Файл: Понятие и признаки государства (Понятие и сущность государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу Рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей — рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогичное положение власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса Феодалов — земельных собственников. Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) Феодалов. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти [21].

Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п [17, стр. 14-17].

Тем не менее, установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапар­тизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и проч.


В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

И, наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием существования чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.

Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции [19, стр. 56]. Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. [22, стр. 18].

Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных про­грамм и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность об­щества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.

Но, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элит, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др. О некоторых их них пойдет речь ниже.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая [16, стр. 45].


К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа [9, стр. 123].

Список использованных источников

Агафонов, С.А. Обыкновенные дифференциальные уравнения: Учебное пособие для студентов вузов / С.А. Агафонов, Т.В. Муратова. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 240

, А.К. Справочное пособие по высшей математике. Т.5. Дифференциальные уравнения в примерах и задачах: Часть 1: Дифференциальные уравнения первого порядка / А.К., Г.П. Головач. - М.: КД, 2016. - 240

Васильева, А.Б. Дифференциальные и интегральные уравнения. Вариационное исчисление в. и зад. / А.Б. Васильева и др. - М.:, 2015. - 432 .

Дмитриенко, Ю.И. Дифференциальные уравнения математической физики. Выпь. XII / Ю.И. Дмитриенко. - М.: МГТУ , 2013. - 367

Нармаев, А.А. Дифференциальные уравнения: Учебное пособие / А.А.. - СПб.: Лань КПТ, 2016. - 288

Карапетян Н.К. Интегральные операторы с однородными ядрами. Рукопись спецкурса. 38с.

Костин В.А. Пространства и эволюционные уравнения. Дифференциальные уравнения, т.5, 2015г, с. 1405-1414.

Оливер Ф. Введение в асимптотические методы и специальные функции. Москва: «Наука», 3013, с.47-56.

С.Г., А.А., О.И. Интегралы и производные дробного порядка и некоторые их приложения. Минск: Наука и техника, 2014. 688

Хайкин М.И. Уравнение Минера-Хопфа в пространствах основных и обобщенных функций. Изв.вузов., 2012 г, с.83-91.

Никольский С.М. Курс математического анализа. В 2-х т. / С.М. Никольский. – М., Наука, 2013. – Т. 1. – 484

Список использованных источников

Агафонов, С.А. Обыкновенные дифференциальные уравнения: Учебное пособие для студентов вузов / С.А. Агафонов, Т.В. Муратова. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 240

, А.К. Справочное пособие по высшей математике. Т.5. Дифференциальные уравнения в примерах и задачах: Часть 1: Дифференциальные уравнения первого порядка / А.К., Г.П. Головач. - М.: КД, 2016. - 240


Васильева, А.Б. Дифференциальные и интегральные уравнения. Вариационное исчисление в. и зад. / А.Б. Васильева и др. - М.:, 2015. - 432 .

Дмитриенко, Ю.И. Дифференциальные уравнения математической физики. Выпь. XII / Ю.И. Дмитриенко. - М.: МГТУ , 2013. - 367

Нармаев, А.А. Дифференциальные уравнения: Учебное пособие / А.А.. - СПб.: Лань КПТ, 2016. - 288

Карапетян Н.К. Интегральные операторы с однородными ядрами. Рукопись спецкурса. 38с.

Костин В.А. Пространства и эволюционные уравнения. Дифференциальные уравнения, т.5, 2015г, с. 1405-1414.

Оливер Ф. Введение в асимптотические методы и специальные функции. Москва: «Наука», 3013, с.47-56.

С.Г., А.А., О.И. Интегралы и производные дробного порядка и некоторые их приложения. Минск: Наука и техника, 2014. 688

Хайкин М.И. Уравнение Минера-Хопфа в пространствах основных и обобщенных функций. Изв.вузов., 2012 г, с.83-91.

Никольский С.М. Курс математического анализа. В 2-х т. / С.М. Никольский. – М., Наука, 2013. – Т. 1. – 484

Список использованных источников

Агафонов, С.А. Обыкновенные дифференциальные уравнения: Учебное пособие для студентов вузов / С.А. Агафонов, Т.В. Муратова. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 240

, А.К. Справочное пособие по высшей математике. Т.5. Дифференциальные уравнения в примерах и задачах: Часть 1: Дифференциальные уравнения первого порядка / А.К., Г.П. Головач. - М.: КД, 2016. - 240

Васильева, А.Б. Дифференциальные и интегральные уравнения. Вариационное исчисление в. и зад. / А.Б. Васильева и др. - М.:, 2015. - 432 .

Дмитриенко, Ю.И. Дифференциальные уравнения математической физики. Выпь. XII / Ю.И. Дмитриенко. - М.: МГТУ , 2013. - 367

Нармаев, А.А. Дифференциальные уравнения: Учебное пособие / А.А.. - СПб.: Лань КПТ, 2016. - 288

Карапетян Н.К. Интегральные операторы с однородными ядрами. Рукопись спецкурса. 38с.

Костин В.А. Пространства и эволюционные уравнения. Дифференциальные уравнения, т.5, 2015г, с. 1405-1414.

Оливер Ф. Введение в асимптотические методы и специальные функции. Москва: «Наука», 3013, с.47-56.

С.Г., А.А., О.И. Интегралы и производные дробного порядка и некоторые их приложения. Минск: Наука и техника, 2014. 688

Хайкин М.И. Уравнение Минера-Хопфа в пространствах основных и обобщенных функций. Изв.вузов., 2012 г, с.83-91.

Никольский С.М. Курс математического анализа. В 2-х т. / С.М. Никольский. – М., Наука, 2013. – Т. 1. – 484


1.3 Теории происхождения государства

Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Выделяют следующие теории происхождения государства: теологическая теория, патриархальная теория, теория общественного договора, теория насилия, материалистическая (марксистская) теория, психологическая теория, расовая теория Гюнтера, органическая теория, ирригационная теория, комплексная теория происхождения государства Х. Й.М. Классена, кризисная теория А.Б. Венгерова, дуалистическая теория Малыгина, Афанасьева, теория специализации Т.В. Кашаниной, инцестная (половая) теория К. ЛевиСтросс, спортивная теория Ортега-и-Гасет. О некоторых их них пойдет речь ниже.

Теологическая теория. Теологическая теория происхождения государства получила своё распространение в средневековье, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, а зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всём. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Наделяя государство и государей (как представителей и выразителей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка и согласия. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям [26, стр. 39-46].

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, так как построена в основном на вере. Другой вариант данное теории состоит в том, что государство как система управления обществом создано высшими силами с целью объединения людей для выживания и развития, передаче им (людям) определённых для этого знаний (обучение людей). Первые китайские императоры спускались с небес и учили людей варить пищу, строить жилище, повозки, возделывать поля. В Греции боги учили добывать огонь и обрабатывать металл. По мере накопления знаний у людей и их передачи поколениям власть небес ослабевалась. Уже в Древней Греции по мифам известно, что люди говорили: "Боги покинули нас". И этим начали пользоваться смышленые наглые люди, путём обмана и интриг приходя к власти[24, стр. 489].