Файл: Понятие и признаки государства (Понятие и сущность государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ю. А. Тихомиров подошел к этому вопросу несколько иначе, полагая, что государство можно определить как политическую организацию, управляющую общественными делами и регламентирующую действия граждан с применением права, при этом данная трактовка относится к разным видам государств [12, с. 13]. В этой дефиниции отмечается стремление избежать упоминания признаков государства, что делает его довольно расплывчатым.

Многие исследователи сходятся на мысли, что государство является политическим институтом. Так, определение, данное в энциклопедии «Геополитика», характеризует его как «способ организации общества и его политической системы на определенной территории, центральный институт власти» [6, с. 123]. Стоит отметить, что в некоторых прочтениях термин «государство» имеет довольно узкое значение, близкое к западному пониманию слова «нация» (например, Организация Объединенных Наций является всемирной организацией государств), при этом состав признаков государства существенно изменяется.

Небезынтересным является мнение Е. Т. Гайдара, который указывает на важность определения понятия «государство» следующим образом: по его словам, «весь вопрос в целях и приоритетах государства в том, что, собственно, понимать под словом "государство"» [5, с. 27]. Несмотря на отсутствие определенного ответа на этот вопрос, в работе «Государство и эволюция» можно проследить ход мысли автора, который полагает, что носителями государственности являются чиновники, а государство представляет собой не что иное, как аппарат государства, государственную машину [5, с. 189]. Позиция специалистов сильно отличается от вышеизложенной: по мнению большинства исследователей, в качестве носителя государственности выступает сообщество граждан, народ [10, с. 136].

Точку зрения Е. Т. Гайдара разделяют некоторые отечественные исследователи, например, А. С. Ахиезер считает, что государство представляет собой профессиональный аппарат управления, выделившийся из общества [3, с. 71]. Несколько иначе к вопросу подходит Э. Я. Баталов, излагая представление о государстве как о механизме принуждения человека, которое «всегда было, есть и будет оставаться до тех пор, пока оно существует как всеобщий институт цивилизации» [4, с. 6].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в современной юридической науке универсальное понятие государства так и не сформировалось. Как правило, под этим термином подразумевается одно из двух значений, каждое из которых существенно влияет на состав признаков имеющегося в виду в данном случае института.


Во-первых, следует отметить представление о государстве как о государственно-организованном сообществе. Это понятие имеет как географическое, так и политическое значение, подразумевая страну с самостоятельной властью, существующую в определенных границах и, нередко, в законченный исторический период.

Во-вторых, «государство» подразумевает некий аппарат государственной власти, в составе которого могут быть государственные организации, учреждения, правовые правила, принципы и традиции, общественные установления, формы реализации власти в обществе, при этом временные и географические границы в данном случае так же отчетливо очерчены.

Необходимо подчеркнуть, что сущность государства как общественного явления представляет собой совокупность взаимосвязанных внутренних и внешних сторон и аспектов целей и задач государства, а также и деятельности по их реализации. Этим и объясняется расхождение в трактовке сущности государства: в различных концепциях выделяются лишь некоторые аспекты государственности, при этом соответствующие признаки государства преподносятся как первичные, а остальные получают статус производных.

Таким образом, существует возможность выработки универсального понятия государства и выявления его признаков. Тот факт, что это не было сделано в юридической науке до сих пор, объясняется определенными трудностями, а вовсе не принципиальной невозможностью. Государство обладает набором признаков, которые проявляются на всех этапах его развития и в своей совокупности и взаимодействии позволяют определить его как единую политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

3.2 Государство как особая форма общества

Ответить на вопрос о том, что такое государство, невозможно без анализа его признаков, поскольку содержание любого научного понятия выражается совокупностью отраженных в нём признаков исследуемого объекта. Признаки государства позволяют показать его уникальность, самостоятельность и качественную определённость. В свою очередь, раскрытие этой уникальности предполагает выявление отличительных свойств государства, его несхожести с иными социальными явлениями [17, стр. 186].

У государства есть разные категории признаков. Поскольку оно является сложной многоуровневой системой, то каждая из его сторон характеризуется отдельной группой признаков. Кроме того, среди признаков государства встречаются такие, которые имеются и у иных социальных явлений, а есть признаки, специфичные только для него. Поэтому начнем рассмотрение признаков государства с их классификации. Основаниями классификации будут: сторона государства (сфера его бытия), отражаемая признаками; уровень их важности для характеристики качеств государства; степень сходства или различия между государством и сравниваемыми с ним социальными явлениями.


В зависимости от того, какая сторона государства, какая сфера его бытия отражается признаками, их можно подразделить на экономические, социальные, кратологические и идеологические. Экономические признаки государства характеризуют его экономическую сферу. Её особенностями являются: производящая экономика, обеспечивающая систематическое получение излишков продуктов и иных материальных благ (избыточного продукта); производственные отношения, построенные на эквивалентном обмене, свободе и предприимчивости их участников; основанный на экономических потребностях систематический товарный обмен и т. д. Социальные признаки показывают свойства его социальной сферы, которой присущи: социальная дифференциация, формирование групп с несовпадающими, конкурирующими интересами; становление человека в качестве относительно автономного субъекта социальных отношений, осознающего собственные потребности и интересы, и др.

Кратологические признаки демонстрируют организацию социальной власти в государстве, для которой свойственны: дифференциация сфер властвования, возникновение непубличных разновидностей власти (семейной, корпоративной и т. д.); появление органов профессионального управления общественными делами. Идеологические признаки государства отражают качества его духовной сферы, которыми являются: дифференциация общественного сознания; появление самостоятельных видов норм, в том числе норм юридического права, которые дали возможность согласовывать конкурирующие интересы на справедливой цивилизованной основе не только внутри конкретного социума, но и за его пределами, и т. п.

Как правило, такая градация признаков государства не проводится, поскольку она связана с синтетическим, социально-философским его восприятием, которое в современном обществознании практически не представлено. Ведь вполне очевидно, что государство как экономическая организация обладает признаками, не совпадающими с теми, которые характеризуют его как организацию властную или духовную. Поскольку общая теория государства и права рассматривает только политико-правовой (юридический) аспект государства, постольку из всего многообразия его признаков её интересуют только те, которые представляют эту сторону. Применительно к сферам государственного бытия они представлены, главным образом, кратологическими признаками, а также теми из идеологических признаков, которые характеризуют государственную власть. Поэтому мы рассмотрим только те признаки государства, которые относятся к этим группам. Экономические, социальные и идеологические признаки, непосредственно не связанные с государственной властью, в число его политико-правовых показателей включаться не будут.


По уровню важности признаки подразделяются на существенные, отражающие важнейшие, необходимые, устойчивые внутренние свойства государства, без которых оно в принципе существовать не может, и несущественные, второстепенные, которые показывают внешние свойства государства, наличие которых для него не обязательно. В дальнейшем будут рассмотрены только существенные признаки, поскольку они отражают главные параметры государства.

По степени сходства или различия между государством и другими явлениями среди признаков можно выделить общие, единые для государства и сопоставляемого с ним объекта, и специфические, присущие только государству. Мы обратимся к специфическим признакам, так как они выражают его уникальность, качественное своеобразие.

Обычно государство сравнивается с несколькими объектами [3, стр. 405], что ведёт к формированию соответствующих групп признаков.

Во-первых, оно соотносится с предшествовавшим ему типом общества - первобытным социумом, который диалектически отрицается государством.

Во-вторых, - с другими самостоятельными государствами. Здесь сопоставляются формы проявления государственности у различных народов, поскольку единого для всего населения Земли государства не сформировалось, зато возникло множество стран, обладающих не только сходством, но и признаками, отличающими их друг от друга.

В-третьих, наряду с государством могут существовать иные организации, преследующие сходные с ним цели и выполняющие или стремящиеся осуществлять такие же, как и оно, функции. Это различные политические объединения, наиболее типичными из которых на сегодняшний день выступают политические партии и движения, в том числе нелегальные. Некоторые из них даже используют слово «государство» в своём наименовании [4, стр. 126]. Поэтому третью группу признаков составляют те, которые возникают при сопоставлении государства с ними.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.


Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще (без его "привязки" к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно "подогнать" под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность". В связи с этим необходимо отметить, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о "полугосударстве", "отмирающем государстве" (К. Маркс, В.И. Ленин).

Что касается признаков государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:

•наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

•системой налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

•территориальным делением населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому- либо роду или племени);