финансового регулирования.

Целью курсовой работы является анализ механизма государственного финансового регулирования и его роли в реализации финансовой политики.

Из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:

- изучение понятия механизма государственного финансового регулирования;

- характеристика структуры и содержания механизма государственного финансового регулирования

- анализ финансового механизма государственного регулирования экономики

-выявление основных проблем в сфере финансового механизма государственного регулирования социальных процессов в Российской Федерации.

При написании курсовой работы использовались методы: общенаучные методы (методы индукции и дедукции, анализа, синтеза) и частные методы (формально-юридический, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой).

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования выводов и предложений курсовой работы в совершенствовании механизма государственного финансового регулирования.

Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, списка использованных источников.


1. Теоретические аспекты механизма финансового регулирования

1.1. Понятие механизма финансового регулирования

Среди современных экономистов нет единого мнения относительно содержания понятия механизм государственного финансового регулирования . В целом, в отечественной и зарубежной экономической литературе финансовый механизм представляется как принципиальная схема практического использования финансовых рычагов в экономике государства, направленный на регулирование тех или иных процессов, или объектов в системе управления на разных его уровнях.

С этой точки зрения, его можно охарактеризовать как комплекс специально разработанных и законодательно закрепленных в государстве форм и методов создания и использования финансовых ресурсов для обеспечения развития экономической системы и социальных гарантий граждан.

Однако, по нашему мнению, существенным недостатком в определении финансового механизма, являются упущения во многих случаях перечня источников обеспечения использования финансовых методов и рычагов, в частности правового, нормативного, информационного. Кроме того, понятие финансового механизма неотделимо от финансовой политики государства, которая определяет функции финансового механизма и его органическую связь с государственным регулированием экономики.[14, C.251]

Считаем, что структуру финансового механизма как финансовой категории удачно рассматривает Дуброва М.В., которая в своих научных исследованиях выделяет его следующие составляющие элементы: финансовые методы (финансовое оперативное управление, финансовое планирование, финансовое обеспечение, финансовое регулирование и финансовый контроль); финансовые рычаги, стимулы и санкции (налоги, сборы, проценты по кредитам, нормы финансирования и т.д.); нормативно-правовое обеспечение (система нормативных и распорядительных документов произведенная органами управления). [10, C.54]

Ильина Т.Г. Герасимова детализирует структуру финансового механизма по направлениям формирования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов и представят ее в форме взаимосвязанных элементов, которые являются совокупностью форм и методов, входящих в систему управления финансами. [13, C.47]


Они отмечают, что по структуре финансовой системы, финансовый механизм подразделяется на следующие составляющие: финансовый механизм предприятий, организаций, учреждений; бюджетный механизм; страховой механизм и т.д..

Орлова С.А дополнила структуру финансового механизма информационным обеспечением и, по нашему мнению, наиболее удачно отразила его структуру схематически, исключительно как составляющую финансовой системы, без отражения регулятивных рычагов. [21, C.2425]

По нашему мнению, синтезируя все вышеприведенные взгляды, можно дать наиболее полное определение финансового механизма государственного регулирования, что, по сути, представляет собой совокупность методических, организационных, нормативных и правовых форм, методов, инструментов, рычагов и положений, на основе которых разрабатываются мероприятия, при условии соответствующего нормативно-правового и информационного обеспечения, определяющих функционирование финансово-экономических отношений в государстве, практическое применение которых направлено на достижение определенных целей и задач, в процессе формирования, распределения и использования целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов.

В отличие от системы управления финансами в целом, финансовое регулирование не имеет даже относительной самостоятельности по отношению к финансовой политики, поэтому на любое изменение в политике проходит адекватная реакция в регулировании. При этом формы и методы финансового регулирования могут оставаться стабильными, а это значит, что конкретные проявления финансового регулирования экономики могут не совпадать с финансовой политикой государства.

Важное место в механизме государственного финансового регулирования играет финансовый контроль:

Финансовый контроль можно трактовать в двух аспектах:

- деятельность специально уполномоченных органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины;

-элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Финансовый контроль имеет своей направленностью:

-предупреждение неэффективных, неправомерных действий по использованию денежных средств.

-Выявление фактов нецелевого использования средств.

В этой связи важное значение в системе законодательства каждого государства имеют правовые нормы, регулирующие отношения в области финансового контроля. Так например, Лимская Декларация руководящих принципов контроля содержит основополагающие принципы финансового контроля: законность, целесообразность, правильность, экономичность и эффективность финансовой деятельности. [4] На этих принципах базируются и нормативно-правовые акты в области финансового контроля, принимаемые в Российской Федерации.


На сегодняшний день, в нашей стране действует множество правовых актов в области финансового контроля, к основным можно отнести Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998[1], Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05 апреля 2013[3]. Однако, в правовое регулирование государственного финансового контроля в нашей стране далеко от идеала, так как имеет ряд проблем и противоречий, негативным образом сказывающихся на качестве и эффективности государственного финансового контроля.

В таком случае формируется финансовый механизм государственного регулирования экономики, как важнейший инструмент достижения определенных целей управления. Финансовый механизм регулирования характеризуется присущими ему чертами, которые позволяют определенным образом отличать его от других механизмов управления:

1.Характеризуя сферу использования объективно существующих распределительных отношений, он выступает составным звеном общей системы управления экономикой, занимая в ней ведущее место.

2.Финансовый механизм регулирования с одной стороны обусловлен реально существующими финансовыми отношениями, а с другой - он активно влияет на них.

3.По мере развития рыночных финансово-экономических отношений финансовый механизм меняется и совершенствуется.

4.В зависимости от направлений и целей государственного регулирования, финансовый механизм предусматривает применение различных, внутренне обусловленных инструментариев влияния на социальноэкономические процессы.

5.Инструменты влияния финансового механизма государственного регулирования комбинируются и взаимодополняются в зависимости от задач финансовой политики государства.

6.Количественные характеристики финансового механизма государственного регулирования зависят от границ государственного вмешательства в экономические процессы.

Назначение финансового механизма в государственном регулировании экономики региона сводится к:

-финансовому обеспечению рычагов государственного регулирования развития административно-территориального образования;

-финансовому регулированию экономических и социальных процессов на региональном уровне.

1.2. Структура и содержание механизма финансового регулирования


Финансовый механизм можно характеризовать с качественной и количественной стороны. Количественная характеристика финансового механизма государственного регулирования определяется размером финансовых ресурсов, сосредотачивается и распределяется на соответствующих управленческих уровнях, а также технологии их сосредоточения и использования.

Качественная характеристика финансового механизма государственного регулирования характеризуется совокупностью приемов, методов и форм мобилизации ресурсов и их использованием.

Указанные две стороны функционирования финансового механизма в процессе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода регулирования социально-экономического развития: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Поскольку эти два метода являются глобальными и обобщающими и включают в себя отдельные частные методы, то их можно выделить как структурные подсистемы финансового механизма регулирования, которые характеризуют содержание финансового воздействия на различные стороны развития общества. [27, C.107]

Установление приоритетности применения того или иного метода лежит в основе определения направлений финансовой политики государства в целом.

И, чем выше уровень развития народнохозяйственного комплекса и общественных отношений страны, тем большее значение придается финансовому регулированию. Поскольку именно оно подчинено задачам создания соответствующих фондов финансовых ресурсов, прежде всего централизованных фондов - местных бюджетов, в отличие от финансового обеспечения, которое приобретает приоритетность в условиях административно-командной системы управления, где ресурсы, выделяемые на основе решений этой системы, являются их материальным обеспечением. Финансовое регулирование в системе финансового механизма выполняет основную свою функцию - делает рыночную экономику регулируемой, а не стихийной.

Подсистемы финансового обеспечения и финансового регулирования тесно взаимосвязаны. Установленная в тот или иной период система финансового обеспечения требует соответствующего финансового регулирования. Согласно такому подходу структуру финансового механизма по назначению в государственном регулировании экономики можно представить в виде схемы (см. рис. 1).

Рисунок 1. Структура механизма бюджетного регулирования экономики

Как видно из схемы, финансовое обеспечение на региональном уровне реализуется на основе установленных систем финансирования, которое осуществляется в четырех формах: самофинансирования и кредитования, инвестирования, межбюджетное трансфертование.